Профилактическое занятие «Как не стать жертвой насилия?»

Занятие для учащихся 8,9 классов

Профилактическое занятие  «Как не стать жертвой насилия?»

Цель: профилактика насилия среди учащихся, формирование у них активной жизненной позиции, основанной на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.
Задачи:
Познакомить ребят с понятием, видами и причинами насилия
 сформировать навыки правомерного поведения, умение самостоятельно принимать решения, отстаивать собственное мнение;
 развить коммуникативные способности учащихся, логическое мышление;
 воспитать толерантность в отношении к людям.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Педагог: Здравствуй ребята! Сегодня у нас с вами непростая и очень серьёзная тема! Мне хотелось бы поговорить с вами о насилии, о том , что вам известно о его видах и какое наказание может понести тот, кто его совершил.

В начале нашего мероприятия я хочу познакомить вас с его правилами. Они следующие:

1. Внимательно слушай

2. Если не хочешь говорить, можешь помолчать

3. Никого не оценивай, не критикуй.

4. Если хотите высказаться – подними руку.

1. Ассоциации «Насилие- это..»

Педагог: А теперь ребята давайте проведем мозговой штурм. Я называю слово, а вы мне ассоциации, связанные с этим словом.

Итак, “насилие”:

(Ребята по очереди называют свои ассоциации)

· издевательства,

· прозвища,

· оскорбления,

· драки,

· хулиганские поступки,

· угрозы,

· запугивание,

· отсутствие заботы,

· неоказание помощи,

· пренебрежение,

· использование власти,

· и т.д.

Педагог дает определение «насилия» - это любые умышленные действия одного человека по отношению к другому, если эти действия нарушают права и свободы человека и наносят ей физическую, моральную или психическую вред.

Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как глобальную угрозу здоровью. Согласно социологическим исследованиям, проведенным в разных странах мира, физического или психологического насилия испытывает каждая 4 женщина и каждый 10 мужчина.

2. Мозговой штурм «Формы насилия»

Педагог:скажите мне, а какие формы насилия вам известны?

Формы насилия:

¾ Физическое

¾ Психическое

¾ Сексуальное

¾ Эмоциональное

¾ Экономическое

¾ Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость)

Ответы учащихся.

Насилие может быть:

- Физическое - избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений;

- Психологическое - насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение;

- Сексуальное - вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека;

- Экономическое - умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести вред здоровью.

К сожалению, многие действия можно назвать насильственными. Не все об этом знают. Возможно, именно поэтому многие подростки подвергаются насилию, не осознавая этого. Очень важно знать об этом, чтобы не допускать случаев насилия по отношению к себе.

3. Беседа «Виды насилия»

Педагог: Мы выяснили, какие формы насилия существуют. Существуют два вида насилия:

СЛОВЕСНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ

(вербальное) (невербальное)

Скажите, какая из всех перечисленных форм насилия на вас оказывает самое большое влияние и почему?

(идет рассуждение)

Педагог: Ни кто не имеет право совершать насилие над другим человеком. Откуда же тогда оно возникает?

(Ответы учащихся)

Думаю, насилие – это желание власти над другим человеком.

Агрессор - это человек, который совершает насилие.

Жертва - это человек, который подвергается насилию.

4. Мозговой штурм «Кто может совершать насилие?»

(Цель: достичь участниками понимание того, насилие могут осуществлять разные люди).

Задача участников: сказать, кто может совершать насилие .

5. Практикум «Анализ ситуаций».

(Цель: формировать умение различать виды насилия, агрессора и жертву ситуации насилия).

Делим детей на группы (6)

Каждой группе вручается ситуации (Приложение 1)

Задача: определить вид насилия, указать агрессора и жертву ситуации.

Ситуация 1

Петя, войдя в столовую, как всегда, сел не на свое место. К нему подошла Лена и попросила освободить ее стул. Он оттолкнул девочку с такой силой, что она упала на пол.

Ситуация 2

Во время перерыва Юрий бегал по классу и толкнул Иру. Девочка, падая, случайно разбила вазу на столе учителя. В класс зашла учительница и увидела разбитую вазу. Ирина пыталась объяснить, что случилось на перемене, но учительница не выслушала оправданий и накричала на нее.

Ситуация 3

Десятилетние Оля и Леся отдыхали на берегу моря. К ним подошли незнакомые мужчины и предложили научить их плавать. Когда они оказались в воде, незнакомцы позволили себе грубое поведение.

Ситуация 4

После окончания школы-интерната Иван вернулся в родное село. Выяснилось, что в его доме проживает сожительница умершего отца. Она прогнала его из родного дома.

Ситуация 5

Дима взял без разрешения ручку Олега. Когда Олег это увидел, ударил Диму.

Ситуация 6

7-классница Юля гуляла в парке со своей собакой. Рядом на скамейке незнакомые ребята употребляли алкоголь. Они упорно предлагали Юле к ним присоединиться.

В конфликтной ситуации агрессор наносит вред не только жертве, но и себе. Он не хочет отвечать за свои поступки, специально причиняет вред другим, тем самым он разрушает свое здоровье. Ведь ярость, жестокость и злость разрушают его нервную систему - и болезни неизбежны.

6. Притча «Все оставляет свой след».

Педагог читает притчу:

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал, чтобы каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На следующий день еще больше. На следующей неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забитых в столб гвоздей стало уменьшаться. Парень понял, что легче контролировать свой гнев, чем забивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял контроль над своими эмоциями. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на этот раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку, подвел к забору и сказал: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как раньше. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься -шрам останется ».

7. Упражнение «Скала».

Все выстраиваются в одну линию, плотно приставляя ноги к стоящим соседям, справа и слева, ухватившись за локти соседей. При этом необходимо. Чтобы у каждого было расстояние между собственными ногами 10 – 15 см. Это и есть скала. Задача каждого – по очереди пройти по «скале» так, чтобы не сорваться. Для этого необходимо, обнимая каждого и ставя свои ноги в оставленные промежутки, медленно и осторожно пробраться к краю «скалы». Первый участник, прошедший «скалу», должен встать в конец и продолжить «скалу».

Педагог: ребята, как вы думаете, что вам помогало достичь результата, и какие трудности были во время выполнения упражнения.

8. Круг идей «Как остановить насилие».

(Цель: как избежать ситуации насилия).

Задача участников: обсудить этот вопрос в группе и предложить один вариант, объяснив его.

• Избегайте ситуаций, которые могут привести к насилию.

• Говори спокойно и уверенно.

• Дай агрессору возможность остановиться.

• Отойди в сторону. Это не признак слабости!

• Не стремись мстить врагам. Умей просить прощения.

• Попроси помощи. Это не признак слабости или трусости!

• ПОМНИ!

• Ты имеешь право отказаться делать то, к чему тебя принуждают силой или оскорбительными, злыми словами.

• Мы подобные, но все разные.

• Ваша собственность принадлежит только тебе.

• Ты имеешь право на помощь.

• Каждый человек имеет право жить свободно, в безопасности, чувствуя тепло и любовь!

9. Анкетирование

Педагог: А сейчас ребята я предлагаю вам заполнить анкету, анонимно, после нашего занятия я прочитаю все ваши анкеты и если выяснится, что кому то необходима наша помощь, мы сделаем всё возможное, чтобы помочь вам! (Приложение 2)

10. Подведение итогов.

Рефлексия.

Педагог: cегодня мы обсудили важный вопрос. Надеюсь, что вы сможете изменить свое отношение к миру, людям, которые нас окружают.

Мудрый царь Соломон много веков назад сказал, что добро возвышает человека, а зло унижает. Желаю вам только добра. Надеюсь, что это занятие никого из вас не оставило равнодушным.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ситуация 1

Петя, войдя в столовую, как всегда, сел не на свое место. К нему подошла Лена и попросила освободить ее стул. Он оттолкнул девочку с такой силой, что она упала на пол.

Ситуация 2

Во время перерыва Юрий бегал по классу и толкнул Иру. Девочка, падая, случайно разбила вазу на столе учителя. В класс зашла учительница и увидела разбитую вазу. Ирина пыталась объяснить, что случилось на перемене, но учительница не выслушала оправданий и накричала на нее.

Ситуация 3

Десятилетние Оля и Леся отдыхали на берегу моря. К ним подошли незнакомые мужчины и предложили научить их плавать. Когда они оказались в воде, незнакомцы позволили себе грубое поведение.

Ситуация 4

После окончания школы-интерната Иван вернулся в родное село. Выяснилось, что в его доме проживает сожительница умершего отца. Она прогнала его из родного дома.

Ситуация 5

Дима взял без разрешения ручку Олега. Когда Олег это увидел, ударил Диму.

Ситуация 6

7-классница Юля гуляла в парке со своей собакой. Рядом на скамейке незнакомые ребята употребляли алкоголь. Они упорно предлагали Юле к ним присоединиться.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета « Ребенок и насилие»:

Ваш возраст______________

Состав семьи________________

Допускал ли кто ни будь по отношению к вам насилие? (да/нет)

Какого рода насилие испытали по отношению к себе?

Физическое

Эмоциональное

Психическое

Экономическое

Сексуальное

Испытывали ли вы насилие по отношению к себе в школе от сверстников? ( Да/нет/ затрудняюсь ответить)

Испытывали ли вы насилие по отношению к себе в школе от учителей?

(Да/нет/затрудняюсь ответить)

Испытывали ли вы насилие по отношению к себе дома?

( Да/нет/затрудняюсь ответить)

Пытались ли вы защитить себя? (да/нет)

Кому вы смогли рассказать о случившемся насилии над вами?

Друзья;

Родители;

Учителю;

Сестре;

Врачу;

Психологу;

Никому;

Затрудняюсь ответить.

Начать дискуссию