Как я создал онлайн-курс с помощью GPT-4
Создание онлайн-курса "Проектное управление" было для меня увлекательным и познавательным процессом. В статье я пошагово расскажу, как я готовил этот курс.
Фишка заключалась в том, что для его написания я использовал GPT. Самой мощной нейронкой считается GPT-4. В ней около 1,8 трлн параметров. Для сравнения в YandexGPT – только 100 млрд. Поэтому выбрал именно GPT-4 от компании OpenAI. Оригинальная версия в России недоступна, поэтому я решил поискать российские решения, чтобы не мучаться с VPN и иностранными телефонными номерами. Также было важно, чтобы сервис принимал карты российских банков.
Сейчас в Telegram появилось несметное количество чат-ботов, якобы предлагающих доступ к последней версии GPT. Уже много писали, что это обман. Проверить это легко, достаточно предложить боту решить головоломку. На эту тему писали, поэтому останавливаться на этом не стану.
Я просмотрел несколько сервисов по доступу к GPT из России. Первое, что я понял – бесплатных не бывает. Все они работают через интерфейс API, за использование которого платят сами сервисы. Поэтому в лучше случае дают ограниченное количество пробных запросов, после чего нужно оформить подписку. Я выбрал MashaGPT как наиболее удобный для себя вариант.
Шаг 1: Исследование и планирование
Перед началом создания курса я провел исследование, чтобы разобраться с проектной методологией. Курс должен был опираться на международный стандарт по управлению проектами PMBoK. В нем рассматриваются такие темы, как учет бизнес- и человеческого аспектов при реализации проектов, стадии жизненного цикла проекта, важность использования продуктового подхода в проектном управлении, а также методы мотивации сотрудников и работы с сопротивлением изменениям.
Затем я разработал детальный план курса, определив основные модули, которые назвал уроками. Это помогло мне создать структурированный план и представить содержание курса. Чат-боту я сделал следующий запрос:
Помоги мне создать учебный онлайн-курс «Проектное управление». Для начала напиши подробный план этого курса. Курс должен включать 9 уроков:
Урок 1. Человеческий аспект проекта
Урок 2. Управление изменениями
Урок 3. Бизнес-аспект: поиск потенциала
Урок 4. Инициирование проекта
Урок 5. Команда проекта и коммуникации
Урок 6. Взаимодействие со стейкхолдерами
Урок 7. Управление рисками проекта
Урок 8. Управление качеством проекта
Урок 9. Закрытие проекта и постпроектный анализ
Шаг 2: Сбор и анализ материалов
Затем я провел поиск информации и ресурсов по каждой теме курса. Я собрал учебные материалы, иллюстрации и примеры, которые бы являлись наглядным дополнением к изложению материала. Я поручил GPT генерировать черновые блоки для создания структурированного контента. Конечно, ответы приходилось перепроверять, чтобы информация была корректной и точной.
Шаг 3: Написание учебного материала
С помощью GPT я начал писать основной учебный материал для каждого урока. Я структурировал информацию, добавил примеры из реальной практики, а также внес свои собственные знания и опыт. Используя GPT, я смог создать аккуратный и понятный текст с ясной логикой и последовательным изложением материала. Например, один из моих запросов к нейросети:
Напиши учебный текст для урока 3. Расскажи о том, как найти точки роста в компании. Опиши по пунктам основные методы для поиска потенциала:
Дерево свободного денежного потока (Free Cash Flow)
Карта потока создания ценностей (Value Stream Map)
Дизайн-мышление.
Шаг 4: Создание тестовых заданий
Важной частью курса являются тестовые задания, которые помогают студентам проверить свое понимание и закрепить изученный материал. Я использовал GPT, чтобы сгенерировать различные варианты вопросов, которые охватывают каждую из тем. Затем я перепроверил и отредактировал сгенерированные вопросы, чтобы убедиться в их точности и подходящей сложности. Привожу один из примеров моего взаимодействия с нейросетью:
Придумай кейс к уроку 3 и напиши два тестовых задания к нему с вариантами ответов.
В итоге
Создание онлайн-курса "Проектное управление" с помощью GPT оказалось весьма успешным опытом. Шаги, которые я сделал, включали исследование и планирование, сбор и анализ материалов, написание учебного материала и создание тестовых заданий. Результатом работы стал корпоративный курс, который поможет сотрудникам компании развить навыки в проектном управлении.
P.S. Чат-бот MashaGPT оказался полезным инструментом, который ускорил процесс в два раза. Вместо двух недель я потратил на подготовку курса 4 дня. Конечно, он генерирует только тексты. Есть нейросети типа Midjourney, которые создают изображения, но в данном случае они не помощники. Для отрисовки инфографики и блок-схем я обращался к дизайнеру.