Прогрессивные технологии VS культурный уклад: как масштабироваться на рынки с укоренившимися традициями

делимся инсайтами от предпринимателей и инвесторов о том, насколько культурный фактор важен для стартапа, планирующего выйти на международный рынок

Культурный фактор может стать как конкурентным преимуществом, так и причиной неудачи. Предприниматели и инвесторы рассказали, как культура повлияла на их бизнес при масштабировании. Обсуждение проходило на конференции "Инвестиции в стартапы: локальный vs глобальный бизнес" в рамках Российского венчурного форума.

Прогрессивные технологии VS культурный уклад: как масштабироваться на рынки с укоренившимися традициями

На фото справа налево:

Наталья Старостина, основатель Hop.Agency, управляющий партнер программ скаутинга, акселерации и вывода на международный рынок венчурного билдера UDT/X, совладелец сообщества Venture Games, Новосартов Артем, основатель и управляющий партнер частной инвестиционной фирмы Arev Capital

Москалев Артем, фаундер Fintech-компании Ivitech

Кишка Энри, основатель ВК Электроникс

Тихер Елизавета, партнер, руководитель отдела маркетинга и коммуникаций венчурной компании Startech.vc, лидер сообщества Startech Networking

на конференции "Инвестиции в стартапы: локальный vs глобальный бизнес"

Культурные особенности ведения бизнеса в Аргентине

Ключевая ошибка предпринимателей, планирующих масштабироваться, - думать, что менталитет местного населения не имеет своих особенностей.

Кишка Энри, основатель ВК Электроникс, поделился ценными инсайтами о ведении бизнеса в Аргентине на основе опыта запуска бизнеса в этой стране.

Важным фактором является создание комьюнити со своей командой и их семьями, проведение досуга вместе. "Нужно понимать, что управление командой в Аргентине, чтобы они действительно работали, идет через их семьи", - отметил Энри. Выстраивая комьюнити вокруг семей и вовлекая их в жизнь организации, работодатель мотивирует сотрудников.

Аргентинцы не спешат, а технологии приживаются, если не нарушают их привычный уклад жизни. Например, в Аргентине отсутствует практика оплаты за парковочное место через паркоматы, распространенная в России. Аргентинцы предпочитают пользоваться услугами валет-парковки, общаясь друг с другом в очереди. На предложение внедрить паркоматы и уменьшить время на ожидание, отказавшись от очередей, они отвечают: "Не надо, у нас культура такая".

Насколько важен языковой фактор

В процессе масштабирования трудности могут возникнуть неожиданно и стоить компаниям больших расходов. При подготовке и адаптации продукта под местный рынок важно не только рассчитать потенциал, построить бизнес-модель, но и адаптировать проект под специфику восприятия продукта новой целевой группой потребителей. Новосартов Артем, основатель и управляющий партнер частной инвестиционной фирмы Arev Capital, поделился кейсом фиаско маркетплейса (оборот - более 10 000 000 $) товаров для детей, новорожденных и мам, который произошел вследствие ошибки перевода. При выходе на рынок США команда маркетплейса решила перевести название как Knocked Up (американский сленг - “залетевшая”). Такой казус вызван отсутствием локального эксперта/консультанта и игнорированием языковых особенностей. Компания понесла не только репутационные, но и финансовые потери.

Жизненный ритм, особенности удаленного управления и доверительные отношения

Жизненный ритм и распорядок дня являются частью культуры и имеют огромное влияние на деятельность компании. Например, сиеста в Испании, двухчасовой послеобеденный отдых, может затруднять управление офлайн-командой и совместную работу в удаленном режиме. В это время может быть сложно получить ответы на важные сообщения и общаться с командой в целом.

Эти препятствия можно смягчить с помощью тщательного планирования и учета культурных особенностей. Важно заранее согласовать часы работы, сроки выполнения задач и протоколы общения, принимая во внимание разницу во времени и местные традиции. Это помогает наладить эффективное сотрудничество независимо от местоположения членов команды.

Предприниматели поделились и своим опытом. Москалев Артем, фаундер Fintech-компании Ivitech отметил отличия ритма жизни в Индонезии. Что важно учитывать: пять раз в день проходит молитва, и в это время нет смысла что-либо планировать. Также во время священного месяца Рамадан все работают по полдня. Такие особенности стоит учитывать при планировании

При общении с представителями бизнеса в азиатском регионе, в частности в Китае, нужно учитывать одну важную особенность — необходимость доверительных личных взаимоотношений с партнерами. Чтобы их выстроить, требуются время и соответствующие форматы общения. Рекомендуется не полагаться на решение вопросов в рамках одной встречи. Кроме того, личные встречи более продуктивны, чем встречи в онлайн-режиме.

При масштабировании за рубеж учитывайте местную культуру, менталитет и особенности ведения бизнеса, которые могут отличаться от тех, к которым вы привыкли в своей стране. Рекомендуем обратиться за советом к местным предпринимателям и получить обратную связь у целевой аудитории, чтобы улучшить продукт. Для этого можно вступить в тематические и профессиональные сообщества в социальных сетях, чтобы общаться с потенциальными клиентами и получать обратную связь; запустить опрос, чтобы собрать информацию о потребностях и предпочтениях целевой аудитории; предложить участникам бесплатный доступ к продукту, чтобы они могли лично оценить его и дать отзыв.

Наталья Старостина
сооснователь Hop.Agency, совладелец сообщества Venture Games
11
Начать дискуссию