Сэкономить миллионы и получить дефицитные кадры: с чем еще поможет правильное онлайн-обучение

Как корпоративное онлайн-обучение влияет на продажи, лояльность сотрудников и клиентов. Показываем на примере пяти реальных кейсов от сети Zarina, ювелирного бренда SOKOLOV, автомобильного маркетплейса Fresh, мебельной компании «Ангстрем» и банка Левобережный.

Представители российских компаний поделились опытом внедрения корпоративного онлайн-обучения на конференции iSpring Days 2023, прошедшей в сентябре в Москве. Они рассказали, что можно изменить в бизнесе с помощью хорошего образовательного проекта.

Конференция iSpring Days 2023 — главная конференция по онлайн-обучению в России. Мероприятие прошло в десятый раз, в Москве, и объединило более 350 профессионалов этой сферы. Расскажем о 5 ярких и показательных примерах внедрения корпоративного онлайн-обучения.

Корпоративный университет Fresh

Справка

Основное направление деятельности маркетплейса FRESH — работа на рынке автомобилей с пробегом. Кроме того, компания выступает официальным дилером семи автомобильных марок и располагает сетью мультибрендовых сервисных центров. Хабы (центры) FRESH открыты в 10 регионах России. Общее число сотрудников — более 2200. Холдинг включает гоночную команду FRESH Racing (Российская Дрифт Серия, пилот команды — основатель компании FRESH Денис Мигаль) и благотворительный фонд «Ярослава», оказывающий помощь женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Автомобили с пробегом — особенный товар. Работе с ним надо учить и менеджеров по продажам, и механиков. Изначально проблемой корпоративного обучения Fresh было отсутствие централизации. Каждое из многочисленных отделений проводило собственную адаптацию новых работников. Из-за отсутствия общих норм и правил руководители компании не были удовлетворены качеством процесса.

Аттестация новых сотрудников проводилась в формате видеоконференции. Это было достаточно дорого для компании — мы тратили около 1,5 млн рублей в год, а также довольно некомфортно для обеих сторон. Кроме того, мы не понимали, кого обучаем. Этим объяснялась высокая текучесть новых сотрудников — до 20%, долгий срок выхода их на окупаемость.

Евгения Княгинина, руководитель корпоративного университета Fresh

Чтобы справиться с этими проблемами, решили создать не просто отдел обучения, а многоуровневый корпоративный университет. Проект реализовали собственными средствами с помощью продуктов iSpring за 1,5 года.

Обучение в университете строится по траекториям.

  • В рамках испытательного срока новый сотрудник проходит траекторию новичка, где его курирует наставник.
  • Для линейных сотрудников создали 19 траекторий. После прохождения каждой из них и цифровой аттестации сотрудник получает определенную категорию. Те, кто получил первую-вторую категорию, попадают в кадровый резерв и могут попробовать стать руководителем.

  • Обучение руководителей и резервистов проводится по своим программам, в рамках которых тоже есть траектории.
Сэкономить миллионы и получить дефицитные кадры: с чем еще поможет правильное онлайн-обучение

Корпоративный университет — это не только образовательные программы, но и курсы общего развития от обучения работы в Excel до тренажера английского языка, а также регулярные онлайн-сессии на психологические и злободневные темы, такие как, например, эмоциональное выгорание. Также в корпоративном университете есть цифровая библиотека, в которой книголюбы раз в месяц получают рекомендации для чтения от топ-менеджеров.

Мы экономим около 3 млн ежегодно по сравнению с предыдущим офлайн-режимом корпоративного обучения. Обучение менеджера по продажам окупается в первый месяц. Обучение эксперта-оценщика — чуть подольше, примерно два месяца. У нашего корпоративного университета уже 1500 активных пользователей.

Евгения Княгинина

Сейчас система образования Fresh сфокусирована на том, чтобы брать людей без опыта, растить их внутри компании и делать всё, что им было в этом интересно. Университет позиционируется себя как акселератор карьеры в мире автобизнеса.

Система непрерывного обучения в банке Левобережный

Справка

Банк Левобережный — это новосибирский банк, он работает на рынке финансовых услуг больше 30 лет. У банка 61 офис по всему Сибирскому федеральному округу, где на разных должностях работают 1700 сотрудников.

На протяжении трех лет банк Левобережный реализует проект непрерывного обучения и развития сотрудников банка совместно с iSpring. Он включает массовые тестирования сотрудников, их обучение для повышения профессионализма и квалификации, внешнее тестирование кандидатов для правильного подбора будущих работников и т.д.

Ценность проекта в том, что для каждого сотрудника любого подразделения есть проекты непрерывного обучения без тотального контроля, но с сильной системой мотивации.

Перед нами стояла задача улучшить систему мотивации, чтобы привлечь в систему обучения работников на разных уровнях. Кроме этого, важно было поставить обучение на «автопилот», чтобы обойтись без большого учебного центра и не тратить на это много времени.

Марина Мальцева руководитель учебного центра банка Левобережный

Поэтому решили, что внутри компании статус работника, который учится, будет выше по сравнению с остальным. Для этого сотрудникам, прошедшим обучение, присваивается сертификат. Он дает право повышения дохода на 25%, а также облегчает движение по карьерной лестнице, так как человека зачисляют в кадровый резерв.

Сейчас у банка 12 программ системы сертификации. Например, есть курс обучения на сертификат «райтер» — то есть мастер деловой переписки. Такой человек умеет писать тексты кратко, четко, понятно, объяснять сложные термины, особенно банковские. Он может создавать инструкции или текстовые материалы для обучения, которое будет использоваться внутри банка.

В онлайн-курсе, который доступен с любого устройства, от 12 до 18 заданий разного формата. Время прохождения курса ограничено одним годом. Достижения сгорают, если человек не уложился в этот срок. При этом работник сам регулирует свою нагрузку: может пройти программу за 3 месяца или за год.

За неполные три года в банке было выдано 266 сертификатов. До внедрения данного проекта за год выдавалось 10-12 сертификатов.

Мы стали финалистами рейтинга работодателей на hh.ru в прошлом году. В том числе потому что все, кто приняли участие в голосовании, говорили, что в банке Левобережный есть профессиональное, доступное и качественное обучение.

Марина Мальцева

Академия в смартфоне мебельного производителя «Ангстрем»

Справка

Компания «Ангстрем» входит в пятерку лидеров мебельной отрасли страны. Мебель «Ангстрем» продается в 6 странах мира и более чем в 100 городах России — от Калининграда до Сахалина. Производство полного цикла осуществляется на 4 фабриках. Продукция реализуется в торговой сети, состоящей из 400 салонов. В компании работают более 2500 сотрудников.

Компания работает на рынке больше 30 лет и всегда практиковала на 100% очный формат обучения сотрудников производства в виде системы наставничества. До или после рабочей смены по 2 часа эксперты работали с учениками на протяжении минимум двух недель, потом начиналась практика под руководством наставника. В конце — очный квалификационный экзамен. Цикл обучения длился 6 месяцев и требовал участия наставника, руководителя, конструктора, специалистов по охране труда и т.д.

Сэкономить миллионы и получить дефицитные кадры: с чем еще поможет правильное онлайн-обучение

Система хорошо работала. Однако существовал серьезный недостаток — процесс обучения занимал очень много времени, плюс было мало специалистов, способных его проводить.

Может быть, так и продолжалось бы дальше, но компания решила запустить новую фабрику фасадов с автоматизированным цифровым производством. Для работы необходимо было подготовить более 100 человек. Стало понятно, что в текущей системе такой объем людей обучить не получится: не хватит наставников, помещений и, главное, времени.

Сергей Батищев, руководитель отдела обучения «Ангстрем»

Дистанционное обучение стало бы выходом, но как реализовать проект с работниками производства, у которых нет электронной почты и рабочего компьютера? Ответ пришел сам собой — через смартфоны, они есть у всех.

В качестве платформы для дистанционного обучения было выбрано решение iSpring Learn. Опытным путем нашли идеальные форматы для наполнения образовательного проекта для работников производства, которые легко можно просматривать с экрана смартфона. Это хорошо структурированные лонгриды с фотографиями и визуальными инструкциями, а также короткие видеоинструкции и классические онлайн-курсы, которые используются для общих дисциплин: история компании, социальная адаптация, обучение по продукту, материалы, фурнитура и так далее.

Сэкономить миллионы и получить дефицитные кадры: с чем еще поможет правильное онлайн-обучение

Обучение ведется по принципу — вся теория в телефоне, практика — с наставником на рабочем месте. Таким образом получилось сократить сроки обучения сотрудников до 1-3 месяцев, а также задействовать меньше экспертов. Сейчас в процессе участвуют всего 3 человека: специалист по адаптации, наставник и специалист дистанционного обучения.

Выросла общая удовлетворенность сотрудников. В планах компании — провести аккредитацию своего внутреннего учебного центра по обязательным программам обучения: охраны труда, электробезопасности и т. д.

Сергей Батищев

Интеграция образовательной платформы с 1C ЗУП в Zarina

Справка

Бренд Zarina — первый российский fashion-бренд, который 30 лет создает и реализует мужскую и женскую одежду. 230 магазинов собственной розничной сети работают по всей территории России и в Белоруссии. В компании работает более 1600 человек. Программы обучения построены на платформе iSpring и нацелены на разные категории сотрудников: продавцов, старших продавцов, заместителей директоров, директоров магазинов и т.д. iSpring и Zarina сотрудничают с 2019 года.

Помимо того, что мы занимаемся сами разработкой курсов и следим за их актуальностью, у нас было много административной работы. Каждый понедельник по 4 часа в день сотруднику отдела приходилось вручную обновлять кадровые данные. Вы только представьте: 70 человек пришло на прошлой неделе, 50 уволилось, а 30 изменили должность или магазин.

Константин Гафнер, руководитель группы обучения и развития персонала Zarina

Кроме того, из-за большого объема данных появлялись ошибки: например, неправильно написанная почта у сотрудника или какая-то информация терялась и не попадала в еженедельную выгрузку отчета.

Сэкономить миллионы и получить дефицитные кадры: с чем еще поможет правильное онлайн-обучение

Поэтому решили переложить рутинные задачи на современные технологии. Очень кстати вспомнилась идея интеграции системы кадрового учета и управления персоналом 1С ЗУП с платформой iSpring.

Мы не понимали, насколько трудоемкая предстояла задача. На старте проекта нам казалось, что настроить интеграцию — простое дело. По крайней мере, не сложнее, чем составить курс. Но мы совершили ряд ошибок, и проект растянулся на восемь месяцев — вместо двух-трех, которых обычно достаточно для реализации подобной задачи.

Анна Пермякова, специалист по обучению Zarina

Первая ошибка заключалась в том, что бизнес-заказчики проекта (группа обучения и развития персонала) не стали вникать в детали, предоставив разбираться во всем ИТ-специалистам. Но это не сработало: через три недели выяснилось, что разработчики даже не приступили к проекту — они предложили встретиться и обсудить его. В итоге переговоры затянулись на три месяца, потому что бизнес-заказчикам компании пришлось погружаться в тонкости задачи и составлять грамотное техническое задание.

Но и этого оказалось недостаточно: сроки реализации проекта не были определены заранее, поэтому задача постоянно отодвигалась — всегда находилось что-то более приоритетное. Этого можно было избежать, если бы была составлена дорожная карта проекта, а он был бы разбит на небольшие этапы с фиксированными сроками.

Еще одна ошибка касалась работы с данными. Из-за ошибок в базе 1С ЗУП содержались технические ошибки и опечатки, а команда проекта начала работать с данными в рабочем аккаунте iSpring без предварительного тестирования. В результате получился хаос. Правильным решением было бы начать работать в бесплатной тестовой среде, параллельно наводя порядок в системе.

Сложностью стало наладить коммуникацию с ИТ-отделом и преодолеть недопонимание. Когда договорились о терминах и поместили всех участников проекта в единое информационное поле — работала заладилась.

Сэкономить миллионы и получить дефицитные кадры: с чем еще поможет правильное онлайн-обучение

Интеграция 1С ЗУП с iSpring — это действительно очень удобно. Она освободила команду обучения от разных рутинных административных задач, у них появилась возможность гораздо глубже сфокусироваться над своими главными задачами.

Обучения ювелира за 60 дней в компании Sokolov

Справка

Бренд SOKOLOV объединяет крупнейшее в Европе ювелирное производство, аффинажный завод, пул оптовых дистрибуторов в России и СНГ, а также собственную и омниканальную розницу, основанную на прямой коммуникации с клиентами через мобильное приложение, веб-сайт и сеть фирменных магазинов. Сейчас под брендом Sokolov изготавливается 40 млн ювелирных украшений в год.

2,5 года назад компания «Соколов» испытывала большой кадровый голод.

У ювелирной сферы огромная потребность в профессиональных кадрах. Нам приходится самим растить с нуля поколение ювелиров. Это значит, что ювелиров мы делаем из стажеров низкой квалификации: вчерашних менеджеров, продавцов, охранников, водителей.

Юлия Волохова, руководитель управления развития и обучения сотрудников «Соколов»

Для этого в компании существовала классическая очная система обучения персонала, при которой ученик традиционно получает знания от инструктора за партой или верстаком.

Но компания быстро расширялась, поэтому срочно требовалось большое количество новых сотрудников. Руководство «Соколов» решило внедрить систему тестовиков, которые отличаются от настоящих учеников тем, что пришли просто попробовать — подходит ли им данная сфера деятельности или нет.

Из-за такого большого количества тестовиков многие наши инструкторы столкнулись с профессиональным выгоранием. Специалисты просто не знали, за что хвататься: рассказывать теоретическую часть или показывать практическую тем, кто уже неделю сидит за станком. У нас не было единой теоретической базы, отсюда и низкий уровень самостоятельности изучения.

Юлия Волохова

Компания решила разобраться с проблемой без дополнительного привлечения новых инструкторов, а с помощью дистанционного обучения.

Потенциальные ученики при входе на производство сдают свои телефоны и в течение рабочего дня не имеют к ним доступ. Оптимальным решением стало обучение с помощью корпоративных планшетов. Для реализации проекта компания выбрала решение iSpring, развернутое на внутренних серверах, без выхода информации в онлайн.

Сэкономить миллионы и получить дефицитные кадры: с чем еще поможет правильное онлайн-обучение

Планшеты с образовательными программами разместили в розничных салонах — для обучения продавцов, а также на производственных площадках. В производстве в итоге получилась смешанная программа — обучение ювелира за 60 дней.

Первая ее ступень – это онлайн-курсы, своеобразный электронный учебник в планшете. Дальше идет видеопрактика — это ролики с инструкциями. Следующий этап — очная работа с инструктором.

В данной системе обучения инструкторам работать стало гораздо легче, они занялись своим делом и начали обучать практике, только периодически где-то подсказывая теоретическую часть.

Юлия Волохова

После этого ученика переводят в бригаду под руководство наставника. При этом планшет с электронной библиотекой всегда у ученика под рукой. Заключительная часть обучения — онлайн-аттестация, где идет проверка теоретической части и практический экзамен.

Результаты реализации проекта впечатляют. У нас на данный момент единственная система смешанного обучения в ювелирной отрасли. Мы в 3 раза ускорили адаптацию новичков — с трех недель до одной недели. В 5 раз сократили число обращений к наставнику. Текучесть снизилась в разы: только 3% тестовиков отсеиваются на первой неделе, потому что понимают, что не хотят этим заниматься. И у нас 2 инструктора спокойно обучают более 500 учеников за 6 месяцев. Мы сократили обучение по дополнительным специальностям до 20 дней, тем самым полностью закрываем своими кадрами передвижение их по участкам. И также проводим обучение по легким специальностям без наставника. Мы шли в этот проект, закрывая дыры, а открыли абсолютно новые горизонты.

Юлия Волохова
1616
7 комментариев

Жаль, что не все работодатели пока еще понимают ценность обучения и зачастую делают курсы "на отвали", скучные и малоинформативные. Либо вообще не делают и пускают все на самотек.

1
Ответить

Екатерина, вы правы, очень многое зависит от того, как в компании принято. Но уверена, что сейчас есть много способов показать, как обучение влияет на бизнес-процессы, и много инструментов, чтобы собирать онлайн-курсы полезными и практичными, а с помощью LMS выстраивать траектории обучения и собирать аналитику для руководителей. В ситуации острой нехватки кадров самое время упаковывать внутреннюю экспертизу в курсы и сохранять в компании, и ускорять процесс онбординга новичков.

1
Ответить

А у ювелиров именно теория в онлайн переехала? Практику же дистанционно не пройдёшь в такой сфере, т.е. на неё все равно нужно силы и время находить как раньше

1
Ответить

Елена, на первом этапе идут онлайн-курсы с "матчастью" для будущих ювелиров. На втором этапе обучения идут видеоинструкции, они помогают освоить базовые навыки ювелира (закрепку, шлифовку, монтировку). А потом идет очная работа с инструктором.

Ответить

особенно ценно, что в кейсах есть сравнение в деньгах - офлайн-обучения и онлайн. хорошие цифры

1
Ответить

Когда-то давным-давно, когда деревья были большими, а я был директором по маркетингу журнала "e-Learning World", многие эйчары вообще не слышали про e-learning ничего, а онлайн-обучением интересовались в основном вузы. Здорово, что все поменялось )

1
Ответить

Очевидно, что онлайн-образование становится ключевым элементом успешного развития бизнеса в современном мире.

1
Ответить