Финансы
Александр Рамш

Потери в бизнесе

Как увидеть потери в бизнесе? Как понять, что что-то теряется, когда с первого взгляда кажется, что все в порядке? Вроде все работает: машины ездят, станки крутятся, люди перемещаются с места на место или находятся на своих местах. Надо остановиться, присмотреться, прислушаться.

Несколько лет назад я работал на проекте по бережливому производству в Северной Ирландии. На мой взгляд, красивая страна с множеством интересных мест и замечательные, приветливые люди. Я даже приложу несколько фоток к этому посту, но он сам не об этом. Как то раз, я наблюдал, как мой коллега-японец,экс-Тойотовец ,следующим образом учил начальника цеха видеть потери. Он выводил его в место цеха сборки кресел, откуда все хорошо было видно, рисовал там круг и ставил начальника в этот круг. Дальше говорил ему: стой и смотри. Начальник какое-то время стоял, смотрел и ничего не понимал. Японец спрашивал его: что ты видишь.. Тот отвечал:ничего, люди работают! Тогда японец говорил: хорошо, стой дальше и смотри пока не увидишь. И начальник цеха стоял и смотрел. Пока его не осенило, что он видит потери. Он увидел, что тут человек не просто ходит, а ходит взад-вперёд за инструментами, хотя мог бы сразу принести все нужные и теряет на этом много времени. А в другом месте не могут найти нужные детали, хотя надо заранее было принести и также теряют время на их поиск и доставку. Также он увидел, что по всему маршруту перемещения рабочие постоянно царапают незащищенную поверхность дорогостоящих кресел , что потом приводит к необходимости замены или ремонта их обшивки. Так начальник цеха смог увидеть, сколько времени и средств он постоянно теряет из-за того, что не видит этих деталей, как из-за деревьев леса. Так мы начинаем видеть потери - надо остановиться и присмотреться. Выйти из круга рутины, где нам кажется, что мы все знаем.

Другой пример на больших масштабах и расстояниях. В 2013 году я руководил проектом по повышению эффективности производства в компании добывающей уголь. Дело было на Севере, за Полярным Кругом. В этой климатической зоне около 9 месяцев зимы и по 1 на весну, лето и осень. Особенное место. Не часто такое видишь в жизни, если только там не живешь. Равно, как и места, где сам уголь добывают. Кто знает как выглядит угольный разрез? Если бы туда не поехал, наверное, никогда я и не узнал бы. Он выглядит как карьер, где открытым способом добывают уголь. Только не все как на часто встречающейся картинке, где машины по спирали ездят вверх и вниз. На разрезе в разных местах местность разрыта то глубже, то ниже и по ней то выше, то ниже перемещаются многотонные карьерные самосвалы. Они едут до экскаваторов, загружаются углём или породой (некондиционным материалом) и, в зависимости от этого, едут с углем на угольный склад или отвозят породу на отвал (свалку). Если проехать по такому разрезу на машине, то картина видится такая же - все работают. Стоя на высоте в начале разреза возле ангара с огромными многотонными самосвалами, я поймал себя на мысли, что сам пейзаж и происходящее напоминает мне эпизоды из фантастических фильмов про колонизацию планет с недружелюбным климатом. Я ощутил огромные, морозные и пустые расстояния, где нет ни одного человека на открытом воздухе, дует лютый холодный ветер, и издалека эти огромные самосвалы и еще большие по размеру экскаваторы выглядят как игрушечные машинки. И с похожего места, но уже на самой высоте внутри разреза, мне стали видны очереди на погрузку у экскаваторов, простой самосвалов и потеря времени в этом ожидании. При этом, когда я с коллегами измерил скорость перемещения разных самоваров от одного и того же экскаватора до склада или отвала , то оказалось, что у разных водителей она разная и в целом разрез теряет много времени от более медленных перемещений.

Приведу третий пример. Расскажу, как увидеть потери, когда очень много всего происходит и совершенно, на первый взгляд, непонятно куда смотреть. Я такое наблюдал неоднократно в строительстве. Как выглядят работы на стройке многофункционального сооружения? Если кто-то был на такой, скорее всего видел кучу людей и техники. Это огромный муравейник, особенно, если бок о бок работает несколько тысяч человек. В таком муравейнике практически невозможно увидеть потери. Но муравейник, в отличие от стройки, высокоэффективное производство - каждый муравей знает, что и куда он тащит и делает это наиболее коротким путем, максимально не допуская потерь, делает это не для создания вида работы. А на стройке любят пускать пыль в глаза. Ярче всего это происходит, когда топ-менеджеры или заказчики проводят обходы - работа кипит, все что-то делают. Но самый важный вопрос, который надо задать себе, даже в этот показной момент (не говоря уже о наблюдениях без обхода) чтобы увидеть потери: что именно делают люди, надо ли это делать здесь и сейчас, надо ли делать это вообще? Например, кран перемещает пучки арматуры, металлические щиты опалубки для заливки бетона и т.п. Вроде все работает, а потом оказывается, что он из того места, куда их переместил, снова их возвращает обратно или кладёт на третье уже новое место. Потери? Да, конечно, теряется время, пожалуй, самого ценного инструмента на стройке - башенного крана, который в этот момент ждёт другой участок или компания переплачивает огромные деньги за аренду. Или там же на стройке сидят и курят рабочие. Не 15 минут перерыва, а часа 1,5 в начале смены или в любой другой момент. Если начать изучать, могут быть разные причины, например их начальник или мастер отсутсвует в этот момент на участке, или же им не привезли материал, ту же арматуру. В итоге получается, что вместо слаженной работы муравейника, происходит видимость бурной деятельности, в которой много потерь теряется от глаза, если только не научиться их видеть. У меня есть ещё много примеров из опыта в этих и других отраслях и типах компаний, но об этом в другой раз.

Почему это все происходит - не видим из-за деревьев леса и что находится перед носом, вместо слаженного муравейника получаем видимость бурной деятельности? Потому, что чаще всего, заранее не продумали - торопились, бежали, думали, что работать надо и не зачем продумывать и планировать. Как в бородатом анекдоте про консультантов, когда мужику, который пилил дерево тупой пилой, вспотевшему и уставшему предложили её заточить. А он отказался и сказал: некогда, пилить надо! А надо иногда остановиться, присмотреться, прислушаться. Так можно найти способ, как быстрее, удобнее и легче сделать работу и избежать потерь. В этом - смысл эффективности. От том, какие решения приходят в такие моменты я напишу в следующем посте.

0
3 комментария
under construction

" А в другом месте не могут найти нужные детали, хотя надо заранее было принести и также теряют время на их поиск и доставку"

это хрень. Для эффективной работы 90% надо переключаться. Если ты уберешь у него возможность периодически менять фокус интереса дело ему быстро наскучит и он будет постоянно демонтирован однообразной рутиной.

"мне стали видны очереди на погрузку у экскаваторов, простой самосвалов и потеря времени в этом ожидании."
лучше если стоит самосвал, чем если простаивает экскаватор.

"Если начать изучать, могут быть разные причины, например их начальник или мастер отсутствует в этот момент на участке, или же им не привезли материал, ту же арматуру. В итоге получается, что вместо слаженной работы муравейника, происходит видимость бурной деятельности, в которой много потерь теряется от глаза, если только не научиться их видеть."

Я в свое время работал и под начальниками пофигистами, которые налаживали процесс и дальше следили, что бы откровенного саботажа работы не было
И под теми , которые вечно по каждой мелочи дрочат.

Практика показывает, что у первых обычно все лучше.
Так как душное руководство людей злит и есть большая текучка в результате сработанность команд на нуле.
У первых же сильного пресса нет люди спокойней и уверенней. Текучки кадров нет и как результат все в курсе когда надо и где надо делать свою часть работы. А когда можно 10-15 минут по филонить.

Ответить
Развернуть ветку
LubovK

Автор просто не специалист, он явно не сечет ни в стройке ни в производстве
Он просто п izd aбол на зарплате.
Люди в его понимании это роботы которые должны пахать ровно 8 ч от звонка до звонка и следовать принципам бережливого производства🙃
По факту с приходом таких п izdaболов компания как правило накрывается медным тазом.
Я уже представляю себе на стройке куда пошлёт такого умника нормальная бригада.
не... конешн не вопрос бригаду на куй можно послать и набрать дебилов которые не будут курить, но когда домик сложится... сидеть будет не умник, а директор

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рамш
Автор

Все примеры в моей публикации основаны на моем личном опыте и абсолютно реальны. Я 20 лет занимаюсь проектами улучшений и хорошо знаю о чем пишу. В следующей публикации раскрою, что было сделано по этим кейсам и как работали улучшения.

Для отдыха и наработки ресурса внимания у работников есть регламентированные перерывы, что всегда учитывалось. А переключений между действиями в любом производственном процессе хватает. Но для рабочего есть основное отличие от руководителя (даже бригадира), что его работа повторяема и понятна. Для этого и нужны и работают стандарты. Если нужно больше творчества, тогда уже люди выбирают другие формы и это точно не про рабочих или операторов, если только это не малый бизнес или мастерская. Повторяемость основа работы - многие вообще не любят менять подход: например, те, кто крючком вяжет арматуру на стройке, не хотят переходить на кусачки, сколько бы не убеждали. И нормальная бригада - это не собрание инженеров, занимающихся разработкой проекта реконструкции, а слаженный организм, который работает по установленным правилам и где руководитель отвечает за их соблюдение, иначе начинается бардак и люди спят половину рабочего времени. Кто этого не понимает - постоянно имеет потери в производстве. И начинаются они с головы руководителей, которые отвечают за процесс работы.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null