Стоит ли бояться повышения тарифов?

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Любая попытка пересмотреть тарифы на мобильную связь вызывает в Таджикистане шквал негодующих комментариев в соцсетях и множество публикаций в СМИ. Но надо ли спешить с выводами, что телеком-компании меняют цены без веских оснований, и заслуживает ли тема вообще столь пристального внимания? Попробуем ответить на этот вопрос, вспомнив историю предыдущих повышений.

Первое, чему учит история: а на сколько, собственно, обычно вырастает абонентская плата? В среднем речь о сумме порядка 10 сомони. В месяц. Чашка кофе стоит 25-30 сомони. То есть за квартал абоненту придётся добавить к прежней цене тарифа всего лишь стоимость одной чашки кофе. Но когда операторы собираются поднять абонплату на столь несущественную сумму, новостные ленты наполняются пугающими заголовками. И противники повышения могут выпить даже несколько чашек, рассказывая, как им не хочется платить на 10 сомони больше за связь, которой они пользуются круглосуточно целый месяц.

Второе: перемены почти никогда не касаются абсолютно всех тарифов. Пересматриваются условия только архивных тарифов, уже закрытых для подключений. При этом операторы стараются компенсировать причинённое беспокойство, увеличивая наполнение тарифа – к примеру, растёт объём включённого интернет-трафика или количество минут.

И третье: стоимость мобильных тарифов меняется намного реже, чем того требует ежегодная инфляция и другие внешние условия. Постоянно растут цены на оборудование связи, завозимое из-за границы. Повышаются тарифы на электроэнергию, питающую сети операторов. Также можно спокойно и бесконтрольно повышать стоимость аренды помещений и участков, на которых связисты устанавливают оборудование – но это не становится поводом для всенародного гнева и громких заголовков в новостях. Так или иначе, траты компаний на содержание инфраструктуры увеличиваются каждый год. А тарифы пересматриваются раз в два года, а то и реже.

Ах, да: если операторы в силу роста себестоимости своих услуг станут вкладывать меньше в развитие сетей, улучшение качества услуг, можно будет снова покритиковать их… за чашкой кофе.

11
Начать дискуссию