«Русские сезоны» Дягилева. О том, как русский балет брал Париж

Бизнес и предпринимательство существуют испокон веков. Сергей Дягилев не просто человек искусства, но настоящий бизнесмен своего времени! Мы — банк для ИП Хайс — решили проанализировать личность великого импресарио, в том числе с точки зрения предпринимательства. И остались в восторге!

«Русские сезоны» Дягилева. О том, как русский балет брал Париж

Сергей Павлович Дягилев — знаменитый русский театральный и художественный деятель и один из главных русских антрепренёров. Дягилева можно считать не только выдающимся театральным деятелем, но и успешным бизнесменом — в балете он был кем-то вроде продюсера, умудрившегося раскрутить своё дело на мировом уровне.

Дягилев стал первым балетным импресарио, которому удалось не только организовать масштабный проект, но и прославить русское искусство за рубежом. Он создал «Русские сезоны» — театральную антрепризу, снискавшую мировую славу, организовал труппу «Русский балет Дягилева», а также стал одним из главных идеологов художественного объединения «Мир искусства».

Балет для Дягилева был не только культурным увлечением, но и средством расширения социального круга, привлечения инвестиций и объединения огромного числа ярких деятелей искусства: художников, композиторов, танцоров, хореографов.

«Русские сезоны» Дягилева. О том, как русский балет брал Париж

Дягилев как личность

Сергей Дягилев — заметная медийная личность того времени. Он не только создавал яркие и запоминающиеся балетные и театральные мероприятия, куда приглашал мировых звёзд, а также организовывал гастроли наших выдающихся деятелей за границу — но и был своего рода менеджером, талантливым управленцем. Несмотря на то, что Дягилев не любил читать и писать, он был неплохим журналистом, написавшим достаточно художественных и музыкальных очерков. Он не был музыкантом, но разбирался в музыке — и открыл миру несколько композиторов. Не умел рисовать — но проводил выставки, на которых собирал огромное количество полотен известных художников.

«Русские сезоны» Дягилева. О том, как русский балет брал Париж

Более того, он обладал удивительным, живым умом и фонтанировал идеями. Дягилев смог по-новому представить балетный процесс, трансформировать балетную эстетику, объединить в своём главном детище — «Русских сезонах» — и тренды в моде, и тренды в музыке, и в танцах. Он не только использовал тренды — он их задавал: в Европе благодаря Дягилеву зародилась мода на всё русское. Чего стоит только то, что будущая королева-консорт Британской империи вышла замуж в платье в русском фольклорном стиле!

Однако сам он свои дарования был склонен преуменьшать.

Я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармёр, в-третьих, нахал, в-четвёртых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов, и, в-пятых, кажется, бездарность; впрочем, я, кажется, нашел моё настоящее назначение — меценатство. Все данные, кроме денег, но это придёт.

Сергей Дягилев

Поиск инвестиций

Одна из первостепенных задач бизнесмена, желающего масштабировать своё дело, — найти инвестиции. Дягилев умел и это — во многом, благодаря своему природному таланту налаживать связи и находить общий язык с любым. Спойлер: он смог договориться даже с царём!

Дягилев воспользовался своими университетскими знакомствами и в первую очередь вышел на князя Владимира Александровича, который стал его покровителем. Он помог организовать художественную выставку, за которой последовали другие. Вскоре Дягилев вместе с товарищами по университету — Александром Бенуа и Дмитрием Философовым — решил создать журнал «Мир искусства» на основе объединения художников. Спонсорами стали именитые меценаты — княгиня Мария Тенишева и Савва Мамонтов.

«Русские сезоны» Дягилева. О том, как русский балет брал Париж

Журнал получился скандальным, но, по мнению Дягилева, и чёрный пиар — хороший пиар. Несмотря на эпатаж, «Мир искусства» завоевал успех и стал транслятором передовой моды. Не модой единой: журнал привлекал к сотрудничеству и ведущих мастеров того времени: Михаила Врубеля, Валентина Серова, Исаака Левитана, Виктора Васнецова, Дмитрия Мережковского.

Мы не зря упомянули спойлер: когда меценаты стали терять свои доходы и перестали спонсировать журнал, его спас царь Николай II. Царь и сам любил полистать «Мир искусства» — и поддержал журнал. За царём, разумеется, присоединились и другие спонсоры.

Даже во время первой революции Дягилев умудрился провести выставку портретного искусства, собравшую более двух тысяч полотен, в Таврическом дворце. Не забыл он и про то, что сегодня называют «мерч»: продавал каталог с фотографиями экспонатов и описаниями, а также наборы открыток.

А после того, как Дягилев завоевал европейскую славу, появились и заграничные меценаты: леди Рипон, герцогиня Эдмонд де Полиньяк, графиня Греффюль. Они помогали и средствами, и связями. Некоторые, как Мися Серт, стали близкими друзьями великого импресарио на всю жизнь.

Дягилев покоряет мир

После службы в дирекции императорских театров России у меня возникла идея показать русский балет за границей. Именно в Париже, а не где-либо ещё, я устроил мой первый сезон и имел первые успехи. Я стремился прежде всего освятить мой труд в столице мира, и одобрение, которое я в ней встретил, побудило меня затем показать его в других странах. Итак, я «возник» в Париже, а не где-либо ещё.

Сергей Дягилев

Так, попробовав на России, Дягилев решил замахнуться на Париж. Начал с выставки русских художников во Франции. О помощи он попросил Бенуа, и тот согласился.

«Русские сезоны» Дягилева. О том, как русский балет брал Париж

Дягилев здесь [...] Он энергичен, весел и полон грандиозных планов. Я знакомлю его с местными начальниками.

Александр Бенуа

Выставкой дело, естественно, не ограничилось, и Дягилев решил создать цикл из пяти исторических концертов русской музыки на сцене театра Гранд-опера. Программа включала оперные арии из «Бориса Годунова» Мусоргского, «Князя Игоря» Бородина, «Тамары» Балакирева, «Руслана и Людмилы» Глинки, а также фортепианные концерты Рахманинова и музыку Римского-Корсакова — «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Млады» и «Садко».

Первый концерт посетили великие князья дома Романовых, русский посол и французская элита. Шаляпина французы оценили, а традиционную русскую музыку — не очень.

Публика не знала, что делать. Многие начали уходить, наверху принялись шуметь и вдруг, в минуту затишья, сверху театра, на всю залу завопил зычный бас по-русски: «Камаринскую, вашу мать». Великий князь Владимир Александрович, сидевший рядом со мной в ложе, встал и обратился к жене: «Ну, кажется, нам пора домой, княгиня». Так окончился мой первый дебют в Париже!

Сергей Дягилев

Выставки, концерты — что дальше? А дальше логично следует распространение русского балета. Он не был известен в Европе, и только благодаря Дягилеву стал обязательным элементом культурной программы каждого сезона. Сама Коко Шанель стала художником по костюмам в дягилевском балете, а позже костюмами «Сезонов» вдохновлялись такие известные модельеры, как Эльза Скиапарелли и Поль Пуаре.

«Русские сезоны» Дягилева. О том, как русский балет брал Париж

Смотреть его с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые — всё равно никакого содержания и смысла в нём нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже маленькие умственные способности.

Дягилев о балете

«Русские сезоны» Дягилева не ограничились показами во Франции и постепенно завоевали Италию, Испанию, Австрию и Германию. Получив продолжение в театральной труппе Дягилева, они суммарно просуществовали более 20 лет. А что ни балет у Дягилева — то был или скандал, или сенсация.

Дягилев как бизнесмен

Сергею Дягилеву можно приписать несколько феноменальных достижений в предпринимательстве того времени. Он был одним из первых, кто понял, что к каждой выставке нужен куратор: тот, чьи взгляды и художественная позиция помогут составить экспозицию определённым образом. Он умело пиарил русскость в Европе: русское искусство, русскую музыку, русскую хореографию.

Классический балет был масштабным — спектакли шли по пять часов, и зрителю было сложно не устать и при этом уловить суть. Дягилев популяризовал своё ноу-хау — одноактные балеты от 15 до 45 минут.

«Русские сезоны» Дягилева. О том, как русский балет брал Париж

Примами балета в Европе всегда были женщины. Дягилев выпустил на сцену мужчин — артистов балета. Он даже поставил их на пуанты — сначала такую инновацию не приняла публика, но впоследствии наследники дела Сергея Дягилева использовали этот приём и нормализовали его: и сегодня в балетном мире есть труппы, где все партии исполняют мужчины на пуантах.

Дягилев был и новатором-оформителем. Если раньше для оформления декораций в основном приглашались крупные, именитые художники, то Дягилев начал звать авангардных, малоизвестных живописцев — и это было ново и свежо.

Не зря мы упомянули выше пиар-талант Дягилева: в рекламе он был мастер. Дягилев приглашал известных звёзд в свои «Сезоны», но и их нужно было «раскручивать». Он создавал фото-открытки, а также афиши, которые расклеивал по всему Парижу — в частности, потому что знал, что таким путём найдёт путь к сердцу некоторых артистов. По его воспоминаниям, Анна Павлова любила, когда весь город кишел её изображениями — и сдувалась, если лучей славы было недостаточно.

«Русские сезоны» Дягилева. О том, как русский балет брал Париж

Реклама не ограничивалась расклейкой анонсов. Он умел создавать информационный шум вокруг будущих спектаклей: устраивал предпремьерные показы, где собирал лидеров мнений того времени. Постановки были на слуху ещё до премьеры.

Сергей Дягилев, с детства одержимый искусством, был не только балетным импресарио, познакомившим мир с русским искусством во всей красе, но и одним из самых ярких персонажей своей эпохи. Не обладая талантами к живописи, танцам или сочинению музыки, он обладал более ценным: умением эти таланты разглядеть и вывести на мировой уровень. Предприниматель в полном значении этого слова, не иначе!

Если бы банк Хайс существовал сто лет назад, мы бы очень хотели увидеть Дягилева в числе наших клиентов. Но уверены, подобные мастера разглядеть золото в решете, полном песка, есть и среди вас — будем рады вам в Хайсе!

1212
19 комментариев

Русский балет - наша гордость, всегда ей был и будет! А путь Дягилева к сезонам - это можно сказать руководство для начинающих предпринимателей, как надо развивать свои идеи.

3
Ответить

Полностью с вами согласен

1
Ответить

Дягилев для своего времени очень талантливо строил бизнес. Нашел нишу, внедрил инновации, работал на большой рынок. Как по учебнику.

1
Ответить

Владимир, точно. У него определённо было чутьё на успешные проекты!

Ответить

Сейчас сказали бы: "а он шарит", а я с бизнессенами скажу - он понял моду 19 века и смог заработать на гастролях. Его вполне можно назвать инноватором и бизнесменом.

1
Ответить

Шарил, не то слово!) Нас ещё впечатлило умение найти людей, кто проспонсирует все его идеи.

Ответить

выдающаяся личность , новатор своего времени , его идеи до сих пор живы и укоренены в искусстве, это ли не восторг ?

1
Ответить