Пропаганда амбиций: как богатство снова стало модным, кто такие Yuppie и где теперь стильные брокеры с Wall Street

Пропаганда амбиций: как богатство снова стало модным, кто такие Yuppie и где теперь стильные брокеры с Wall Street

Кто такие Яппи?

Родом этот термин из Америки 80-х и расшифровывается Yuppie как young urban professional, молодой профессионал живущий в большом городе. Представьте себе успешных и богатых работников финансовой сферы Нью-Йорка 80-х: пиджак Armani или Hugo Boss, свежая стрижка, на девушках юбка-карандаш, каблуки и укладка. Вы видели их в кино, вы видели их в рекламе.

Пропаганда амбиций: как богатство снова стало модным, кто такие Yuppie и где теперь стильные брокеры с Wall Street
Пропаганда амбиций: как богатство снова стало модным, кто такие Yuppie и где теперь стильные брокеры с Wall Street

Но откуда вдруг взялся этот стиль? Началось всё с того, что хиппи движение выходило из под контроля, антикапиталистические настроения слишком хорошо приживались, в 60-е иметь амбиции было не модно, и с этим нужно было что-то делать. Консервативные бизнесмены начали вкладывать большие деньги в популяризацию предпринимательства. Они финансировали открытие дополнительных факультетов и бизнес программ, основывали новые колледжи. 70-е буквально стали временем организованной пиар кампании по продвижению идеи того, что малый бизнес спасет Америку (поскольку протесты и активизм 60-х этого сделать не смогли).

Пропаганда амбиций: как богатство снова стало модным, кто такие Yuppie и где теперь стильные брокеры с Wall Street

А спасать действительно было пора, 70-е в штатах это инфляция-стагнация, не углубляясь в подробности можно сказать что экономически дела шли не очень. Привычный для людей уклад жизни с хранением накоплений в банке оказался теперь убыточным, ведь грубо говоря вклады приносили 5%, а инфляция была 10%, не позволяя сохранить нажитое. Тогда инвестирование и вышло на передний план, стало самой горячей темой. Брокерские конторы открывались одна за другой и рекламировались любым возможным способом, предлагая людям решение их проблем. Купить и продать ценные бумаги теперь можно было просто позвонив по телефону, а брокеры и работники банков богатели и процветали.

Пропаганда амбиций: как богатство снова стало модным, кто такие Yuppie и где теперь стильные брокеры с Wall Street

Так и вырос к 80-м годам новый класс молодых специалистов с Wall Street, для которых финансовый успех и карьера стали смыслом жизни, а самые дорогие и качественные вещи стали неотъемлемыми её атрибутами. Итальянская кофемашина, японское стерео, французские сыры, скандинавский дизайн. Статус теперь можно было купить, попасть в высшие слои общества. Нужно было только много работать, выбрать самую качественную рубашку и правильный суши ресторан.

Журнал Esquire 1988 года, "Дни вина и суши" 
Журнал Esquire 1988 года, "Дни вина и суши" 

Образ в кино

Пропаганда амбиций: как богатство снова стало модным, кто такие Yuppie и где теперь стильные брокеры с Wall Street

Фильм Wall Street (1987) и его главные герои, богатые и дерзкие брокеры, инвестиционные банкиры и скупщики акций, являются олицетворением яппи стиля, с их дорогими часами, подтяжками и запонками. А та самая рубашка, голубая или в полоску, но обязательно с белым воротником, стала самым узнаваемым фэшн атрибутом финансового района Манхэттена тех лет.

Пропаганда амбиций: как богатство снова стало модным, кто такие Yuppie и где теперь стильные брокеры с Wall Street

Забавно, кстати, что фильм задумывался как поучительная история, своего рода антикапиталистическое предостережение. Но на деле популярность фильма привела к тому, что количество откликов на вакансии фирм с Уолл Стрит возросло в десятки раз.

Пропаганда амбиций: как богатство снова стало модным, кто такие Yuppie и где теперь стильные брокеры с Wall Street

Где они теперь?

Если в 80-х yuppies были такой заметной и яркой прослойкой общества, что с ними произошло потом? Что вообще происходит с трендами и субкультурами, куда они пропадают?

Трейдеры Нью-Йоркской биржи в баре Harry’s, вечер обрушения рынка 1987 года
Трейдеры Нью-Йоркской биржи в баре Harry’s, вечер обрушения рынка 1987 года

По поводу яппи есть теория, что внезапное падение фондового рынка 1987 года (так называемый Чёрный Понедельник) привело к исчезновению этого класса. Но скорее всего, молодые карьеристы просто стали взрослее, получили все повышения какие могли и осели на высоких должностях, либо отошли от дел и занялись семьей. Возникшие же благодаря им тренды, такие как минимализм и хайтек в интерьере, фитнес клубы и японские рестораны, распространились далеко за пределы Уолл Стрит и в конце 90-х всё это уже стало мейнстримом.

Пропаганда амбиций: как богатство снова стало модным, кто такие Yuppie и где теперь стильные брокеры с Wall Street

Со временем субкультуры рассеиваются, поглощаются массовой поп культурой. Отдельные элементы, которые являлись маркером принадлежности к определенной группе, становятся чем-то общим, вполне обычным. Сегодня, например, сложно представить что белое вино и суши на домашней вечеринке будут выглядеть претенциозно, или что хорошая стерео система, проигрывающая музыку на фоне, с порога продемонстрирует ваш социальный статус. Хотя тут, конечно, можно порассуждать о том, что эти элементы просто поменялись, а значит другие бренды и блюда теперь являются возможностью продемонстрировать богатство и успех. Но это уже совсем другая история, про новое поколение карьеристов.

Пропаганда амбиций: как богатство снова стало модным, кто такие Yuppie и где теперь стильные брокеры с Wall Street

Что касается общественного внимания, все тренды и субкультуры проходят по одному медиа пути. Сначала их упоминание привлекает внимание, далее набирает популярность, оказывается везде и всюду, потом появляются материалы высмеивающие и критикующие, ну а дальше популярность идёт на спад. Кто сейчас использует например слово хипстер? Этот термин прошел все этапы и выпал из медиа цикла, как и сами хипстеры со своими сумками-шопперами и айфонами стали чем-то вполне обычным. Также и яппи, этот архетип встречался в медиа 80-х повсеместно, в фильмах и книгах, в журналах, а сейчас мало кто это слово вообще вспоминает, разве что за просмотром фильма American Psycho (2000).

Пропаганда амбиций: как богатство снова стало модным, кто такие Yuppie и где теперь стильные брокеры с Wall Street

Данная статья собрана из нескольких публикаций моего Телеграм канала в котором я регулярно пишу про стили, их историю и социально-культурный подтекст.

Если вам интересны подобные темы и вы хотите узнавать про различные существующие в мире тренды, от мега популярных до нишевых, подписывайтесь! Узнайте чем отличается стиль Преппи от стиля Лиги Плюща, как выглядят Офисные Сирены и кто такой Granola Boy.

33
Начать дискуссию