Эйнштейн не родился гением, но стал им

Гением можно только родиться, а его гениальность проявляется во всем. Как ни странно, это приятно слышать тем, кто к гениям себя не относит, то есть к большинству людей. Гораздо проще свалить вину на природу и родителей за собственную несостоятельность, неудачи, лень, физические данные и приятные вредные привычки. Просто не повезло родиться гениаль…

которая по утверждению популяризаторов наукиЭто каких еще? Можно подумать, все как один такое говорят, хотя на самом деле два хотябы должны быть.

Гениальность - расплывчатый термин. Этимология пошла от слова ginere - рождать, однокоренное с "генерировать". Гениями называли духов, "души" человека еще во времена Платона - что-то вроде музы.

Но по факту - гениальность это высшая форма характеристики интеллекта. В зависимости от категоризации можно выделить:
2 глупый/умный.
3 глупый/средний/умный
4 отсталый/глупый/умный/гений
В англ. языке одно из значений как раз и означает ненормально высокий интеллект.

В рус языке есть понятия завязанные на "признании" и "авторитете" - что не совсем корректно. Ибо признание гения может быть одним человеком - самим собой, ибо нельзя сказать, что этого недостаточно. Ибо признание некоего гением практически невозможно всеми людьми вообще жившими и будущими, а любые количественные оценки будут сугубо субъективными. Причем, недооцененные гении - это скорее закономерность, нежели редкость.

Как и любая иная сравнительная оценка интеллекта - гениальность выражается в том или ином типе интеллекта. Доказательство: гений с умственной отсталостью - невозможен. Различают различные виды интеллекта: зрительный, эмоциональный и т.д. Особо выдающийся интеллект относительно сравнительного интеллекта некоей группы - признак гениальности.

Интеллект формируется на ≈60% генетически, на 40% в процессе жизнедеятельности. Причем, оценки интеллекта, вроде школьных оценок - являются ужасными в качестве именно оценки интеллекта, ибо скорее определяют способность человека выполнять несложную, но кропотливую работу. Ибо цель массового образования вовсе не в развитии наиболее выдающихся способностей отдельной личности.

Гениальность тех или иных людей определяется их превосходством в тех или иных видах деятельности, связанных с интеллектуальной деятельностью. Человек может быть одаренным - врожденно иметь некие преимущества в деятельности. Например - особо крупный рост. Однако, невозможно даже самого крупного человека гением высокого роста или гением грузоподъемности. Это лишь физические характеристики.

Проблема оценки интеллектуального уровня кроется в эффекте Даннинга Крюгера. Менее развитый человек не способен полноценно и достаточно объективно оценить достигнутый уровень. Интеллект, как правило, способен оценить лишь интеллект более низкого уровня. При этом более высокий интеллект способен ранжировать более низкие. Т.е. гениальность может оценить лишь более гениальный интеллект. С этим и связанна необходимость в коллективной оценке, эффект под названием "мудрость толпы", экспериментально проверяемый феномен. Однако, даже коллективного интеллекта зачастую недостаточно для оценки гениальности, как например случай с Джордано Бруно или Сократом.

Гениальность - это интеллектуальное развитие в той или иной области. Чем больше различных областей - тем больше гениев. Это не единичная плоскость. Гений в шахматах - это один из видов развития интеллекта. Гений в кулинарии - иной. Даже необычайно одаренные люди без должного развития своих талантов останутся навсегда посредственностями.

„Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.“ — Альберт Эйнштейн

1
Ответить

о прирожденной интеллектуальной гениальности любят болтать сверхпопулярные Т.В. Черниговская, С.В. Савельев, В.А. Дубынин и И.Якутенко. Это не считая разного рода блогеров с сотнями тысяч подписчиков

С уважением,
Морозов Алексей Александрович

1
Ответить