Офтоп
Батискаф
2322

Как выйти из операционки и удаленно управлять компанией. Антикризисный опыт руководителей

На собственниках бизнеса обычно завязано все: встречи, клиенты, решение важных и не очень вопросов. Но чем бизнес больше, тем труднее держать все под контролем. Мы поговорили с предпринимателями, которым удалось выстроить работу так, чтобы все работало как часы, даже если они не сидят над душой сотрудников 24/7.

В закладки

Их опыт сейчас особенно актуален из-за всемирной пандемии коронавируса и перехода компаний на удаленную работу. Он пригодится собственникам, которые хотят выйти из операционки, перестроить свой бизнес в новых реалиях и перейти полностью на дистанционную работу.

Как отцепить от себя клиента?

Сильный личный бренд у собственника бизнеса — это медаль, у которой две стороны. С одной все ок: клиенты идут на имя, сарафанное радио работает, бизнес развивается. С другой: клиенты хотят работать с «тем самым крутым собственником», о котором все говорят.

Но у предпринимателя нет времени и сил заниматься операционкой, тем более, когда для этого у него есть 200 сотрудников. Своим опытом поделился Дмитрий Сидорин, генеральный директор интернет-агентства Sidorin Lab.

Я сразу на первой встрече с клиентом говорю: «Ребята, с вами будет работать менеджер проекта Вася, вот он. Вам он нравится, вам будет удобно с ним работать?»

Объясняю, что не надо мне звонить — на моих визитках нет моего мобильного номера. Если возникает проблема с клиентом, например, можно потерять контракт с Икеа, я скорблю и понимаю, что туда едут ребята, которые не такие крутые, как я, и они его не удержат. Но если я не пущу их сейчас, я вечно буду ездить на встречи.

В какой-то момент я смирился с тем, что лучший в компании — это я. Сотрудники — это мои дети, я их вырастил и дал им возможность ошибаться. С каждой ошибкой они становятся сильнее. Получается, что я пожертвовал часть выручки на то, что перестал вовлекаться в процесс, и выстроил все так, чтобы быстро передавать клиентов своим сотрудникам и делегировать им задачи.

Дмитрий Сидорин
основатель и генеральный директор Sidorin Lab

Как управлять франшизой?

Когда офис твой компании находится в десяти минутах ходьбы от дома, на душе спокойно и хорошо. В любой момент можно прийти, проконтролировать и дать по шапке, если сотрудники плохо поговорили с клиентом. А как быть, когда сеть состоит из филиалов в разных городах и странах?

Катерина Костюкова, директор Международного центра коучинга «Исток», проводит обучение коучей по собственной программе. Запустила первую группу во Владивостоке, потом в Хабаровске. Сейчас у Катерины восемь «филиалов»: Ульяновск, Москва, Питер, Нижний Новгород, Хабаровск, Владивосток, Благовещенск и Гуанчжоу, которые работают по франшизе. Как построить франшизу и управлять ей рассказала Катерина.

Катерина Костюкова​

Добиться единых стандартов

Самое важное — стандартизировать продукт, чтобы все делали одинаково. Это касается не только обучения, но и продаж. Как этого добиться?

Мы обучаем коучингу, даем полностью готовый продукт, программу, которая соответствует всем стандартам международной федерации коучинга. По итогам обучения выдаем студентам международный сертификат, который имеет равнозначный вес в 145 странах мира.

У нас единый учебно-методический комплекс: тетради, презентации, гайд тренера. Студенты могут учиться в любом из наших филиалов, качество и стандарты будут едины. У нас есть история, когда девушка первый модуль прошла в Хабаровске, второй в Москве, а сертификационный в Нижнем Новгороде и ничего не потеряла.

Мы помогаем представителям освоить программу, даем модель продаж, обучаем маркетингу, организуем постоянную командную поддержку. Сейчас во всем мире перестраивают модель компетенции коуча, и мы первые в России, кто перестроил программу обучения. Каждый год у нас проходит тренинг тренера.

Катерина Костюкова

директор Международного центра коучинга «Исток»

Выстроить работу с представителями

В отличие от наемных сотрудников франчайзи сами организуют свою деятельность. Задача франчайзера помочь сделать им это максимально эффективно.

Каждый представитель в своем городе сочетает в себе три роли: предприниматель, практикующий коуч и тренер, который обучает коучингу. Первых представителей я брала бесплатно, сейчас всех беру со вступительным сгораемым и невозвратным взносом, потому что много сил вложено в качественный продукт. Плюс представители выплачивают процент с доходов от продаж программы.

Самая наболевшая проблема в управлении франшизной сетью — это коммуникации. Я вспоминаю слезы руководителей: «Я уверена, что всё ясно объяснила, а получилось не то». Вот сейчас я сама это прохожу, потому что мои слова каждый пропускает через свои фильтры восприятия. Приходится объяснять вещи, с которыми не ждешь, что возникнут сложности. Еще одна сложность — это ограничения в голове представителей: «Где я наберу столько людей? Как же я выполню план?». Поэтому раз в квартал я делаю индивидуальную встречу и «коучу» их, помогаю увидеть возможности и преодолеть ограничения.

Катерина Костюкова
директор Международного центра коучинга «Исток»

Использовать кризис для развития

Расстояние — работе не помеха​

С осени мы стартуем в онлайн-формате на английском языке. Для нас было неожиданно, но этот формат хорошо работает в групповом обучении. При этом эффективность не страдает вообще. Будем учить восточное побережье Америки, Китай, Сингапур и Гонконг.

Если говорить про планы, то российские города — это простая задача. Если появится инициатива — я открыта к диалогу. Более интересная задача — Барселона, Лондон, Нью-йорк. Это более чем реально, и у нас уже есть задел в этом направлении.

Катерина Костюкова
директор Международного центра коучинга «Исток»

Как отойти от дел и начать делегировать?

Предприниматели — это не супергерои, у них нет дополнительных часов в сутках, резервных нервных клеток и ответов на все вопросы. Они создают бизнес, чтобы в какой-то момент можно было отойти от дел и уехать в лес без связи на недельку-другую. Своим опытом поделилась Оксана Евсеева, директор консалтинговой компании Батискаф.

Шесть лет назад, когда Батискаф только начинался, она сама отвечала на звонки и принимали заявки на бухгалтерские услуги по почте. Тогда у нее не было ни отпусков, ни выходных. О том, как получилось выстроить работу, которая требует минимального участия собственника, рассказала Оксана.

Отпустить контроль

У собственников бизнеса есть привычка все контролировать. Иногда надо сильно устать, чтобы понять, что бизнес способен существовать без ежеминутного надзора.

Я устала все контролировать, переживать, постоянно держать руку на пульсе. Осознала, что не хочу говорить всем, что и как надо делать. Потому что люди сами знают и иногда лучше, чем я. Сейчас, когда меня нет в офисе, я на связи, но ничего не контролирую. Подключаюсь, только когда просят. Неправильно, когда ты на море в шезлонге потягиваешь коктейль и говоришь: «Ну давайте сделаем так или эдак». Делаете уже так, как считаете нужным.

Оксана Евсеева
директор консалтинговой компании Батискаф
​Оксана Евсеева

Разделить ношу с партнером по бизнесу

Кто-то из предпринимателей предпочитает держать все в своих руках. Другие находят партнеров, чтобы вместе вести дела.

У меня есть партнер по бизнесу — Алина Шереметьева. Мы начинали с нуля, пережили многое, и это нас сплотило. Когда у меня опускались руки, я говорила, что пошло оно все нафиг, подключалась Алина: «Да ну, ты что, смотри сколько уже сделано, мы уже столько прожили».

Алина в компании отвечает за финансовый блок. У нас есть плоскость общения, когда мы соучредители компании. И есть другая, когда я директор, а она — подчиненный мне руководитель. Мы эти плоскости между собой не пересекаем, поэтому у нас все ясно и без обид.

Оксана Евсеева
директор консалтинговой компании Батискаф
​Алина Шереметьева

Не испугаться кризиса и коронавируса

Батискаф давно шел к переходу на дистанционную работу, выходу собственников из операционки и сокращению расходов на рекламу. Эти шаги оказались очень своевременны, поскольку когда грянул гром, компания оказалась готова.

Так Батискаф работал до COVID-19​

1. Удаленка. В начале года возникла идея перевести на удаленную работу штатных сотрудников, с марта начали внедрять. Поскольку мы берем компании на аутсорсинг и помогаем им вести бухгалтерию, выстраивать маркетинг и решать юридические вопросы, то в отличие от многих других компаний, можем работать удаленно. Изначально удаленно работали два дня в месяц. Сейчас, возможно, это будет единственный способ работы.

2. Внештатные сотрудники. Уже три года мы привлекаем внешних исполнителей на проекты по маркетингу и подбору. В этом году мы приняли решение: новых сотрудников в штат не брать. На работу будем приглашать специалистов со статусом самозанятых и ИП. За счет этого сэкономим на налогах, аренде офисов и на обустройстве рабочих мест.

3. Бюджетное продвижение. В 2019-ом мы много ресурсов направляли на внутренний маркетинг, изучали портрет клиента, проводили исследования. Посчитали стоимость привлечения клиентов, офигели от сумм и придумали, как продвигать услуги без огромных бюджетов.

4. Переход в онлайн. Больше года в Батискафе мы развиваем «Онлайн-школу Батискаф». Успешно запустили образовательную программу для бухгалтеров, сейчас разрабатываем программы по маркетингу и финансовому планированию для собственников бизнеса.

Оксана Евсеева
директор консалтинговой компании Батискаф
А так выглядит работа на удаленке​

Что подшаманить, чтобы бизнес работал самостоятельно и эффективно?

В классической организационной структуре все привычно и понятно: есть отделы и есть руководители этих отделов. Но это не единственная модель, а главное, не самая эффективная модель. Антон Астахов основал рекламное digital-агентство Mello в Волгограде, а позже переехал в Москву. У него получилось успешно внедрить в работу Agile-подход, и теперь бизнес работает самостоятельно и эффективно.

Идея Agile в гибкости, способности адаптироваться под текущую ситуацию и корректировать сроки и разработку продукта в зависимости от требований клиента. Обычно Agile применяют к разработке IT-продукта, а Антон применил его к своей компании. В результате, ему удалось добиться, что команда стала работать, как единое целое без его участия. Вот принципы, на которых строится командная работа.

Сотрудники включены во все процессы команды. Это экономит время и помогает точнее планировать процесс. Например, раньше клиент просил аккаунта ускорить запуск рекламной кампании и аккаунт говорил, да, конечно, а потом выяснялось, что все специалисты загружены. Теперь команда сразу узнает о просьбе клиента и, может, либо перераспределить приоритеты и выполнить просьбу, либо, если сделать это невозможно, аккаунт тут же обсудит это с клиентом и найдет выход.

Общение команды с клиентом. Присутствие команды на переговорах способствует продажам. Когда клиент задает сложные вопросы, то специалисты могут ответить на них гораздо лучше, чем продажник. Так у клиента возникает доверие к команде, а команда обращает внимание на нюансы, которые надо учесть в проекте до того, как он стартует.

Самоорганизация команды. Команда работает без моего вмешательства — сама выделяет лидеров, обучает новичков, распределяет задачи, за счет этого все процессы идут быстрее. С внедрением Agile снизился Time to Market — время от постановки задачи до ее завершения.

Антон Астахов
сооснователь рекламного агентства Mello

Внедрять Agile мы начали в начале 2018 года, Time to Market снизился сразу (за исключением июня 2018). Летом 2018 года система стала работать сама, без моего участия. В итоге, в 2019 году Time to Market снизился еще больше, потому что команда научилась сама себя оптимизировать.

Антон Астахов
сооснователь рекламного агентства Mello

Выводы

Пока пандемия, карантин и кризис вносят смуту и неопределенность в жизнь и бизнес, самое время собраться и прямо сейчас:

  • отстроить процессы. Стандартизируйте с командой все действия, которые повторяются каждый день/месяц/полгода. Бизнес-процессы — это прочный фундамент для удаленного управления бизнесом.
  • начать доверять и делегировать задачи своей команде. Вы не робот, чтобы держать руку на пульсе 24/7. Поэтому пора доверить операционку сотрудникам, позволить им учиться, ошибаться и находить решения даже в самых сложных ситуациях.
  • прокачать свой личный бренд, но не делать себя узким горлышком в компании. Личный бренд предпринимателя — это хорошо, пока он не начинает мешать работе. Вовремя переключайте клиента, лояльного лично к вам, на сотрудника, с которым он будет работать.
  • перейти в онлайн. Если вы давно откладывали, то сейчас — самое время. В онлайне вы сможете работать с клиентами по всему миру, не зависеть от географических границ и зарабатывать деньги, даже когда все сидят по домам из-за карантина.
  • оптимизировать затраты на персонал и перейти на аутсорсинг. Только на НДФЛ и страховых взносах вы сэкономите 49%. Плюс вы не будете оплачивать отпускные, больничные, декретные, аренду помещения, рабочие места и программное обеспечение. Попробуйте, потому что набрать дорогих штатных сотрудников вы успеете всегда.
{ "author_name": "Батискаф", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 48, "likes": 11, "favorites": 74, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 121089, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 19 Apr 2020 11:01:27 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
48 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

В какой-то момент я смирился с тем, что лучший в компании — это я. Сотрудники — это мои дети, я их вырастил и дал им возможность ошибаться.

Господи какой нелепый маркетинговый булщит от чела вообразившего, что он не ноунейм. Забавно что лохи на такое ведутся. 

Ответить
2

Там вопрос даже не в этом, а в том, КОГО такой вот "не ноунейм" набирает.
Есть же пресловутая истина о том, что сильные люди набирают людей, которые квалифицированнее/умнее их, а слабые набирают тех, кто слабее.

Ну и назвать компанию в честь себя - что тут еще сказать? :)

Ответить
2

Форд не затирал, что смирился с тем, что он лучший в компании и не говорил, что его все просят собрать раздатку)

Бля, смириться с тем, что лучший, вот это перл. Мания величия легендарного уровня.

Ответить
2

Ну у Форда тоже были некислые задвиги :)
Но в общем и целом, если человек публично декларирует, что он лучший в компании, то для адекватных людей это значит только то, что данный персонаж собрал коллекцию даунов для удовлетворения собственного ЧСВ.

Ответить
1

И главный экземпляр в его коллекции - он сам.

Ну у Форда тоже были некислые задвиги

Не, он такую дичь не задвигал)

Ответить
8

Кажется, я на удаленке поняла, что готова к фрилансу. Не люблю график, хочу сама строить свою работу. Возьмете фрилансером?

Ответить
0

А что ты умеешь?

Ответить
3

вот ты душный

Ответить
1

Что я могу делать как юрист (и делаю) на удалёнке?

✔️Юридические консультации
✔️Составление юридических документов — договоров, претензий, жалоб, писем, ответов на претензии и письма

✔️Подготовка правовых заключений и исковых заявлений в суды. PS. То, что суды ограничили работу, ещё не означает, что они перестали работать
✔️Ведение судебных дел, в которых не требуется личное участие сторон (например, дела с суммой иска до 500 000 рублей, которые решаются в арбитражном судопроизводстве в упрощенном порядке)

✔️Пассивное ведение дел, которые не решаются в упрощенном порядке (подготовка заявлений, ходатайств, отправка в суд и сторонам в электронном виде или по почте)

✔️Регистрация компаний и индивидуальных предпринимателей, внесение изменений в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. PS. Налоговая тоже ограничила личный приём, а нотариусы работают только по предварительной записи. МФЦ пока работают только для приема документов на регистрацию при создании и снятие с учёта компаний и ИП. Для внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП к ним смысла обращаться. Привет, электронная подача! Я в этом спец, обращайтесь.

Ответить
1

А у кого вы это спрашиваете, если вы уже работаете в компании Батискаф. И вероятно, написали эту статью. 

Ответить
0

Класс, что оценили статью. Но писала её не я)

Ответить
0

удаленка и фриланс - это не одно и тоже. У нас в компании удаленная работа сотрудника - это всегда было естественно, люди работают в офисе не потому, что их заставляют туда приходит и если они не прийдут, то их уволят. Они приходят, чтобы поработать в определенной атмосфере. Но чтобы это работало должно быть поставлено управление по целям. Ежедневные, еженедельные, ежемесячные, квартальные и годовые. И каждый сотрудник отвечает за свои цели. Удаленный сотрудник, если у него есть график, а у него должен он быть, так как он участвует в проектах все доступен. Фриланс - это вам прийдется самим организовывать работу, самим искать клиентов, самим отвечать за качество, самим выбивать с них денег и т.п. 

Ответить
5

По итогам обучения выдаем студентам международный сертификат, который имеет равнозначный вес в 145 странах мира.

То есть вы распечатываете на принтере бумажку, которая «действует» только в 145 странах? А почему не во всех 252? Может вам принтер заменить?

Ответить
9

В остальных странах пользуются туалетной бумагой.

Ответить
2

Я твой коуч, ты сможешь все смочь.
Сними стресс, чувствуй прогресс.
Камень тверд и бел первый снег.
Поверь в себя, тебя ждет успех

Коучи и не такое могут :)

Ответить
2

Имеет равнозначный вес бумаги на которой это написано. Что в России,что в Уганде одинаково плевать на эту бумажку))))

Ответить
–2

Евгений, ну, что же вы прячете своё лицо с такими мозгами? Вот, везде вы, со своими советами. Какой же вы молодец!

Ответить
0

Лицо тебе не поможет преуспеть в бизнесе 

Ответить
0

А что поможет?

Ответить
1

Павлу дурову и илону маску помог парик.

Но вообще, чисто по статистике, ничего не поможет. Вероятность достигнуть уровня не ноунейма в бизнесе, когда нужно заморачиваться с персональным брендом невелика. 

Ответить
6

Смешно читать универсальные инструкции «для бизнеса». Бизнес штука сугубо индивидуальная (отрасль, заказчики, коллектив, текущее состояние дел, цели на кратко и среднесрочные перспективы и т.п.) , в ней нет и не может быть серийных решений. Бизнес по обучению коучеров вообще лучше делать сразу дистанционным, безопаснее для «учителей»)))

Ответить
1

Согласна что универсальных рецептов  нет. Что-то из чужого опыта может подойти, что-то  нет. Иногда даже на уровне идеи и последующей адаптации на себя. В этом и ценность опыта других. Для меня. 

Ответить
1

Тут как бы вопрос в том, насколько рассказчик откровенен. Самое интересное как правило в этих мемуарах опускается, ибо о нем нельзя рассказывать на публике. Вы наших олигархов послушайте)))
Можно конечно найти интересное зерно в этих текстах, но на мой взгляд, их там не больше, чем в исторических или социологических.

Ответить
1

Я разгружал вагоны, а потом банк выдал мне невозвратный кредит на 100 миллионов долларов и я купил крупный завод по цене металлолома. А ещё , говорят, директор прошлый пропал и его так и не нашли.

Ответить
1

classic

Ответить
5

Ещё до вируса достала суета и перешел на посещение собственно работы дважды в неделю, хотя удаленно конечно и разговариваю с клиентами и много чего другого делаю. В общем, оно работает, оказывается. Главное правильно всё выстроить и объяснить формат клиентам в том числе. Качество жизни выросло невероятно, надо сказать.

Ответить
3

Все это бред и сейчас не работает. Если в феврале я мог ездить в офис пару раз в неделю (а то и не ездить), то сейчас приходится каждый день, хоть и неполный. Форсмажор на форсмажоре, возникают такие ситуации, которые ты раньше и представить себе не мог. И если ты будешь пытаться разрулить это удалённо, то может оказаться так, что возвращаться уже никуда не придётся.
"Хорошо" тем, кто закрыт совсем на карантин или всегда работал в онлайне, тут да, онлайн рулит.

Ответить
2

Если это не работает у вас — не значит, что не работает у других. Сейчас это новая реальность. Вам может казаться, что лучше закрыться и замереть, но лично я не считаю это предпринимательством.

В бизнесе всегда форс-мажор на форс-мажоре, вопрос в том выстроили ли вы систему, сколотили ли вы команду, которые могут тушить эти пожары без вас.

Судя по вашему комментарию вы просто не умеете работать дистанционно. Судя по эмоциональному окрасу этого комментария — не научитесь :) (простите)

Ответить
5

офигенно система поможет рестику или конторе по наладке принтеров )
ауторы - консалтинг, инет реклама, коучи, что собсенно и без ковида можно было перевести на удаленные рельсы

Ответить
0

Рестораны, которые развивали доставку — хорошо себя чувствуют. Ритейл, который развивал онлайн продажи — тоже. Даже похороны онлайн проводят.

Это ваш выбор: сдаться или адаптироваться :)

Ответить
3

Сам придумал - сам позитивом обдал ) пардон, но коммент выше как бы не говорит что аутор сдался, он вроде как говорит что есть специфика  

Есть промышленные фитинги например на завод или там теплосети - вы там в онлайне курьерами доставку будете делать?  Или перетирать откаты (как это не было печально) 
Я  к тому что процесс этот не быстрый - обращаю опять же на кл слово "сейчас"  в комменте. 

И да - если в центре скажем мск ресторан бронь имел на недели вперед (те и так все ок было), то как бы еще задумываться о всех форсмажорах просто физически не получится успевать. Не все такие бодрые и энергичные )

Ответить
–1

В коменте был явный сарказм, мол, рестику как или конторе с принтерами) я к тому, что есть «как», вопрос в подходе) 

Ответить
0

Да, проводят похороны онлайн, а потом всю жизнь лечатся у психиатра. Вы похоже так ничего и не поняли.
Человек не робот и компьютерная программа, а люди сейчас ломаются, я вижу это по своим сотрудникам.

Ответить
1

У всех одинаковые условия, кто-то ломается, кто-то нет

Ответить
0

Да, но я как руководитель не имею права на это. В том числе поэтому нужно быть каждый день на работе, у нас и так уже несколько человек дома сидят в страхе и не могут работать (а даже если выйдут толку от них не будет) . Приходится думать о людях.

Ответить
3

Адаптироваться к удаленке после офлайна сложно. Я с этим столкнулась как руоводитель и как человек :) . Но три недели спустя могу сказать, что команда адаптировалась. С  помощью психолога. Проводили раз в неделю групповые встречи. 

Ответить
0

У нас колл центр и так был на удаленке, просто переехал из офиса по квартирам. А вот склад, курьеров, логистику, сотрудников выдачи на удаленку не перевести. И им очень тяжело, у многих семьи, у когото уже болеют родственники.
Привыкнуть можно ко всему, но мы ведь не только за себя отвечаем.

Ответить
–1

Вы так говорите, как будто в командах, которые работают удаленно не думают о людях)

Ответить
0

Никто хорошо себя не чувствует. Та же статистика рестораторов говорит о том, что у них оборот стал не 0, а 10%.
Вы падение на 90% называете "хорошо себя чувствует"?

Плюс те, кто "развивал доставку" сейчас явно хуже стали чувствовать просто потому, что в это "развитие доставки" теперь ударились абсолютно все.

Про "ритейл, который развивал..." такая же глупая "аналитика", уж простите.

Ответить
0

Пока деньги есть у людей и офлайн закрыт онлайну хорошо. А вот они закончатся, то везде все будет одинаково, это цепная реакция. Среднего класса после этого кризиса не останется, а потому выживет только фастфуд и дорогие форматы, хотя последним будет также очень непросто.

Ответить
1

Вы забыли слово "некоторым".
К примеру, спрос на ЛЮБУЮ одежду упал до нуля. Даже в онлайне.
Средний класс у нас по "новой шкале" это 19 000р :)
Думаю, что почти все туда плавно перетекут.

А для таких людей и фастфуд это дорого...
Дорогие форматы под вопросом в этот раз. В прошлые кризисы они даже росли, а вот сейчас лакшери пришел пипец...

Ответить
1

Согласна, что кризис для руководителей резко все поменял. Я тоже очень много сейчас работаю, но только на удаленке. Многие процессы перешли в режим  ручного управления. И форс-мажоров с избытком. 

Ответить
2

Признаюсь вам, что мне на удалёнке комфортно. Цифровые средства связи работают. Задачи ставятся не не словах, всё чётко. Отчёты тоже письменные, не слукавишь. И нет необходимости терпеть рядом кого-то раздражающего. Всем рекомендую !

Ответить
2

Неожиданный ход, надо подумать 🤔 

Ответить
1

Через год и посмотрим. Сейчас пока все учить могут ))

Ответить
0

Сколько ещё статей про удаленькую напишут?🤔

Ответить

Прямой эфир