Почему СССР не достроил тоннель на Сахалин и будет ли его достраивать Россия?

Сахалинский тоннель через пролив Невельского планировалось построить к 1955 году. Идея обсуждалась ещё с XIX века, однако оказалась неподъёмно дорогой и сложной для технического исполнения. Это один из масштабнейших нереализованных проектов Министерства путей сообщения и крупнейших строек ГУЛАГа.

Почему СССР не достроил тоннель на Сахалин и будет ли его достраивать Россия?

Как всё начиналось

Остров Сахалин был открыт не так давно, в 1849 году, а с 1875 года он уже принадлежал Российской империи. Исследования на тему соединения острова с материком велись уже тогда, но высокая сейсмичность региона исключала какую-либо стройку — технологии не позволяли.

Тоннельный переход через пролив Невельского должен был начинаться в материковой зоне на мысе Лазарева и завершаться на мысе Погиби на Сахалине. Ширина пролива в наиболее узком месте составляет всего семь-восемь километров (для сравнения Евротоннель под Ла-Маншем больше 50 км, 38 из которых проходят под морским дном).

Почему СССР не достроил тоннель на Сахалин и будет ли его достраивать Россия?

Для паромных перевозок людей и грузов это достаточно большое расстояние, к тому же переправа по воде возможна только в хорошую погоду (а штормы здесь явление частое), полёты же на самолётах и вертолётах — дорогое удовольствие. Зимой пролив замерзает, потому для связи с островом требуются ледоколы. По причине отсутствия благоприятных погодных условий, простои на паромной переправе составляют более 40 дней в год. В общем, с логистикой беда.

Реализация проекта Сахалинского тоннеля

С 1950 года подготовительные работы по созданию тоннеля (лесозаготовка, земляные работы и прочее) шли уже в полную силу. Закончить строительство планировалось к 1953 году, а запустить тоннель в эксплуатацию ― не позднее 1955 года. Всего на данной стройке трудилось более 27 тысяч человек. Не менее восьми тысяч из них ― это досрочно освобождённые узники ГУЛАГа, которых ранее осудили за нетяжкие преступления. Их объединили в лагерях «Стройка 506» и «Стройка 507».

Однако после смерти Сталина в 1953 году строительство свернули, Хрущёв посчитал это расточительством, а необходимости в тоннеле на Сахалин не увидел. Распущены были не только бывшие «сидельцы», находящиеся здесь под подпиской о невыезде, но и вольнонаёмные рабочие, а также военные специалисты. Непосредственная проходка тоннеля так и не была начата. Примечательно, что даже после амнистии далеко не все решились покинуть объект сразу: и бывшим заключённым, и «вольным» здесь платили неплохую зарплату в соответствии с выработкой, к тому же в проект было вложено несколько миллиардов советских рублей. Рабочие и руководство полностью покинули незавершённый объект лишь спустя восемь месяцев со дня прекращения работ, когда стало ясно, что продолжения уже точно не будет не будет.

Почему СССР не достроил тоннель на Сахалин и будет ли его достраивать Россия?

Всего в итоге было построено 120 км железной дороги в Хабаровском крае, вблизи будущей паромной переправы полностью отсыпали дамбы, частично сохранившиеся до сих пор, а также выполнена подготовка к сооружению пирсов. На мысе Лазарева прорыли часть шахты, а в полутора километрах от берега даже насыпали 90-метровый искусственный остров. Паромная переправа Ванино — Холмск начала действовать здесь лишь с 1973 года.

Почему СССР не достроил тоннель на Сахалин и будет ли его достраивать Россия?

Однако некоторые сахалинские старожилы сообщали, что стройку закрыли неспроста. Тоннель, якобы, был уже практически готов, но произошла авария: вода хлынула в тоннель, полностью разрушив его и погубив множество людей. Документов об этом не сохранилось, хотя возможно, они до сих пор засекречены. Однако большинству эта версия видится маловероятной. Во-первых, нет вообще никаких даже косвенных документов, подтверждающих эту теорию. Во-вторых, Хрущёв помимо сахалинского тоннеля закрыл ещё с десяток сталинских строем в порыве развенчания культа личности.

Сахалинский тоннель и Япония

Тоннель должен был не только значительно улучшить сообщение между островом Сахалин и материковой Россией, но и стать звеном, соединяющим Россию с Японией. Южный край Сахалина отделяется от северной оконечности японского острова Хоккайдо всего 43 км ― проливом Лаперуза. Транспортный переход между Сахалином и Хоккайдо мог бы сразу сделать Японию практически континентальной страной. Это бы позволило более эффективно развивать международную торговлю и туристическую сферу.

Почему СССР не достроил тоннель на Сахалин и будет ли его достраивать Россия?

Тоннель, дамба или мост на Сахалин?

Вновь о строительстве дороги на Сахалин стали говорить после распада СССР, но ресурсов для реализации в те годы не нашлось. Уже с 2001 года в России рассматривались разнообразные проекты соединения Сахалина с материком путём создания железной дороги через пролив. О тоннеле речь также шла, но дальше обсуждения дело вряд ли зайдёт по причине экономической нецелесообразности — почему туннель нецелесообразен — большой вопрос.

Гораздо более вероятен мост через пролив Невельского, о котором стали задумываться с 2017 года. Он бы хорошо вписался в железнодорожноую магистраль, соединяющую станцию Ныш на Сахалине и станцию Селихин на БАМе.

Почему СССР не достроил тоннель на Сахалин и будет ли его достраивать Россия?

Другой наиболее вероятный проект ― дамба, также используемая в качестве моста. Однако этот проект, по всей видимости, повлияет на экологию региона. В теории, конструкция полностью перегородит пролив, а потому на побережье Японского моря в Приморском и Хабаровском краях станет на пару градусов теплее. Этот вариант пока не получил подтверждения: некоторые экологи считают, что Приморское течение идёт вдоль берега, не затрагивая пролива Невельского, а охлаждает воду преимущественно течение из пролива Лаперуза.

Сложности и целесообразность строительства в 2024 году

Проект дороги с мостом на Сахалин, включающий более 540 км железной дороги, уже в 2018 году оценивался как минимум в 400―550 млрд рублей. Примечательно, что и тоннель был оценен примерно в такую же сумму. Однако с 2019 года речь идёт исключительно о мосте.

Непосредственно мост длиной в шесть км сейчас оценивается в 433 млрд рублей. Крымский мост обошёлся примерно в полтора раза дешевле, но он в 2-2,5 раза длиннее, так что если учитывать стоимость километра моста, Сахалинский оказывается дороже в 3-3,5 раза — это раз. Два — строительство будет сопряжено с огромными трудностями из-за удалённости региона и отсутствия инфраструктуры, а прокладка новых дорог здесь крайне сложна, так как местность болотистая. Модернизация же железной дороги обойдётся как минимум в 92 млрд рублей.

Возведение моста нужно согласовывать и с военно-морским флотом: высота конструкции имеет стратегическое значение. Окупаемость моста всё ещё под большим вопросом: Япония к проекту не подключится, ведь занята строительством тоннеля в Южную Корею. На самом же Сахалине сейчас проживает 445 тысяч человек, потому объёмы грузоперевозок и перевозов пассажиров будут невелики.

Почему СССР не достроил тоннель на Сахалин и будет ли его достраивать Россия?

На сегодняшний день проект так и не начат, хотя о скором старте уже не раз сообщалось правительством. Вопросы окупаемости отодвинуты на задний план, но необходимость моста на Сахалин подтверждена даже Владимиром Путиным.

11
Начать дискуссию