Ключевые тренды онлайн-образования 2024

На что обратить внимание тем, кто уже работает в EdTech или планирует

Собрал тенденции, которые мы в ProgressMe наблюдаем, в том числе по нашим клиентам, и считаем заслуживающим внимания.

1. ИИ-технологии в обучении

Недавний скачок в развитии Искусственного интеллекта (ИИ) перевернул привычные представления о создании контента и обучении. ИИ-технологии ускоряют оба процесса, избавляют от рутины и позволяют сосредоточиться на более важных делах, требующих большего умственного напряжения.

К примеру, сегодня нейросети могут:

  • проверять тексты и выявлять грамматические и логические ошибки
  • оценивать коммуникативные навыки, определять процент «воды», связность и чистоту речи
  • предугадывать, в какой момент прохождения модулей у студента возникают проблемы, и выдавать подсказки

Если замечаете повторение одного и того же действия, это значит, что там есть потенциал для применения искусственного интеллекта, отметил в комментарии SkillBox научный сотрудник и преподаватель Института образования НИУ ВШЭ Денис Федяркин. В начале 2023 года мы внедрили AI-ассистентов, которые помогают пользователям с рутинными задачами.

2. Импортозамещение

По данным Йельского университета, с 2022 года из России ушли или ограничили деятельность более 1500 иностранных брендов. Среди них немало бизнесов, предлагающих IT-решения для образовательных компаний – Slack, Grammarly, Figma, Canva. Часть брендов осталась, но оплачивать их услуги в условиях российских реалий не так удобно, как раньше. В частности, популярный среди учителей и онлайн-бизнесов сервис Zoom сейчас можно оплатить только с зарубежной карты, а условия бесплатного использования изменились. Теперь следующую 40-минутную сессию можно запустить только через 9 минут. Это неудобно для учителей, ведь урок длится как минимум 45 минут.

Репетиторы и школы искали замену Zoom. Для некоторых компаний, перешедших на нашу платформу в 2022-2023 гг. весомым аргументом была встроенная видеосвязь. Аналогичная история произошла с доской Mirro, которую сейчас неудобно оплачивать, если вы в России.

3. Микрообучение

Тренд не новый, но продолжает оставаться актуальным. Клиповое мышление никуда не делось, и формат коротких видео превалирует в социальных сетях и онлайн-обучении.

По данным TGstat, доля подписчиков на образовательные каналы в Telegram (55%) почти не отстает от аудитории развлекательных каналов (59%). В запрещенном в России Инстаграме 57% пользователей потребляют познавательный контент, а самый популярный формат – короткие туториалы.

4. Диджитал-профессии, детское образование и языки

Это самые крупные сегменты российского онлайн-образования, на которые стоит обратить внимание.

  • Обучение диджитал-профессиям. Услуга номер один в образовании. С развитием цифровых технологий специалисты этой отрасли становятся все более востребованными. Получение образования дает гарантию дохода, возможность работать удаленно, часто путешествовать. Для многих россиян это сейчас более чем актуально.

    Гиганты онлайн-образования для взрослых предлагают все больше курсов, направленных на приобретение узких профессиональных навыков IT, дизайне, геймдеве и других областях, отмечает РБК. У бизнесов, занимающихся обучением диджитал-специалистов, есть шансы преуспеть.
  • Детское образование. Еще одно востребованное направление, которое не только не просело, но и выросло в 2023 году. По расчетам Smart Ranking, в первом квартале 2023 года общая выручка топ-100 Edtech-компаний выросла до 26 млрд рублей – на 23% к аналогичному периоду 2022 года. Наибольший рост показал сегмент детского образования – на 26,9% до 8,4 млрд рублей. Для сравнения ДПО выросло на 19% до 9 млрд рублей. Согласно последнему опросу ВШЭ, россияне не экономят на образовании детей и продолжат оплачивать обучение даже при снижении доходов на 20%.

    Более 50% пользователей ProgressMe обучают детей. Так, что если вы еще не определились с направлением, рекомендую обратить внимание на этот сегмент.
  • Иностранные языки. По данным «Авито», по итогам первого квартала 2023 года спрос на репетиторов иностранных языков в России вырос на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. При этом объем предложений увеличился на 47%, а цены на занятия остались на прежнем уровне – в среднем 600 рублей за часовой урок. Если говорить о языках, английский по-прежнему лидирует, в частности, растет спрос на узкоспециализированные курсы – английский для дизайнеров, программистов, маркетологов.

    В то же время усилилась тенденция на изучение восточных языков, в том числе китайского. В 2022 году число запросов на изучение китайского на «Профи» выросло в 1,8 раза по сравнению с предыдущим годом. В 2023-м репетиторы китайского вошли в пятерку по популярности, вытеснив коллег, обучающих французскому, испанскому и немецкому, сказал «Ведомостям» представитель сервиса. На ProgressMe также растет число преподавателей и школ китайского, турецкого, казахского языков.

5. Получение образовательных лицензий

Сегодня многие школы стремятся получить лицензию, чтобы выдавать свидетельства и дипломы гособразца. Это способ выделиться на фоне конкурентов, включая вузы, которые после пандемии стали постепенно внедрять онлайн-форматы. В числе наших клиентов и государственные вузы, и частные школы с гослицензией.

Подведу итоги:

  • Основные тренды рынка онлайн-образования в России включают активное внедрение искусственного интеллекта и форматов микрообучения.
  • Растущими секторами остаются обучение диджитал-профессиям, иностранным языкам, в первую очередь английскому и китайскому, а также детское образование, на котором редко экономят.
  • Среди игроков рынка растет спрос на отечественные IT-разработки и получение образовательных гослицензий.
9
2 комментария