Микрообучение - эффективный способ учёбы на ходу

Что такое микрообучение? Когда и почему стало набирать популярность? Что говорят цифры? Преимущества и недостатки мини-формата обучения. Как при таком подходе изменится будущее всего образования? Эти и другие вопросы разберём в статье.

Микрообучение – это метод обучения, предполагающий короткий формат контента для усвоения информации в интерактивном режиме. Одна единица контента равна одной мысли или микротеме для изучения и приобретения полезного навыка прямо здесь и сейчас.

Визуально микрообучение можно сравнить с экраном телефона. Если вы на нём можете поместить нужную информацию, значит, речь идёт о коротком формате образования.

История микрообучения и работа мозга

Мини-формат - это один из самых естественных способов передачи знаний. Он существует уже тысячи лет и продолжает эволюционировать. Просто раньше люди не использовали это понятие. В прошлом мастера или учителя передавали свои знания ученикам на практике, показывая шаг за шагом, что нужно делать. Например, как ухаживать за лошадьми или писать письма.

Позже люди стали изучать память человека, и некоторые эксперименты помогли установить, как на самом деле работает наш мозг. Благодаря Эббингаузу выяснилось, что люди не могут запомнить много информации за один раз. Так в 1885 году немецкий психолог вывел кривую забывания. В теории говорится, что большую часть новой информации ученики забывают уже через 20 минут после окончания урока, а через месяц в лучшем случае помнят всего до 20% от изученного материала.

Джордж Миллер, создатель когнитивной психологии, написал в 1956 году научную работу под названием «Магическое число семь плюс-минус два». В ней рассказывает о том, что одновременно человек может удерживать в голове около семи блоков какой-либо информации. Если её будет больше, то о качественном усвоении и запоминании говорить сложно.

Непосредственно о мини-форматах обучения впервые заговорили ещё в конце 1960-х годов в университетах США. Например, в 1969 году журнал «Computer Science Education» опубликовал статью «Microlectures: A New Way to Teach Computer Science», где было рассказано о том, что микролекции способны помочь в познании компьютерных наук.

И в наши дни идею «порционного» обучения подхватили учёные всего мира. Всё больше информации и подробностей появляется о человеческой памяти: восприятии новой информации и внимании. И в особенности потенциал микрообучения раскрывается благодаря активному развитию Интернета и мобильных устройств.

Цифровая эпоха, в том числе системы дистанционного обучения, породили новые концепции в сфере образования. И в 2004 году впервые появилось определение микрокурсов, или микрообучения, о котором говорилось в работе Герхарда Гасслера «Интегрированное микрообучение: обзор основного метода и первые результаты».

Статистика

Работа памяти и продолжительность внимания человека меняются с каждым годом. Например, исследование, опубликованное в выпуске журнала «Applied Cognitive Psychology» за 2009 год, показало, что успеваемость участников улучшилась на 90%, когда они стали выполнять учебные задания дозированно, а не учить весь объём информации в ночь перед тестом.

По данным ELM Learning, агентства электронного обучения, современный человек может сосредоточиться на неизменяющемся стимуле всего 8 секунд, что даже меньше, чем продолжительность внимания золотой рыбки. Это говорит о том, что у человека с каждым годом утрачивается способность к запоминанию большого объёма информации.

Если говорить про концентрацию внимания в учебных заведениях, то у ELM Learning есть сведения, что после 18 минут урока внимание учащихся ослабевает. Те же занятия, но с перерывами после каждых 15-ти минут, проходят намного легче для учеников.

Популярные форматы

Микрообучение предполагает использование разных способов передачи информации. Вот пять самых распространённых примеров:

  • Видео. По данным Siegemedia во втором квартале 2022 года онлайн-видеоролики охватили аудиторию почти 93% среди пользователей Интернета по всему миру. Около 60% потребителей тратят четверть и больше времени на просмотр видео именно в социальных сетях. Такой вид контента намного легче воспринимать, так как он задействует слуховое и зрительное восприятие, а также позволяет быстро передать информацию. Кроме того, короткие видеоролики можно смотреть в любое удобное время.
  • Приложения. Современные мобильные платформы превращают смартфон в настоящий неклассический онлайн-университет, работающий в любое время дня и ночи. Пример такого веб-приложения с микрокурсами в видеоформате - платформа AskHow.
  • Игры. По данным Emergen Research, компании, занимающейся исследованием рынка и стратегическим консалтингом, производственный сектор все активнее переходит к микрообучению в формате игр. Это позволяет улучшать когнитивные способности, внимание и вовлеченность сотрудников за счёт использования инфографики, викторин, увлекательных видеороликов и функций геймификации. Ожидается, что это будет способствовать росту доходов в этом сегменте.
  • Социальные сети. Благодаря этому формату информация сокращается в разы. По данным Siegemedia 63% компаний используют социальные сети в качестве канала распространения видео. И многие компании стали пользоваться социальными сетями, чтобы объединять сотрудников и доставлять им необходимый контент максимально быстро.

Микрообучение помогает разбивать материал на короткие самостоятельные фрагменты. Это облегчает работу мозга по сортировке и сохранении информации, что не скажешь о длинных многочасовых лекциях. Что важно: информация, которая дополнительно вызывает эмоции, запоминается намного лучше.

Преимущества и недостатки микрообучения

Микрообучение помогает развивать навыки быстрее, проще, удобнее и эффективнее. Например, если человек хочет научиться гибкости, то он может посмотреть серию коротких роликов по йоге. Это позволит оттачивать по одному упражнению за раз.

Микрообучение предоставляет возможность учиться в любое время и в любом месте благодаря короткому формату контента. Например, в пробках по дороге на работу, в самолёте, на прогулках и так далее.

Ещё преимущества:

  • Короткие уроки снижают усталость.
  • Постоянные обновления. Проще заменить небольшие фрагменты микрообучения, чем многочасовые традиционные лекции.
  • Неограниченное взаимодействие учащихся, так как современный подход обучения предполагает общение в Интернете.

Однако, есть и ряд недостатков микрообучения:

  • Не все люди могут сразу понять и запомнить новый материал, даже если он представлен в короткой форме.
  • Микрообучение может быть менее эффективным для людей, имеющих проблемы со слухом или зрением.
  • Многим людям ещё пока сложно перестроиться с традиционных методов обучения.

Таким образом, одно из главных преимуществ микрообучения - его высокая эффективность для современного образа жизни.

Прогнозы

Рассмотрим две наиболее популярные площадки с видеоконтентом. Siegemedia пишет, что примерно к 2025 году YouTube будет иметь около 220 миллионов пользователей в США. TikTok к 2025 году охватит более 103 миллионов активных пользователей в США. Это всё говорит о том, что короткие видео будут оставаться востребованными.

С использованием формата микрообучения будущее всего образования изменится в нескольких аспектах:

  • Обучение в более короткие сроки. Учебные программы будут состоять из более коротких, но при этом концентрированных и фокусированных на конкретных навыках, курсов и модулей.
  • Получение знаний и навыков в более удобном формате. Учебные материалы будут доступны онлайн, что позволит ученикам учиться в любом месте и в любое время. Это также позволит им выбирать курсы, соответствующие их индивидуальным потребностям и уровню знаний.
  • Более персонализированное обучение. Учебные программы будут настраиваться под индивидуальные потребности и уровень знаний каждого ученика. Это позволит им получать более эффективное обучение и быстрее достигать своих целей.
  • Высокая конкурентоспособность учебных заведений на рынке образования. Школы и вузы, которые будут использовать микрообучение, смогут привлекать больше учеников и предоставлять более качественное обучение.

В целом, использование микроформата изменит будущее образования, сделав его более доступным, персонализированным и эффективным.

11
Начать дискуссию