Китайский феномен: интернет-бизнес, побеждающий вирус

Китайские интернет-компании не только научились работать в условиях карантина, но и стали одним из главных факторов успешной борьбы с коронавирусом.

Китайский феномен: интернет-бизнес, побеждающий вирус

Экономика Поднебесной как бамбук, гнущийся под ветром. Первой приняв на себя удар мировой пандемии COVID-19, она с даосской непреклонностью обратила разрушительную силу природы в собственную цифровую трансформацию.

Хотя в целом пандемия серьезно ослабила экономику страны, она предоставила редкую возможность для одновременной цифровой революции целых отраслей – начиная с тотального внедрения стандартов индустриального интернета и искусственного интеллекта в промышленное производство и строительство, и заканчивая бурным развитием потребительской логистики и «живой коммерции». Рассказывает руководитель по региональному развитию бизнеса ECOMMPAY APAC и эксперт Gate2Asia Александр Пестана.

Цифровые больницы

Прекрасным примером являются недавно построенные больницы Хуошеншань и Лейшеншань на 2600 коек. Они были с нуля построены и оборудованы за 10 и 12 дней. Цифровые инструменты, такие как BIM (информационное моделирование зданий), объединили сотни дизайнеров по всей стране. Проекты больниц были разработаны за сутки, а строительные чертежи – за 60 часов. Строительство на месте было настолько хорошо организовано, что тысячи машин контролировались и координировались в режиме реального времени через промышленную интернет-платформу.

Фабрики на заказ

Традиционные производства преобразовываются с помощью систем С2М (customer to meter). В конце марта Taobao Alibaba объявила о запуске платформы, которая должна помочь китайским фабрикам оцифровывать свои операции по стратегии «сделай на заказ». Платформа позволит компаниям лучше управлять запасами сырья и продукции на основе точного распределения потребителей, их предпочтений и поведенческих данных. Ожидается, что инициатива C2M принесет 10 миллиардов новых заказов на заводы по всей стране в течение следующих трех лет, одновременно превратив тысячи небольших производителей товаров в «суперфабрики» за счет их координации в единой экосистеме.

Почти как люди

Китайский феномен: интернет-бизнес, побеждающий вирус

На фоне пандемии в Китае растет рынок робототехники. По мартовскому прогнозу IDC, к 2023 году он достигнет $103,6 млрд. Владелец видеохостинга TikTok, пекинская ByteDance в конце марта стала инвестором компании Narwal, которая разрабатывает роботов-уборщиков. Они моют полы, а затем автоматически ополаскивают и сушат швабры. До этого ByteDance уже инвестировала в несколько китайских производителей бытовых и промышленных роботов.

Живая коммерция

Во взаимовыгодную борьбу с коронавирусом вступили и известные платформы социальной электронной коммерции, такие как PinDuoDuo (PDD). Через PDD 1 млрд пользователей WeChat могут сразу же купить товар по рыночной цене, или создать группу, пригласив свои контакты в соцсетях. Чем больше людей регистрируется, тем больше скидка - иногда до 90%. Популярность такой живой коммерции в Китае возросла во время кризиса COVID-19, поскольку люди сидят дома и не ходят по магазинам.

В марте десятки чиновников из наиболее пострадавшего от вируса округа Хубей приняли участие в прямых трансляциях на PDD, чтобы продать товары и услуги местных производителей. Два других гиганта китайской электронной коммерции также поучаствовали в поддержке хубейских производителей с помощью потокового видео. JD Fresh пообещала отдавать предпочтение продуктам из Хубэй для рекламных трансляций в прямом эфире. Alibaba предложила свой сервис Taobao Live в качестве платформы для чиновников и предпринимателей этой провинции по продвижению своих продуктов по всему Китаю.

Кстати, в марте Pinduoduo выложила в открытый доступ для корпоративных и индивидуальных клиентов свою внутреннюю корпоративную коммуникационную платформу Knock для удаленной работы. Функции платформы включают обмен мгновенными сообщениями, совместное использование документов и конференц-связь.

Обмен сотрудниками

Во время пандемии крупнейшие китайские коммерческие интернет-платформы стали использовать свои ресурсы для перераспределения и найма на работу освободившихся сотрудников из смежных отраслей. Продуктовая сеть Alibaba Freshippo запустила на JD.com программу временного обмена работниками. Люди по-прежнему числятся в других компаниях (ресторанах, караоке-барах и др.), при этом работая курьерами по доставке продуктов Freshippo. Вся зарплата и соцвыплаты идут за счет компании-заемщика.

Рекрутинг и найм на работу в Китае также постепенно переходят на удаленную основу. Уровень безработицы, подскочивший в Китае до 6,2%, сподвиг министерство образования запустить 20 марта онлайн-проект по подбору персонала для выпускников китайских ВУЗов. Собеседования и все прочие действия проходят на собственных ресурсах министерства, а также на пяти крупнейших коммерческих сайтах по найму. Проект планирует трудоустроить до июня 10 млн человек. В первый же день компании разместили на сайтах 5,7 млн новых вакансий. Пока работу так нашли около 250 тыс недавних студентов.

Рост e-commerce

В первые два месяца 2020 года, в разгар пандемии, объем розничных онлайн-продаж в Китае вырос на 3% по сравнению с январем-февралем предыдущего года и составил $157,8 млрд. При этом общие розничные продажи в стране упали на 20,5% из-за закрытия магазинов и торговых центров.

Продажи в Интернете выросли до рекордных 21,5% всех национальных продаж. А регионы с большой долей интернет-бизнеса сообщили о налоговых поступлениях выше среднего.

Чжэцзян, где располагаются интернет-гиганты Alibaba и NetEase, была единственной провинцией с положительным ростом налоговых поступлений в январе и феврале. Там они выросли на 2,8%, в то время как в целом по стране упали на 9,9%. Доходы от корпоративного подоходного налога в провинции выросли на 13,6%.

8 апреля правительство КНР сообщило о намерении создать 46 новых интегрированных пилотных зон для трансграничной интернет-торговли по всей стране. Там будет отменен НДС, ряд других налогов и акцизов на розничный экспорт. Также будет поощряться строительство и совместное использование складов за пределами страны.

* * *

Самое интересное, что цифровизация Китая еще очень далека до завершения. В стране с самым большим в мире количеством интернет-пользователей (854 млн человек), более 500 млн, в основном в сельской местности, не имеют выхода в интернет. У 15% из них нет ни компьютера, ни смартфона. Когда китайская цифровая революция затронет и эти полмиллиарда жителей Поднебесной (а случится это скоро), мир уже точно не будет прежним.

22
2 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Э, если так писать, то будет без громких заголовков :) 

Ответить