Офтоп
Aryeh Gotsdanker
62

Бетмен против глобализации

Какие офлайн-бизнесы исчезнут с рынка, и кто придёт им на замену

В закладки

Большинство ожидает, что максимальный удар придется на малый бизнес, особенно индустрии гостеприимства (HoReCa). Да, очень немногие смогут достойно пройти это испытание, но по окончанию пандемии, когда экономика начнет восстанавливаться, эта сфера начнет очень быстро восстанавливаться. Для открытия нового ресторана не требуется сумасшедших капиталовложений. Простаивавший несколько лет отель можно быстро привести в порядок. Туристические компании, которые скорее уже средний бизнес, а на малый, могут достаточно быстро восстановиться. Их основной капитал – это налаженные бизнес-процессы по организации туров и поиску клиентов. За время кризиса офис, компьютеры, даже право на бренд, может отойти кредиторам, но знания как организовать бизнес – судебные приставы не смогут арестовать.

Летучая мышь Ver. 2019 pixabay

Сейчас многие рассчитывают, что островком безопасности будут крупные компании с западным или государственным участием. На какое-то время да, системообразующие, социально-значимые, да и просто слишком крупные для провала (too big to fail) какое-то время будут исправно выплачивать зарплату, сотрудники будут регулярно назначать совещания, пока из дома, потом опять из офиса, писать отчеты, и регулярно требовать поддержки, кто у крупных акционеров, кто у государства. Так или иначе они эту поддержку получат, и так или иначе за счет бюджета какой-либо страны. Но, к сожалению, государство не создает ценности, государство не производит продукт, а только его перераспределят. Во время кризиса сумма средств к распределению стремительно уменьшается, а желающих получить поддержку увеличивается, и ничего не остается, как напечатать еще немного денег или каких-то суррогатов (политика смягчения, кредиты под нулевые ставки, гарантии и т.д.) в надежде, что «пронесет», но, скорее всего пронесет, т.е. ценность денег стремительно начнет улетучиваться. Крупные системообразующие компании как не делали достаточное количество продукта для покрытия своих издержек, так и не будут делать до тех пор, пока не начнутся разговоры о том, что нужно передавать этих гигантов в руки эффективных собственников и т. д.

Скорее всего выход из кризиса будет по известному логистическому принципу – Первый вошел – первый вышел (First In First Out). Малый бизнес первый принял на себя весь удар последствий пандемии, но и первым восстановится. Скорее всего это приведет к развитию новых продуктов и сервисов. К окончанию кризиса, после падения гигантов массового производства, скорее всего расцветут компании с новой гибкой бизнес-моделью. Не как сейчас произвести как можно больше в одном месте, развезти по дистрибуционным центрам и продать в крупные сети, а что-то типа быстрого местного производства «под заказ». Как раньше была сборка компьютера с определенной конфигурацией под заказ конкретного клиента. Пришел клиент за машиной, определился с конфигурацией: двигатель электрический или бензин, коробка, отделка, оптика, и т. д. подождал пару дней и ему собрали его машину в дилерском центре из стандартных компонентов.

Как массовый переход на «удалёнку» изменит рынок труда

Основная проблема удаленки для сотрудника – это навыки самоорганизации. Да, большинству из нас нужно будет этому учиться. Основная проблема для бизнеса – это навык эффективно управлять распределенными командами. Управлять по результату труда, а не по выполнению каких-то ритуалов имитации кипучей деятельности. Но это не самое страшное, самое страшное для сотрудника – это многократное увеличение конкуренции. Как с переходом из офф-лайн торговли в онлайн. Физическое расположение магазина с телефонами перестало иметь значение, теперь за клиента конкурируют все магазины одновременно, а не те, которые расположены в шаговой доступности. Компании, которые начнут восстанавливаться после кризиса с огромным удовольствием этим воспользуются, так как это позволит им получить более квалифицированный, само организованный персонал за существенно меньшие деньги.

Что ждет онлайн-продажи и онлайн-логистику

С падением спроса упадет и потребность в логистике. Плавно спрос начнет восстанавливаться и может быть нам будет привычнее заказывать онлайн и те виды товаров, за которыми мы обычно ходим сейчас в торговые центры. С другой стороны, поход с семьей в ТЦ – это не только и не столько удовлетворить потребность в одежде, а провести время, погулять, посмотреть на новые коллекции, сходить в ресторанный дворик, купить продукты. С переходом на удаленную работу эта потребность станет еще более острой и если мы и больше будем покупать вещей онлайн, то как-то другим способом вынуждены будет компенсировать свою потребность в «зрелищах» и социальном общении.

Как бизнесу и гражданам подготовиться к новым реалиям

Проблема не в кризисе как таковом, этот кризис даже не «черный лебедь», а обычный, самый распространённый – белый. Как говорил Черномырдин «никогда такого не было и вот опять», как будто не было развала СССР, кризисов 1998 года, 2008, 2014 и т. д. Эпидемии более чем регулярно, пандемии сопровождали человечество всегда. Проблема в том, что мы пытаемся реагировать на новые условия старыми отработанными поведенческими шаблонами. Очень тяжело постоянно думать и анализировать, поэтому мы с удовольствием вырабатываем привычки и автоматические реакции. Нам это очень сильно экономит силы и время, но сейчас, основной навык, который критически важен – это умение вовремя спохватиться и критически проанализировать ситуацию. Я хочу поступить так, потому что обычно это помогало, а почему я думаю, что это поможет мне сейчас. Второе – это гибкость и скорость. Сейчас мир находится в переходной точке, в периоде ламинальности, все меняется очень быстро и нужно успевать ориентироваться в такой динамичной среде и не бояться резко изменить курс, от чего-то отказаться, признать какую-то попытку неудачной и не пытаться отыграться. В сегодняшней ситуации контролировать можно только свою реакцию на происходящие события, а не мир вокруг себя.

{ "author_name": "Aryeh Gotsdanker", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": -2, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 118646, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 08 Apr 2020 11:37:04 +0300", "is_special": false }
Конкурс по разработке программы коммерциализации продуктов и услуг в области Machine Learning
1 июня Онлайн Бесплатно
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир