Инвестиции в EdTech: стоит ли игра свеч?

Кто и зачем инвестирует в онлайн-обучение, на какие бенефиты рассчитывают инвесторы и почему EdTech будет расти

В закладки
Аудио
Запад вежливо уступает дорогу Востоку. Или это только видимость?

По прогнозам консалтинговой компании IBIS Capital, к 2020 году мировой рынок образовательных технологий вырастет до $252 млрд., причем доля Азиатско-Тихоокеанского региона достигнет 54%.

Основная конкуренция разворачивается между Китаем и США – 86% венчурных инвестиций 2015-2017 годов получили EdTech-стартапы из этих стран. Китай лидирует: $3,6 млрд против $2,8 млрд, - Пекин и Шанхай – современные центры EdTech.

Пока Штаты заняты решением проблем кибербезопасности и здравоохранения, Китай целенаправленно инвестирует в EdTech. Как сообщает iResearch, рынок онлайн-образования в Китае достиг в 2017 году $31,6 млрд., а к 2022 году вырастет до $85,8 млрд. К 2020 году китайские власти собираются инвестировать только в EdTech-проекты около $30 млрд. Сектор венчурного капитала в Китае тоже подчинен государственным интересам - в стране действует около тысячи государственных венчурных инвестфондов, контролирующих около $750 млрд.

Американскую сторону в конкуренции за влияние в EdTech представляют транснациональные корпорации, которые инвестируют в развитие успешных EdTech проектов. Например, в 2017 году Google поддержал Coursera, а Microsoft и GE профинансировали совместный проект на edX. Флагманом американских корпораций по-прежнему остается Udacity – платформу поддерживают IBM Watson, Mercedes Benz, Amazon, BMW, McLaren, Google, AT&T.

Не лишены внимания американских корпораций и перспективные стартапы. Недавно Google купил EdTech-стартап Workbench. В 2016 прогремела покупка Google - Launchpad Toys, Apple, конкурируя с Google, в 2016 приобрел LearnSprout.

4 доминанты EdTech

Если говорить о сферах образования, то прежде всего «оцифровка» затронула системы школьного и университетского образования. Активно развиваются МООС (дополнительное профессиональное образование), а также сегмент корпоративных систем обучения.

Еще одним локомотивом развития EdTech являются онлайн-сервисы для изучения английского языка - в данный момент число изучающих английский язык только в Китае превышает население США.

В 2018 году в Юго-Восточной Азии успешно привлекли финансирование языковые онлайн-сервисы:

DadaABC ($100 миллионов, Tiger Global Management, Oriental Fortune Capital, Yonghua Capital, TAL Education Group);

Liulishuo ($100 миллионов CMC Capital Partners, Cherubic Ventures, GGV Capital, Hearst Ventures, IDG Capital). Онлайн-сервисы для изучения английского популярны не только в Азии, но и в других регионах.

Эффективность инвестиций

EdTech - молодая сфера с огромным потенциалом развития, она будет расти в ближайшие десятилетия хотя бы только потому, что население далеко не всех регионов планеты имеет доступ к образованию, а онлайн-обучение - дешевый способ получить знания, не отрываясь от работы. Однако несмотря на перспективность сферы пока высоки риски потери инвестиций: большинство образовательных онлайн-проектов сосредоточены на захвате рынка и расширении аудитории и «проедают» деньги инвесторов – успешные модели монетизации только нарабатываются. В этой гонке в долгосрочной перспективе выживут только те проекты, которые научатся зарабатывать на онлайн-обучении или сохранят привлекательность для разных групп инвесторов.

В связи с этим возникает два вопроса: какие цели преследуют разные группы EdTech-инвесторов и как оценить эффективность работы EdTech-проекта?

Венчурные инвестиционные фонды обычно ожидают прибыль на капитал от 10x до 30x на горизонте планирования 3-7 лет. Существует немало методик оценки перспективности инвестиций в стартап. Не будем повторять азбуку, скажем только что несмотря на молодость EdTech на рынке уже немало примеров успешных выходов инвесторов из проектов. Например, в Пекине действует около 3000 EdTech-проектов, из них 109 единорогов. Активно финансируют EdTech 50 инвестфондов, с 2015 года совершено 6 успешных выходов. В области залива Сан-Франциско (т.н. Bay Area, родина EdTech-лидеров Coursera, Chegg и Udacity) работает 800 EdTech-компаний из них 178 единорогов. В образовательные проекты инвестируют 196 фондов и с 2015 года состоялось 45 успешных выходов инвесторов из проектов.

Интересный подход к оценке эффективности образовательных онлайн-стартапов недавно предложило агентство PR Online, которое провело любопытный сравнительный анализ. По результатам исследования, в число лучших мировых образовательных онлайн-сервисов для изучения языка по эффективности использования инвестиций вошли Busuu, Puzzle English, Duolingo, SkyEng, LinguaLeo, Memrise и Babbel.

Авторы анализировали динамику окупаемости затрат в разработку и развитие проекта. В результате оказалось, что Puzzle English при наименьших вложениях, демонстрирует наилучшие приросты ежегодной выручки относительно объема осуществленных инвестиций среди всех конкурентов, уступая только мультиязычному сервису Busuu.

Вероятно, предложенный PR Online подход будет полезен для венчурных инвестфондов, стремящихся получить прибыль. Но, похоже, что финансовые выгоды не являются единственной целью инвестиций в EdTech.

Государственные инвестиции. Очевидно, что государства, финансирующие развитие EdTech, не планируют возврата инвестиций в классическом смысле. EdTech не самый большой с т.з. инвестиций сегмент, но при этом весьма значимый. Например, китайскому правительству нужны разработчики для реализации программ технологического роста. Поэтому правительство Поднебесной в 2016 году приняло пятилетний план по модернизации китайской образовательной системы и выделило значительные средства для финансирования развития онлайн-образования. За два года страна совершила мощный рывок и, если внимательно проанализировать результаты отчета CB Insights AI 100 за 2018 год, в Китае появилось немало успешных стартапов в сфере робототехники, а также разработчиков межотраслевых решений на базе машинного зрения и распознавания видеоинформации. Очевидно, что правительство Поднебесной стремится занять лидирующую позицию в сфере развития технологий, ведь «лидер по созданию искусственного интеллекта станет властелином мира».

EdTech в данном случае один из инструментов реализации геополитики, и инвестиции принесут не только финансовые плоды, но и влияние на глобальные события в долгосрочной перспективе.

Корпоративные инвестиции в EdTech принято считать вложением в саморазвитие и рассматривать через призму целей и задач HR-департаментов. Образовательные онлайн-платформы корпорации используют для глобального HR-маркетинга и для обучения сотрудников корпоративных офисов в разных странах, управления обучением и развитием персонала. Сами корпорации нередко говорят о важности доступа к молодой перспективной аудитории, предпочитающей черпать знания в Интернет. Большая IT-четверка (Google, Apple, Amazon и Microsoft) стремится внедрять свои продукты в EdTech – перспективную развивающуюся сферу. Все это так.

Однако есть и более весомые потенциальные выгоды. Внедряя свои образовательные программы на МООС или на онлайн-сервисы для обучения школьников и студентов, корпорации привносят вместе со знаниями еще и профессиональные стандарты, подходы к оценке ситуаций, структуру восприятия реальности, деловые практики и корпоративную культуру. По сути, корпорации, распространяя через онлайн-обучение свое видение того или иного предмета, готовят единомышленников и создают условия для экспансии в любой регион планеты. Другими словами, если врач прошел при повышении квалификации спецкурс «Медицинская техника», подготовленный Microsoft и GE, то на вопрос коллег, какой томограф купить для больницы, вероятнее всего он предпочтет технику GE. И можно до бесконечности совершенствовать систему государственного заказа, пропагандируя необходимость поддержки отечественных производителей, рынок будет выбирать знакомое решение, которому доверяет.

В случае с корпорациями EdTech - мощный инструмент конкуренции и развития бизнеса в глобальном масштабе в долгосрочной перспективе. Поэтому просчитать возврат корпоративных инвестиций в EdTech непросто.

Резюме

Оценка эффективности во многом зависит от целей инвестирования, а EdTech – многофункциональный инструмент, с помощью которого можно не просто транслировать знания, но овладевать умами и сердцами, захватывать рынки и делить сферы влияния. Поэтому интерес инвесторов гарантирован. И хотя EdTech не самая масштабная по объемам инвестиций сфера, это не умаляет ее значимости. Как говорят на Wall Street: last but not least.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Елена Абрамова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 52, "likes": 27, "favorites": 39, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 53178, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 14 Dec 2018 15:15:19 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Трибуна
ApiX-Drive — онлайн-коннектор разных сервисов и приложений между собой без программистов
Привет, меня зовут Игорь Шамин, я основатель сервиса ApiX-Drive.
0
{ "id": 53178, "author_id": 122722, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/53178\/get","add":"\/comments\/53178\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/53178"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
52 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Кажется, что через несколько лет самой популярной профессией будет не рекламщик или маркетолог, а какой-нибудь создатель онлайн-курсов...

Ответить
3

Возможно. Вероятно, каждый будет короткие видосы с рассказом о том, как и что сделать круто писать и выкладывать. Так что коллективно будем короткие онлайн-курсы производить, как сейчас статьи полезные на vc.ru крапаем

Ответить
4

В Вышке, кстати, уже на всех образовательных программах онлайн-курсы - обязательная часть обучения. В последствии планируют все лекции перенести в онлайн.

Ответить
3

Да, кстати, слышала выступление ректора ВШЭ Кузьминова на EdCrunch2018. Он интересно рассказал про исследование, которое в наших вузах проводили и выяснили, что онлайн-обучение позволяет студенту получить точно такой же уровень знаний, как и оффлайн-формат НО полностью к онлайн-формату он не готов переходить, рассматривает его как отличное дополение к офф-лайну, к живым семинарам. Типа студента сами изучив лекционный материал в онлайн-формате будут более продуманные вопросы профессорам и практикам задавать.

Ответить
2

С чего вдруг PR Online эффективность инвестиций начал анализировать?

Ответить
1

Да, инфоповоды надо же как-то придумать, вот и начал

Ответить
1

Возможно. И скорее всего Вы правы :) Но интересно, что они решили попробовать не просто о числу зарегистрированных пользователей или объему инвестиций сравнение сделать, а проанализировать, какие средства потребовались для достижения тех или иных бизнес-показателей (выручка, число пользователей)

Ответить
2

Я думала, что Китай наоборот решит сосредоточиться на развитии технологий внутри страны и постарается сделать так, чтобы все китайский пошли учить

Ответить
1

Китайский мы с вами еще будем учить, подождите. Китайцы сейчас бодро английский выучат, а потом нас китайскому учить будут

Ответить
2

Пора уже делать упор не на изучение английского, а на изучение китайского. Скоро, наверное, он станет международным языком

Ответить
1

Да, кстати, уже большое предложение курсов китайского языка на рынке. Можно начинать. очень востребованные знания :)

Ответить
2

Мне кажется, что развитие технологий дает нам больше свободы, чем когда либо. Ты можешь находиться, где хочешь, заниматься тем, чем хочешь

Ответить
0

Да, только тайм-менеджмент, разделение личного и рабочего времени придется тоже на себя брать. Когда в офисе работаешь или в аудитории учишься - рабочий день или лекции завершились и все, личное время и пространство, а когда комп дома 24 \7, то может быть сложно оторваться, переключиться

Ответить
1

надо идти в Китай

Ответить
1

Да, и чем быстрее, тем лучше, пока остальные туда не рванули :)

Ответить
1

Здорово, что это именно государственные инвестиции. Интересно, насколько Россия вкладывается в инвестиции в сферу образования.

Ответить
1

Дима, Россия, кстати, на 4-ом месте по объему человеческого капитала, но лишь на 42-м по его реальному использованию

Ответить
2

Капитала много, но используют его успешно другие. Многие зарубежные компании и наши, которые перебрались за рубеж не скрывают того, что в России хорошо иметь R&D подразделение, но все остальное (производство, маркетинг) лучше в других юрисдикциях. Сегодня для утечки мозгов достаточно Интернета, ехать никуда не надо. особенно в софте - тема горячая и российские разработчики в этом сильны.

Ответить
1

Тяжелый вопрос. Вот такие цифры в сети нашла наскоряк: В 2017 году на образование Правительство РФ выделило 595 млрд рублей. В 2018 году - 626,29 млрд рублей (общее образование 46,714 млрд рублей) , в 2019 году — 623,824 млрд рублей (45,668 млрд. рублей), а в 2020 году — 635,788 млрд рублей (44,618 миллиарда рублей).

https://ria.ru/economy/20170918/1504984662.html

Ответить
1

порядок инвестиций нашего гос-ва иной, к сожалению

Ответить
1

Как вы считаете, будут ли работодатели смотреть на перечень онлайн-курсов, которые прошел потенциальный работник?

Ответить
1

возможно, но не думаю, что это станет краеугольным камнем при принятии решения о найме. У Coursera проблема-то как раз с монетизацией из-за того, что до недавнего времени все курсы были бесплатны, а плата взималась только за Сертификат. так все бесплатно учились, а Сертификат не покупали - знания получили, а бумажку и не надо !

Ответить
1

А какой сектор после обучения иностранным языкам наиболее популярен в EdTech?

Ответить
1

K12 - онлайн-сервисы для обучения школьников и подготовки к экзаменам. Но я не могу сказать, что онлайн-сервисы для изучения языков самые популярные - такую свежую аналитику не встречала. Оба направления в топе

Ответить
1

Мне кажется, что в эпоху такой неопределенности будущего и жесткой конкуренции инвестиции в образование – лучше решение как для отдельного человека, так и для общества

Ответить
1

да, особенно когда активно все обсуждают тему, что роботы вот-вот их безработными оставят

Ответить
1

Сбылась мечта интроверта: учиться можно удаленно, работать тоже, еду и одежду заказывать домой. И все - из дома можно не выходить

Ответить
1

Это точно! Эстраверты рыдают, сниамают видосы, выкладывают и штурмуют сети

Ответить
1

А что нигде кроме Китая и штатов нет стартапов в онлайн-образовании? Складывается такое впечатление из статьи

Ответить
1

Есть, конечно. И много. В статье, кстати, и российские Puzzle English, и австрийски Busuu, и британский Memrise, и немецкий Babbel. ABC360 - филиппинский онлайн-сервис для изучеия английского. Все не перечислить :)

Ответить
1

Как вы считаете, у EdTech-стартапов больше шансов выйти из долины смерти, чем у других, или нет?

Ответить
1

Думаю, что как и у всех стартапов. Пока сложная ситуация с монетизацией. Еще негативный фактор - нет привычки у многих самостоятельно учиться , без внешнего наблюдателя, который ставит оценки, подбадривает и пр. культура только формируется. И быстрее формируется в Азии, они менее избалованные и более бедные, но зато все уже в цифровой культуре с детства со смартфонами

Ответить
1

Не понял, причем тут госзакупки?

Ответить
1

Это пример. Больная тема - медтехника. В России большой госбюджет на закупку медтехники, есть отечественная и зарубежная. государство пытается обязать по старинке в приказном порядке покупать родное, но оно не всегда также хорошо. как зарубежное. А зарубежные производители GE, Siemens, Philips приказать не могут, но зато активно работают с врачами (обучают, стажируют и п.д.), инженерами и другими агентами влияния и таки получают значительные доли нашего госзаказа несмотря ни на какие потитические и экономические санкции

Ответить
0

зарубежные производители обучают врачей - вот GE+Microsoft на edX курсы по медицине сделали - врачи обучаются, а потом при оформлении заявок на заказ оборудования выбирают то, что им знакомо и чему они доверяют

Ответить
1

Как много "людей-дропаутов" у онлайн курсов? Я вот так не одного и не закончил. Думаю, нужна либо очень сильная потребность, либо железная сила воли. чтобы этим заниматься

Ответить
0

Да, классическая школа воспитывает привычку к внешней мотивации при обучении

Ответить
1

Все еще продолжаю восхищаться MOOC’сами: хорошее знание английского, и лекции самых лучших университетов перед тобой

Ответить
0

Да, это бесконечные возможности. Странно, что сравнительно мало людей этим пользуется

Ответить
1

Как думаете, сможет ли развитие человеческого капитала помочь развитию экономики?

Ответить
0

Нужно условия создать, что бы капитал не утекал, тогда да, может помочь

Ответить
1

Интересно, какие методики оценки перспективности инвестиций в стартап вы рекомендуете все же?

Ответить
1

Страшно все это. Искусственный интеллект, роботы, онлайн-образование. Скоро вообще перестанем встречаться друг с другом вживую, чипы вошьем и мыслями обмениваться на расстоянии будем.

Ответить
0

Да, Илон Маск тоже недавно по этому поводу страдал. Страдать-то страдал, но производить чипы не собирается бросать :) Поэтому да, скоро и мыслями обмениваться на расстоянии будем

Ответить
1

А мне кажется, что онлайн-образование хорошо как ресурс для дополнительного образование. И онлайн-образование как основное в рамках школьного мне категорически не нравится: ведь детям нужна социализация

Ответить
0

да, если речь идет о качественном человеческом общении, то да, конечно, человека живого, наверно, сложно заменить. Но относительно школы и деток и социализации :) Вы просто давно в школе не были, вероятно. К сожалению, о качественном общении в большинстве случаев речи не идет. Дети на уроках параграфы переписывают, а учителя в VK не стесняясь или что еще хуже вынуждены на уроках бюрократические бумажки заполнять и вечно извиняться перед родителями и детьми, что после 8 уроков они не успели - не смогли физически и вынуждены сейчас это делать, на уроке. в 80% это так. Поэтому может все же лучше качественный онлайн, по крайней мере без обмана ожиданий. А для людей и детей с ограниченными возможностями - онлайн - это спкасение. Извините, длинно. Задели за живое :)

Ответить
1

Где-то видела, что одно из самых популярных приложение 2018 года - образовательное

Ответить
0

поделитесь ссылочкой, если есть. Интересно было бы почитать такую аналитику

Ответить
1

никак не могу найти. уже самой интересно стало, где оно было - ужасный век информационных перегрузок :(

Ответить
0

Да, уж. если найдется, поделитесь, пожалуйста :)

Ответить
0

Для проектов, находящихся на предпосевной и посевной стадиях, применяют умозрительные оценки (метод скоринга, метод венчурного капитала, метод Беркуса и др.). Для компаний, способных продемонстрировать позитивную юнит-экономику, - оценку ключевых метрик: стоимость привлечения нового клиента, LTV, число уникальных пользователей в месяц, уровень доходности, коэффициент конверсии и некоторые другие показатели.

Ответить

Комментарий удален

0

Инвестиции в edtech:
Ничего не читал, кинул смартфон в печь

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }