Типичные ошибки начинающего предпринимателя

Типичные ошибки начинающего предпринимателя

Статистика неумолима — половина бизнесов закрывается в течение 5 лет с момента открытия, а почти 90% в первый же год. Например, в России за 2018 год в два раза больше компаний закрылось, чем открылось. Причин тому много - это и неблагоприятный деловой климат, и проблемы с налогообложением, и слишком высокие ставки по кредитам, и снижение покупательской способности населения.

Глобальные процессы тоже никто не отменял. Например, сейчас мы наблюдаем, как падение цен на нефть, борьба с коронавирусом и всеобщий карантин влияют на нашу жизнь. Для многих сфер эпидемия окажется большим испытанием. Ресторанный бизнес, организация мероприятий, туристическая сфера, офлайн торговля — все, что связано с непосредственным контактом между людьми сейчас терпит бедствие. А доставка еды и продуктов, онлайн образование и развлечение, наоборот, сейчас растут. К такому повороту событий не были готовы ни крупные компании, ни вся мировая экономика.

В подобной ситуации важно сохранять спокойствие и гибкость в принятии решений. Нам всем придется приспособиться к изменениям. Если вы давно хотели начать собственный бизнес, сейчас самое время, чтобы продумать детали, освоить недостающие навыки и понять, как организовать работу в новой реальности.

1. Разобраться с мотивацией

Я уже писал о том, как важно в начале любого дела прежде всего себе самому ответить на вопрос: «Я хочу этим заниматься, чтобы что?». Для предпринимателя этот вопрос особенно актуален. Не обязательно ответ будет из разряда: «чтобы стать богатым», «быстрее закрыть ипотеку», «построить дом». Материальное не всегда является истинной причиной наших действий. Чтобы избежать ситуации, когда даже ипотека не сможет заставить вас заниматься именно этим делом, важно еще на старте разобраться с целями. Может быть, вы хотите большей свободы в действиях, иметь возможность выбирать с кем работать и самому выстраивать весь процесс. Мечтаете реализовать давнюю идею и выпустить на рынок инновационный продукт. Хотите создавать, а не просто быть исполнителем чьих-то замыслов. Все, что угодно может подтолкнуть вас организовать собственное дело, главное — будьте честны в этом с собой.

И каждый раз, когда я ставил себе цель получить деньги — под руку попадался сомнительный проект, где обещали большое светлое будущее, но потом, а сейчас — надо было поработать за 3 копейки.

Я сам раньше ошибочно считал, что хочу больше денег. И каждый раз, когда я ставил себе цель получить деньги — под руку попадался сомнительный проект, где обещали большое светлое будущее, но потом, а сейчас — надо было поработать за 3 копейки. В результате работал с собственниками, которые говорили, что сами знают, как надо, им нужны только руки. На деле оказывалось, знают очень мало, и каждый шаг своих сотрудников держат под контролем, то есть, ни о каком движении и развитии бизнеса речи не было. Но даже в таких условиях мне удавалось показать результаты, иначе не умею.

Когда я осознал, что на самом деле мной движут не деньги, а желание помогать людям в достижении больших целей, у меня все получилось. Я начал рассматривать себя как бизнес, стал сотрудничать с владельцами, которые хотят развиваться и понимают, что для этого нужен пошаговый подход, когда слона надо есть по частям, кусочек за кусочком. Есть хороший анекдот на эту тему.

У миллионера берут интервью:

- В чем секрет вашего успеха?

- Терпение, мой друг, терпение.

- Hо я могу назвать тысячу вещей, где не поможет никакое терпение!

- Hапример?

- Носить воду в решете...

- Вы не правы, просто надо взять решето и подождать зимы.

Определившись, зачем вам все это и методично продвигаясь вперед, вы достигните результатов быстрее.

2. Начать бизнес в знакомой сфере

Одно дело, когда вы меняете направление деятельности в работе по найму, в этом случае у вас будет время, чтобы освоиться и разобраться, будет поддержка руководства и коллег. И совсем другое — начать собственный бизнес в новой сфере. Здесь, как говорила Алиса из страны чудес: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте».

Поэтому, если решили стать предпринимателем, в первую очередь посмотрите вокруг себя, в чем вы являетесь специалистом, как можете по новому реализовать свои знания и опыт. Ответьте себе на вопрос «каким принципом я руководствуюсь по жизни?»: «возьми и сделай» или «поживем — увидим».

У меня есть знакомая, которая сидит дома с детьми. Она прошла онлайн курсы по созданию и развитию инстаграм сообщества, выбрала тему, в которой разбирается, чтобы писать от души, и стала развивать свой блог. Буквально через 3 месяца получила первый платный заказ на рекламу. Человек совместил свои знания и новые возможности рынка, разобрался в инструментах и вскоре стал востребован среди рекламодателей.

3. Подумать о финансовой подушке безопасности

Начиная свое дело, вы должны четко осознавать, что первое время оно будет требовать от вас практически все время, силы и ресурсы. Возможно, придется поработать за идею и проверить множество гипотез, пока не найдете ту самую, которая максимально подойдет под ваши цели.

В этот период важно иметь либо финансовую подушку безопасности, которая покроет повседневные расходы хотя бы в течение первых нескольких месяцев (а лучше полугода), либо дополнительный заработок с уже налаженным процессом.

Рассматривая новый проект, попробуйте для начала совмещать его с привычной работой. Двигайтесь поступательно, шаг за шагом, превращая свои идеи в источник дохода.

Два моих друга основали компанию по дистрибуции программного обеспечения. Днем они работали в крупных IT компаниях, а по вечерам разбирались с задачами своего дела. Это было на Ближнем Востоке, там рынок мелкого опта оживает после 6 часов вечера, когда спадает жара. С основной работы оба ушли только через 2 года, когда удалось вывести бизнес на стабильную прибыль и собрать хорошую команду.

4. Тестировать на реальных пользователях

В этом вопросе важно избегать крайностей. С одной стороны, «пилить» хороший продукт можно до бесконечности. Тогда велика вероятность выйти с ним на рынок и понять, что это совсем не то, что нужно, и надо все переделывать. С другой стороны, если поспешить и предоставить аудитории совсем «сырую» версию, можно получить в ответ массу критики. Лучше всего двигаться поступательно: сделали MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт), протестировали внутри, выпускайте, собирайте обратную связь, чем больше будет отзывов тем лучше, и доделывайте по ходу дела.

Я знаком с предпринимателем, который специально забрасывает свои идеи в самые «токсичные» сообщества. Там его задумки ругают и хвалят. Он анализирует все комментарии, и понимает, что нужно переделать, доделать, а что оставить, как есть, чтобы стало лучше.

Мы в Kick Ecosystem сейчас готовим к запуску новую крипто биржу, а реферальную программу, разработанную под нее, в качестве эксперимента выпустили на рынок в конце прошлого года. Продукт оказался очень востребован, сейчас в программе зарегистрировалось почти 900 000 пользователей, и вокруг биржи уже сформировано большое сообщество, которое ждет ее запуска. А улучшения в проект вносим и по сей день, совершенству нет предела.

5. Научиться продавать

Бизнес завязан на отношениях производителя и потребителя. Даже, если вы планируете открывать лабораторию, галерею или библиотеку, а не магазин, важно понимать, что помимо создания товара или услуги их еще нужно будет продать. И первое время, возможно, этим придется заниматься именно вам. Продать клиентам, партнерам, инвесторам и даже своим будущим сотрудникам — вы должны уметь так преподнести идею, чтобы с вами захотелось работать.

Обозначьте зоны собственной экспертизы, чем вы отличаетесь от конкурентов, какие преимущества имеете, в чем уникальность вашего предложения.

Определите свою целевую аудиторию, поймите ее потребности. Какую задачу хотят решить эти люди, покупая данный товар.

Расскажите о продукте в понятном и актуальном формате. Покажите выгоду, которую получит клиент, используя ваш товар. Укажите стоимость, будьте открытым. Ценой можно отпугнуть только тогда, когда вы не позаботились о вышеперечисленных вещах, и человек не видит обоснования стоимости.

Не пренебрегайте рекламой и маркетингом. Сарафанное радио и первые клиенты из числа друзей и знакомых это хорошо, но масштабировать дело таким образом не получится. Продвижение не всегда связано с огромным бюджетом, сейчас можно найти рекламу под любой кошелек. К цели надо идти постепенно, шаг за шагом.

Совершать ошибки это нормально, главное уметь правильно оценить их с точки зрения опыта, и не наступать на одни и те же грабли несколько раз. Какова бы ни была подготовка к собственному делу в теории, на практике жизнь все равно подкинет парочку «сюрпризов», о которых вы не подозревали.

<p>Александр Гнатусин, генеральный директор Kick Ecosystem, эксперт по развитию продаж на международных рынках<span>​</span></p>

Александр Гнатусин, генеральный директор Kick Ecosystem, эксперт по развитию продаж на международных рынках

33
Начать дискуссию