Референтная метафора. Почему прямые аналогии не работают в обучении

В симуляторах мягких навыков всё работает наоборот: пилотов учат не на самолётах, врачей — не в больницах, а поваров — не на кухнях.

Предположим, железнодорожная компания запускает обучение для менеджмента и выбирает — бизнес-симуляцию на основе рабочих процессов. Первое, что приходит в голову — симуляция должна быть про железные дороги. Если вы учите жёстким навыкам — управлять составом и сцеплять поезда, то всё так. Но для обучения мягким навыкам — коммуникациям, планированию, управлению — всё работает наоборот. Метафора не должна прямо касаться профессиональной сферы.

Сотрудники играют в экспертов, а не в симулятор

Сотрудники компаний — эксперты в своей области. Они глубоко погружены в специфический контекст и знают детали, о которых люди извне даже не догадываются. Поэтому построенная на принципах рабочей сферы игра превращается в сравнивание реальности и вымышленного мира, сопротивление несоответствиям. Вместо работы над выстраиванием процессов и рефлексии участники начинают придираться к сюжетным и техническим деталям.

Например, мы разрабатывали бизнес-симуляцию для топ-менеджеров РЖД. Чтобы помочь им абстрагироваться от привычного рабочего контекста, мы выбрали концепцию развития аэрокосмической транспортной корпорации. Такая метафора не слишком оторвана от реальности — в ней нет эльфов и единорогов, но при этом вызывает интерес у представителей целевой аудитории, потому что среди них нет экспертов по космосу. А ещё процессы в этой сфере похожи: перевозки, строительство инфраструктуры, бюрократия, закупки — только в контексте самолётов и шаттлов, а не поездов.

Референтная метафора. Почему прямые аналогии не работают в обучении

В принятии решений работают шаблоны

Со временем у сотрудников формируются паттерны в профессиональном поведении и принципах, по которым они принимают решения. Это помогает экономить ресурсы на рутинных задачах, но сложности возникают, как только в компании начинаются изменения или приходит нестандартный запрос. Человек не может абстрагироваться от заученного поведения, и это мешает оценить ситуацию и продумать план действий.

Когда мы помещаем сотрудника в новый контекст — космический, старые шаблоны перестают работать. У человека включается критическое мышление, а вместе с ним появляются новые нейронные связи и варианты решений.

Референтная метафора. Почему прямые аналогии не работают в обучении

Целевой аудитории становится скучно

Железные дороги — то, в чём сотрудники компании «варятся» каждый день с 9 до 18. Вовлекающие форматы работают за счёт интереса, но его трудно вызвать, если снова и снова погружать людей в обыденный контекст.

В том же кейсе РЖД мы разрабатывали симуляцию так, чтобы целевая аудиторию делала что-то новое и непривычное — даже если сами процессы похожи на реальные. Мы разбили сотрудников на компании, которые работают в холдинге и развиваются, чтобы выиграть галактический тендер. Каждая компания разрабатывает и строит летательные аппараты, развивает логистику и инфраструктуру, занимается маркетингом и научными разработками.

Референтная метафора. Почему прямые аналогии не работают в обучении

Почему референтная метафора лучше прямой аналогии

  • Помогает взглянуть по-новому на проблематику, отследить свои поведенческие паттерны и получить полезные инсайты.
  • Вызывает любопытство и вовлекает в обучение.
  • Позволяет освоить новые практики и переложить их на реальные процессы.

Разработаем бизнес-симуляцию с референтной метафорой, которая будет решать задачи вашей компании и приносить пользу вашим сотрудникам. Связаться с нами →

Начать дискуссию