Личный опыт: Как я провёл полгода в Долине и учился привлекать инвестиции

В редакцию ЦП поступило письмо от основателя проекта NoobStars Сергея Сафронова, полгода прожившего в Калифорнии в целях поиска инвестиций. Специально для наших читателей Сафронов записал видеоролик, в котором поделился своими размышлениями о правильных питчах и рассказал, чем закончилась его поездка.

Личный опыт: Как я провёл полгода в Долине и учился привлекать инвестиции

Первую половину этого года я провел в Силиконовой долине, Мекке технологической стартап-индустрии. Целью моего трипа было привлечение инвестиций для нашего проекта. Как оказалось, лучший способ погрузиться в стартап-пространство, завести новых знакомых, коллег «по цеху», познакомиться с потенциальными менторами и инвесторами – это ивенты.

Найти последние достаточно просто, используя группы Meetup и поиск событий на Eventbrite. Мероприятия разбросаны по разным городам Долины, начиная от Сан-Франциско и вплоть до Сан Хозе. Проходят они как правило в университетах, адвокатских офисах, акселераторах и коворкингах. Регистрация на некоторые из них бесплатна, но большая часть стоит от 15 до 20 долларов. Конечно, есть и более дорогие – $150 и даже $1500 за вечер, но, судя по отзывам стартаперов, побывавших на них, они того не стоят. Самые крутые места обычно бесплатные, включая ивенты у таких гигантов, как Andreessen Horowitz (поиск вам в помощь). Еда и напитки (пиво, пицца и вода) чаще всего уже включены в билет.

Подобные мероприятия посещают частные инвесторы, бизнес-ангелы, стартаперы со всех стран и континентов, адвокаты, разработчики и многие другие. Перед сессиями обычно приглашают «звезд» разной величины – тех, кто уже получил финансирование и тех, кто уже закончил свою «игру» в плюсе. Тут есть все необходимые условия для обмена полезной информацией и опытом, заведения новых полезных (и совершенно бесполезных) знакомств.

Если вы уже готовы к своему путешествию за инвестициями и связями в Долину (или только думаете об этом), вам наверняка известно, что такое «питч». По опыту скажу, что я видел много русскоговорящих стартап-фаундеров (не только из России), уровень и владение языком которых был очень и очень низок, что напрямую влияло на качество и количество излагаемой информации. Порой люди даже не могли поддержать последующую беседу или даже ответить на дополнительные вопросы.

Специально для читателей ЦП я подготовил видеолог, в котором доступно (и, надеюсь, весело) описал практически весь процесс тренировки питча на английском – от начала и до конца. Чтобы пройти данный процесс самостоятельно, вам потребуется:

  • видеокамера (подойдет камера смартфона);
  • написанный питч на английском (как и что писать в питче можно найти на просторах сети);
  • 30 минут в день выделенного времени в течение 30 дней (желательно не прерываться);
  • в конце 30-дневного периода соберите от 2 до 10 друзей (или других подопытных), налейте им вина (или чая), и попросите послушать вас. Они вам не откажут. Единственное условие – попросите отнестись к этому серьезно и не смеяться в процессе презентации, так как это отвлекает;
  • повторите последнее действие 3 раза, с разницей в 1-2 дня. Это нужно для того, чтобы минимизировать страх публичного выступления.

Помимо всего перечисленного, вы должны понимать, что с вами могут заговорить, если ваш проект интересен или не совсем понятны какие-то моменты. Да-да, инвесторы, другие предприниматели, да и вообще кто угодно. Хорошо, если ваш словарный запас окажется достаточно высоким для того, чтобы продолжить общение. Если нет – вот практический совет к тому «Как можно существенно прокачать свою разговорную речь в течении всего одной-двух недель»:

Читайте каждый день вслух тематическую литературу (книги) на английском языке. Именно вслух, это очень важно. Я для практики выбрал одну из популярнейших в стартап тусовке книгу The Lean startup by Eric Ries. Для чего:

  • Вы быстро нахватаетесь новых слов, которые полезны в разговорах и переговорах. В дальнейшем это поможет при формальном (и любом другом) общении не только с инвесторами, но и с участниками стартап-сообщества. Это серьезно увеличит количество и качество ваших связей. Логично ведь? Если вы ни с кем не общаетесь, то и новых знакомых у вас не будет, никто о вас и существовании вашей компании не узнает.
  • Вы узнаете много нового из книги. Либо как в моем случае – подтвердите свои догадки и убедитесь в правильности выбранного пути.
  • С каждой страницей ваша техника, скорость и качество речи будут повышаться;
  • Всего 30 минут в день, каждый день – и через месяц вы будете щебетать на английском языке. Как на родном. Ну, или почти.

Что касается нашей компании, честно признаюсь, наши инвестиционные ожидания на данном периоде развития были слишком завышены. И мы решили чуть-чуть сбавить обороты и еще немного подрасти, переделав корявую MVP веб-версию в полноценное и более продвинутое windows-приложение.

Желаю всем удачи в питч батлах/ивентах и лифтах.

Кстати, о лифтах. Возвращаясь с другом с очередного стартап мероприятия, проходившего в одном из офисов IBM, к нам в лифт заскочил инвестор, который еще 20 минут назад сидел в жюри и оценивал выступления фаундеров. Естественно, я воспользовался случаем и теперь в моей копилке интересных событий есть самый настоящий 30 seconds Elevator pitch. Жаль инвестор не имел отношения к игровой индустрии.

Спасибо, Сергей. Не стесняйтесь делиться своими историями по адресу secret@siliconrus.com.

31 комментарий

Краткое содержание статьи:

Тусить надо на ивентах, вот ссылка.

Учите английский. Учите английский. Учите английский. Учите английский. Учите английский. Учите английский. Учите английский. Учите английский. Учите английский. Учите английский. Учите английский. Учите английский.

Мы ничего не так и не привлекли и продукта у нас нет, удачи.

Спасибо.

25
Ответить

Я бы так сказал:
тусил, учил английский, но ничего не добился, теперь пишу советы.

Ответить

Я бы добавил ещё "презентабельный внешний вид"

1
Ответить

Меня одного смущает его борода?

12
Ответить

меня тоже сначала смущала, но потом понял, что это плюс для стартапа

2
Ответить

Все знают, кто выиграл на евровидении... Надо быть в тренде.

2
Ответить

А мне понравилось, как написана статья, все таки более менее живой монолог вышел. Да и верно, что многие наши ИТ-смельчаки валятся на элементарном языковом барьере.

Ну, не привлекли ребята ничего... Зато время с пользой провели, как никак :)

6
Ответить