Словесность для шестиклассников: опыт создания собственных произведений через развитие инженерного мышления

Я — Инна, репетитор по русскому языку, в статье поделюсь созданной мной системой упражнений, в которой использовала принцип возвращения словесности как предмета, соединяющего в себе литературу и русский язык. Больше 6 лет я проработала в 179 школе (Школе Константинова, одной из рейтинговых школ Москвы с математическим, биологическим и инженерным профилями, в ней также многие годы базировался е-профиль — изобретательские классы).

Развивая свой метод, я использовала произведения разных стилей и жанров, а при необходимости писала собственные тексты.

Расскажу о самых важных видах и этапах моего взаимодействия с учениками 6 класса на уроках словесности, которые помогли детям создавать первые крепкие публикации.

I Волшебная сказка: опыт создания собственного произведения

Сначала мы изучали теорию по «Морфологии волшебной сказки» Вл. Проппа. Пропп создал метод анализа и классификации сказок, легенд и мифов с помощью выделения функций персонажей. Используя этот метод, можно создать собственное произведение в духе традиционного магического мышления и избежать несуразностей и логических ошибок. Работа Проппа довольно сложная, но мы с моим учеником из старшей школы свели его морфологию в таблицу и сделали удобной для использования на уроках. Проработав теорию, шестиклассники приступали к созданию собственного произведения в соавторстве с несколькими товарищами по классу. Сказки поэтапно публиковались в школьной газете. Такая работа давала детям опыт литературной правки и осознание логики текста, учила не бояться чистого листа, а также улучшала навыки работы в команде; мне же позволяла увидеть реальный уровень грамотности учеников, создающих текстовые импровизации. По времени работа длилась учебный год или чуть меньше (по одному уроку в неделю).

II Мост Юлия Цезаря: развитие инженерного мышления

Для этой задачи я брала описание строительства моста через Рейн из «Записок о Галльской войне» Цезаря и действовала так: читала одно предложение два раза, давала время, чтобы дети осознали информацию и нарисовали этап строительства моста у себя в тетради. На выходе у каждого ученика было изображение моста со всеми деталями, важными с инженерной точки зрения. Затем мы подробно проговаривали, как был возведён мост, какие материалы и как использовались, какие правила соблюдались и почему. Упражнение на логическое мышление, на умение воспринимать информацию на слух и объяснять своё понимание. Инженерное мышление, как и математика, помогает создавать логически безупречные тексты: оно позволяет увидеть своё творение как единое целое. Проблема многих пишущих детей в том, что почти всегда у них недостаточно задора, терпения, видения перспективы, чтобы довести хорошее начало текста до такого же хорошего конца. Инженерное мышление помогает справиться с этими трудностями и нацелиться на работу до результата.

III Блиц-опрос, прозванный детьми «Сдохни или умри»: упражнение на концентрацию и стрессоустойчивость

Каждому ученику выдавался листок с заданием на ОП-анализ (орфографический и пунктуационный анализ: нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания и раскрыть скобки) и давалось время на подготовку (5 минут). Затем шла проверка по системе «Не получи 2» (ошибся — получаешь 2, а следующий человек начинает это предложение заново; если прошёл предложение чисто — ничего не получаешь), «Получи 5» (прошёл предложение — 5, ошибся — следующий начинает заново) или «Получи 5 или 2».Невероятно популярная игра на концентрацию внимания и стрессоустойчивость, но ведущий должен быть очень внимателен к играющим, чтобы не допустить накала страстей и срыва. В эту игру мы играли с 6 по 11 класс. Такой блиц-опрос ,во-первых, позволял эффективно колебать образовательную среду (этот термин введён московским педагогом Тубельским) и разрывать унылую школьную рутину с помощью сложной, но невероятно захватывающей игры.Во-вторых, школьники приучались к быстрому анализу и редактированию, пробовали метод исправления ошибок через проговаривание вслух и внимательное отношение к каждому слову товарища. Ученику, имеющему такой навык мобилизации сил и концентрации внимания, потом проще создавать тексты под задачу за урок или пару — это помогает впоследствии легко писать официальные школьные сочинения.

Преподаватель словесности ставит перед собой следующие задачи: научить ребёнка думать и грамотно формулировать мысли, читать и понимать чужие произведения, создавать и редактировать собственные тексты. Все годы работы в школе я была выпускающим редактором школьной газеты, где эти тексты постоянно публиковались, каждый раз вызывая горячий интерес. Ну а лучший отзыв от детей регулярно появлялся перед моим уроком в виде надписи на доске: «Мы любим словесность!»

Узнать больше про мои методы работы и подготовку к экзаменам можно на канале, который я веду для родителей и учеников. Ссылка здесь

66
Начать дискуссию