Карандаш или клавиатура: как письмо от руки влияет на умственное развитие ребенка

Обучение дошкольников письму стимулирует развитие нейронных связей и создает прочную основу для его будущего. В статье расскажем, почему в современном мире карандаш мощнее клавиатуры в вопросах умственного развития малыша.

36

Окей, все эти объяснения типа "развивает моторику" - это рационализация деятельности постфактум, потому что многим людям трудно признать, что они потратили несколько лет на изучение почти бесполезного в современности навыка, который хорош только как легаси при откате назад на несколько ступеней технологического прогресса.

Кириллица сносно подходит под фонетику большинства славянских языков, но кириллический курсив откровенно плох как шрифт - например, он слабо позволяет различать графемы, состоящие из схожих чёрточек (например, создаёт лишнюю путаницу ш/и). Хотя курсив развился для ускорения письма, он уступает в скорости современным стенографическим системам и держится только за счёт того, что обывателю эти системы непонятны (т.е. при массовом изучении стенографии выгоды от знания курсива отрицательные). Единственный наглядный минус стенографии - это необходимость знать сразу две азбуки, но и это освоить в рамках школьной программы несложно (для сравнения - японцы осваивают в школе две слоговые азбуки плюс иероглифы).
Кроме того, рукописный текст обычно хуже печатного с точки зрения восприятия, поскольку точность записи приносится в жертву скорости; обычно это некритично, но в некоторых областях - например, рецепты лекарств - это может убить пациентов при неправильном прочтении (и убивает).

Когда только создавались первые школьные программы в дореволюционной России, решение добавить туда каллиграфию не было странным. Курсивный шрифт был основой делопроизводства и компромиссом между скоростью чтения и скоростью письма, и бюрократы таким образом инвестировали школьные часы в способность населения читать и писать тексты, благодаря чему экономили время на устную речь (т.е. ещё более древнее и неэффективное одноканальное легаси, доставшееся людям со времён, когда каннибалы жрали друг друга в палеолите). Обучение письму было рациональным решением.

В 1924 году создали стенографическую систему Соколова (которая позволяет быстрее читать и писать), различные печатные шрифты существовали и задолго до этого (позволяя быстрее читать).
В 1928 году в СССР начали распространяться пишущие машинки, поначалу под ограничениями спецслужб, позже барьер на приобретение был снят.
Т.о. обучение рукописному курсиву уже тогда начало выглядеть иррациональным, поскольку эта технология перестала быть оптимальной и существовала только за счёт массовости.

Сейчас же можно легко видеть прямо перед собой технику по цене нескольких обедов в кафе, которая позволяет без особых проблем общаться по Сети или - с небольшой доплатой в копи-центре - создавать материальные артефакты в виде печатных листов (для связи с не до конца вымершими динозаврами предыдущей эры).
Следующее поколение технологий ввода - нейросети speech2text - позволяют уменьшить и ценность клавиатуры тоже.

На этом фоне возникают закономерные вопросы, зачем нужна устаревшая технология. Их подпирают костыльными смыслами "зато это улучшает моторику". Выкинуть из образовательного процесса, естественно, штуковину нельзя - он ультраконсервативен, поскольку существует гигантская инерция ценностей тех или иных знаний в глазах ЛПР и шкрабов.

tl;dr: поиски большой пользы от умения писать курсивом в XXI веке - это занюхивание копиума.

1
Ответить

Ваша точка зрения, несомненно, имеет место быть, но... мы говорим о детях (спасибо за идею, возможно, напишем статью и про взрослых).

Именно почерк детей может очень много рассказать/ помочь специалистам и выявить проблемы развития (в том числе, мозга) на ранних стадиях. По почерку ребенка можно понять, что он чувствует, возможно, есть вещи, которые его беспокоят, даже если внешне это никак не проявляется.
А дислексия? Моторная алалия? Выявление несогласованности работы полушарий мозга, невысокая нейродинамика?
Очень много нюансов. А про взрослых поговорим отдельно тогда) Спасибо за исторический срез про СССР, с удовольствием почитали.

Ответить