Зачем UX-дизайнеры сделали задачник по маркетингу

Основная наша работа — дизайн сложных интерфейсов, Но вот уже несколько лет мы развиваем собственный образовательный инструмент — дизайн-задачник. И к новому году решились на очередной эксперимент: сделать задачник по емейл-маркетингу строго по лекции эксперта и маркетолога Линор Горалик (признана иностранным агентом). Рассказываем, зачем мы вообще полезли в образование и что удалось выяснить.

Зачем UX-дизайнеры сделали задачник по маркетингу

Я медленно снимаю свое белое пальто…

Все началось с нашего возмущения онлайн-образованием в целом. Выкладки опустим, ведь сколько не возмущайся, позиция «вы все дураки» несколько детская что-ли. Не нравится — сделай нормально. Ну, мы и сделали. Про дизайн. В своем формате и на своей платформе.

MVP задачника на таблицах Google
MVP задачника на таблицах Google

Огребли кучу положительных отзывов вроде «почему все так не учат», и даже поняли, почему: чертовски сложно отрабатывать практические навыки через неуклюжие и бездушные цифровые инструменты. Без преподавателя, стоящего над душой, и без мгновенной обратной связи. У нас получилось, ура!

После успешного успеха мы задали себе вопрос: в чем ценность нашего задачника? Только в нашей экспертизе или все-таки в тех образовательных механиках, на дизайн и реализацию которых (сначала в Google-таблицах, а сейчас и в собственном продукте) мы потратили большую часть времени и усилий?

Один из наших образовательных принципов: последнее слово остается за студентом
Один из наших образовательных принципов: последнее слово остается за студентом

Один фейл уже случился

Для проверки ключевой гипотезы о ценности инструмента, как такового, мы взялись за острую и массовую тему: английский язык. А точнее за вполне конкретный навык беглого чтения.

У этой темы есть важный плюс: мы в ней вообще не эксперты. Кое-что понимаем на уровне потребителя, но не так, чтобы учить других. Поэтому и делали задачник по чтению не сами, а вместе с дружественной школой иностранного языка. Мы отвечаем за платформу и образовательные механики, преподаватели — за теорию и практику. Что может пойти не так?

У каждого учебного модуля — свой маскот. Вот этот парень (или девушка?) отвечает за чтение на английском
У каждого учебного модуля — свой маскот. Вот этот парень (или девушка?) отвечает за чтение на английском

Нам казалось, что эксперт-преподаватель, имеющий опыт решения наших дизайнерских задачников, захочет и, главное, сможет сделать что-то аналогичное по своей теме.

Захочет — да. Сделает аналогичное — нет.

Преподаватели отлично справились с тем, чтобы изложить нам свою экспертизу и предложить практические задания для «прокачивания» навыков. Но дизайн конкретных задач и сборка всего модуля — совместная работа.

Статистика первого запуска наглядно показывает: 8 человек — это не статистика. На дизайнерские модули у нас записывались сотнями
Статистика первого запуска наглядно показывает: 8 человек — это не статистика. На дизайнерские модули у нас записывались сотнями

Что хуже, задачи мы составляли не совсем чтобы по наитию, но без четкой методики, которой можно обучить других педагогических дизайнеров.

Нормально делай — нормально так задолбаешься

Жизнь сурова. Для достижения приемлемого результата приходится долго и занудно работать по огромной инструкции, написанной экспертами.

У нас такой инструкции не было, зато разрозненной экспертизы по созданию задач завались. И она превратилась во фреймворк. Ну как превратилась, это отдельный, довольно долгий и мучительный процесс, не хочется вспоминать.

Шаги фреймворка и (успешные) попытки применить его на задачнике про емейл-маркетинг
Шаги фреймворка и (успешные) попытки применить его на задачнике про емейл-маркетинг

Мы разработали методологию создания практических задач по любому теоретическому материалу. Протестировали ее на бета-группе из вузовских преподавателей и экспертов, так или иначе имеющих отношение к преподаванию. Убедились, что фреймворк работает, отчасти повторяет известные практики, закрывает наиболее проблемные места при подготовке учебных материалов. И, главное, его можно оцифровать.

Раскидывать сырье по задачам удобнее всего в инструментах типа Figma или Miro
Раскидывать сырье по задачам удобнее всего в инструментах типа Figma или Miro

Чтобы не было иллюзий, что все просто, пишем как есть: использовать фреймворк сложно. Не трудно, а именно сложно. Сложности кроются на каждом шаге, и у каждого они будут свои. У нас, то есть у авторов фреймворка, сейчас это пункты 5 и 10. Подробности в другой раз, иначе эту статью никто не дочитает до конца.

Про емейл-маркетинг давайте уже!

Даем, даем. Два по цене одного.

Очень!
Очень!

Сейчас у нас в проверке две гипотезы:

  • Фрейморк для создания задач работает.
  • С его помощью задачи можно делать по чужой теории, не будучи экспертом.

Для проверки мы выбрали лекцию «Рассылки. Стратегии и тактики» Линор Горалик (признана иностранным агентом).

Вот ты какой, иностранный агент!
Вот ты какой, иностранный агент!

Причин несколько.

  • Мы доверяем экспертизе автора. Не инфоцыганство, настоящая экспертиза, полученная в работе с Philip Morris, Wargaming, SkyEng, X5, Foxford, Bookmate и другими компаниями.
  • Лекция очень хорошо структурирована и направлена, собственно, на практическое применение.
  • Теория доступна полностью бесплатно, значит мы тоже заведомо не инфоцыгане (а какие-то другие цыгане, придумайте сами).
  • Тема емейл-рассылок и контент-маркетинга нам знакома.
  • Мы обожаем Зайца ПЦ и Мартина, который не плачет.
Зачем UX-дизайнеры сделали задачник по маркетингу

Сделали

Модуль готов, отвечает нашим стандартам качества и продается по неприлично низкой цене (простите, вырвалось маркетинговое).

Сделали мы не только задачник, но и выводы, в чем недостатки нашей затеи. Да, неудача с английским научила нас сразу искать недостатки, а не только рассказывать себе, что мы молодцы.

Одна из 50 задач задачника про рассылки
Одна из 50 задач задачника про рассылки

Итак, какие грабли ждут образовательного дизайнера, который создает учебный материал по чужой теории.

Нет доступа к автору

Точнее, сам доступ-то есть. Встретились, поговорили. Но у автора нет возможности делать задачник вместе с нами, переписывать теорию, пояснять сложное, расширять непонятное. Что сказано — то сказано, и работать надо с этим.

Разный сюжет

Задачник должен каждую секунду вовлекать в решение интересных, конкретных и практических задач. В лекции более чем допустимо оперировать объемными кусками теории для формирования общей картины, а потом уже переходить к практике.

Возможно, Notion — единственный подходящий инструмент, потому что позволяет работать с объемными единицами контента, как со строками базы данных.
Возможно, Notion — единственный подходящий инструмент, потому что позволяет работать с объемными единицами контента, как со строками базы данных.

Задачник должен быть линейным или почти линейным. Его решают сравнительно долго, к 25-й задаче студент забудет, что было в третьей. В лекции свободы больше. Повторы, дополнения к сказанному, раскручивание темы по спирали и прочий сторителлинг здорово улучшают лекцию.

Наконец, в лекции можно сказать «пока просто запомните, мы к этому вернемся». В задачнике мы обязаны в каждой задаче выдавать какой-то пусть крохотный, но практический навык.

Зачем UX-дизайнеры сделали задачник по маркетингу

Синдром всезнайки-самозванца

Кто мы вообще такие, чтобы учить людей емейл-маркетингу? Мы вообще долгое время не выпускали никакую рассылку, и только сейчас перезапустили ее, нарушив часть рекомендаций.

И наоборот. Мы тоже своего рода емейл-маркетологи. А еще и дизайнеры. Поэтому нам есть что сказать со своей колокольни, подискутировать с автором, дополнить или оспорить. Но нельзя просто по определению: мы делаем не свой задачник, а задачник по чужой теории.

Наша собственная рассылка тоже могла бы быть примером (надеемся, не самым плохим) для учебного модуля.
Наша собственная рассылка тоже могла бы быть примером (надеемся, не самым плохим) для учебного модуля.

У нас нет имени

Продвигать собственный задачник или даже обычный курс проще — назови его своим именем и дело с концом. С чужой экспертизой так не выйдет.

У нас есть имя и репутация в дизайне интерфейсов, но не в email-маркетинге. Не то, чтобы это неразрешимая задача, просто факт: доверия нашему задачнику среди широких масс не будет.

Маркетинговая реальность рынка онлайн-образования — нужно быть брендом.
Маркетинговая реальность рынка онлайн-образования — нужно быть брендом.

По этой причине мы не будем развивать тему маркетинга в чистом виде. Сейчас мы открыли продажи на ограниченное количество времени, чтобы проверить гипотезы и покрыть часть расходов R&D. Переобуваться в маркетологов у нас нет ни желания, ни права.

Зато у нас есть будущее

Мы продолжаем совершенствовать свою методику и инструмент. Следующее большое дело — внедрить в задачник петлю обратной связи. Механику, которая позволит эксперту и автору редактировать и отдельные задачи, и весь курс целиком, основываясь на количественном и качественном фидбеке от студентов.

Так мы хотим снизить порог входа для носителей экспертизы, хотя бы частично спрятать развесистую методологию «под капот» и дать возможность создавать учебные модули не целиком от начала до конца, а по более гибкому (кто сказал «аджайл»?) пути.

Наше будущее по версии нейросетей. Рано или поздно приспособим компьютерный разум и для более серьезных задач, чем рисовать картинки.
Наше будущее по версии нейросетей. Рано или поздно приспособим компьютерный разум и для более серьезных задач, чем рисовать картинки.

Быстрый результат не обещаем. Мы развиваем образовательный инструмент исключительно своими силами без инвестиций и волонтеров. Однако, всегда открыты к профессиональному общению.

______________________________________________________________________________

Подписывайтесь на Telegram-канал.

Статья на нашем сайте.

77
Начать дискуссию