Как словесность помогает семиклассникам писать грамматически и логически совершенные тексты

Нангапарбат. Самое масштабное и длинное задание по словесности в седьмом классе. Одно из любимых и для меня, и для детей. Упражнение с общим стартом, разной скоростью выполнения и разными результатами в зависимости от темперамента, усидчивости, уровня грамотности и жажды свободы.

Меня зовут Инна, я репетитор по русскому языку. И это серия статей про созданную систему упражнений, в которой я использовала возвращение словесности как предмета, соединяющего в себе литературу и русский язык. Больше 6 лет я проработала в 179 школе (Школе Константинова, одной из рейтинговых школ Москвы с математическим, биологическим и инженерным профилями, в ней также многие годы базировался е-профиль - изобретательские классы).

Созданием текста о Нангапарбате мы занимались всю последнюю четверть. Начинали с совместного просмотра документального фильма Андреаса Никеля «Месснер», рассказывающего о жизни и судьбе Райнхольда Месснера. Альпиниста, впервые в истории поднявшегося на Эверест без кислородных баллонов, покорившего все восьмитысячники, первым из которых стала гора Нангапарбат в Пакистане.

Очень важно выделить для фильма пару и посмотреть его с начала и до конца не отвлекаясь. Убеждена, что в школе на каждом уроке показывать кино или презентации не нужно: так воспитывается пассивный зритель, привыкший потреблять пережёванный для него кем-то материал. Фильмы же в образовательном процессе должны быть яркими событиями, толчком к дискуссии. Именно этим задачам отвечал Никелевский «Месснер».

Перед просмотром кино я давала теорию составных производных союзов в сложноподчинённых предложениях. Затем (после просмотра и обсуждения) дети получали список этих союзов (вследствие того что, несмотря на то что, ввиду того что и так далее) и набор из 50 простых опорных предложений, в которых заключалась информация об основных фактах из жизни Райнхольда Месснера и краткий отчёт о трагедии на Нангапарбате, где он потерял младшего брата Гюнтера. Имея на руках материалы, каждый семиклассник должен был написать статью для журнала, в которой содержался бы отчёт о трагедии при восхождении.

Требованиями к статье были: наличие сюжета, логики, грамотного завершения, использование всех предложенных составных союзов из списка (соответственно текст насыщался сложноподчинёнными предложениями). Впоследствии в расписании выделялось время на доработку.После первой пары я проверяла тексты и оценивала их, используя буквы греческого алфавита: нет ошибок — альфа, одна ошибка — бета, 23 ошибки и более — омега. Если у тебя оценка от альфы до каппы (меньше 10 ошибок), ты переходишь к следующей стадии — превращению текста, написанного от руки, в грамотно оформленный файл со статьёй. То есть берёшь школьный ноутбук и доводишь своё творение до совершенства. С ноутбуком можно было выйти за пределы класса: в холл, в общий кабинет, называемый «Мучительской», на лестницу, на другой этаж — и работать там. Ребята с оценкой от лямбды до омеги оставались в классе и переделывали статью полностью от начала до конца. Я отвечала на вопросы, помогала исправить ошибки, консультировала.

Ближе к концу четверти появлялось несколько статей, отвечающих всем требованиям с точки зрения словесности. Их авторы переходили на второй уровень: получали мел и индивидуальные задания и отправлялись на школьный двор, чтобы усеять асфальт надписями: так они выполняли упражнения на короткие текстовые импровизации — не привычным способом, а создавая своеобразные граффити. Эти надписи потом с интересом читали все проходящие по школьному двору.

Как словесность помогает семиклассникам писать грамматически и логически совершенные тексты

Нангапарбат, Месснер. Почему именно эта тема? Во-первых, это документальное кино о необычной судьбе человека, поднимающее вопросы, которые для подростков действительно важны (Всегда ли правы родители? Всем ли надо делать карьеру через школьное и институтское образование? Стоит ли бросать вызов обществу? Как быть, когда тебе никто не верит и все навешивают на тебя ярлыки?). Во-вторых, история Райнхольда Месснера сильно контрастирует с тем, что обычно изучается в школе, и позволяет всколыхнуть ученическую рутину через описание яркой и противоречивой личности. В-третьих, ребята становятся участниками детективного расследования: история гибели Гюнтера не только драматична, но и запутанна, основана на разных версиях событий, в которых интересно разобраться, — так прокачивается логическое мышление. В-четвёртых, обсуждение того, что произошло с братьями Месснерами, способствует развитию эмоционального интеллекта, учит анализировать и описывать чувства.

С помощью Нангапарбата семиклассники продолжали совершенствовать навыки, заложенные в шестом классе: работу до результата, умение редактировать собственное произведение , построение логически безупречного текста.

Больше про методы работы, опыт и успехи учеников я пишу в телеграм-канале, который веду для взрослых и детей. Ссылка здесь

44
2 комментария

Инесса, Ваши статьи заставляют о многом задуматься! С нетерпением ждём новых публикаций.

1

Большое спасибо за поддержку, Анастасия! Планирую рассказать о работе с восьмиклассниками.

1