А вдруг я такой один: не знаю, что делать со своим стартапом в России?

На самом деле нет. Многие стартапы даже сразу открывают компанию за рубежом, проскакивая отечественную бюрократию.

Как понять: это мнимая болезнь? Или стоит ехать и покорять? Предлагаю простой алгоритм для общего решения — как в тестах в женских журналах.

Если вы:

1) протестировали гипотезы на разных рынках и получили положительный ответ

2) имеете «бизнес-наставника» не из России и СНГ

3) имеете бюджет на помощь местных продажников и «биздевов»

4) проходите в конкурсных отборах на акселерационные программы выше уровня «онлайн-заявки» и первого звонка

5) готовы к постоянным перемещениям и/или переезду

6) уверены в своей команде разработчиков и продуктовых специалистов (скорее, в рамках преданности/ лояльности)

7) имеете бюджет на юристов и юридическое оформление (не во всех странах есть стартап-визы. А если и есть — возможно, вам туда не нужно)

8) уже покорили российский рынок на 45%

9) заручились поддержкой инвесторов (настоящих или потенциальных)

10) попадаете в профильную индустрию для развития для страны/ рынка, куда планируете перемещаться (например, у Австрии фокус на life sciences, у Франции — на creative industries)

Если вы ответили "ДА" уверенно на более чем два варианта — можно ехать на бОльший рынок. В иных случаях — возможно, стоит сначала в России окрепнуть?

Чем может быть российский рынок полезен:

1) если В2В: четкое попадание под олигополию - в самых "популярных" индустриях (упрощение проверки гипотез)

2) если В2С или В2В2С: большая проникновенность диджитала у городского населения

3) родной язык и родная культура упрощает переговоры

4) "инновационщиков" в России немного (и они циркулируют по рынку) - поэтому легче узнать про всех. Тем более, все сидят на Фейсбуке и более открыты к общению, чем европейские коллеги на ЛинкдИне

Есть что добавить? Пишите в комментариях.

P.S. это начало моей еженедельной условной рубрики "А вдруг я такой один...". Ко мне прилетает много вопросов от стартапов про свое развитие, инвестиции, business development. И каждый думает, что его проблемы уникальны. Но в большинстве случаев имеются общие ответы на вопросы. А они значительно упрощают принятие адекватного решения.

реклама
разместить
Начать дискуссию