Нужно перестать разрабатывать сайты и приложения и начать делать продукты

Колонка основателя агентства по разработке Create

Юрий Филатов, основатель технологической компании Create, написал для vc.ru колонку о новом подходе к созданию продуктов, когда разработчики ориентируются на обратную связь от пользователей и учитывают бизнес-процессы клиента.

В последнее время популярны статьи типа «Рынок веб-разработки (или интернет-рекламы) умирает». У нас немного другое мнение: от разработки сайтов и приложений все переходят к созданию продуктов и услуг.

Если коротко, сделать сайт или приложение — это собрать с клиента требования и по этим требованиям разработать и передать проект. Конечный результат — продукт, который просили сделать.

Создать продукт — значит понять потребителей, их проблемы и положение продукта на рынке, рассчитать монетизацию и экономику, вывести продукт на рынок, привлечь аудиторию и научиться зарабатывать деньги, решая их проблемы. Конечный результат — востребованный на рынке и зарабатывающий деньги продукт.

Предпосылки

Что может привести к таким изменениям? Мы видим на рынке такие тренды:

1. Бизнес наигрался в интернет-бизнес. За последние пять-десять лет запущена и выведена на рынок масса продуктов. Большинство из них уже закрылись, оставшиеся в основном пытаются научиться зарабатывать. Истории с фейсбуками в гараже, прорывными идеями, быстро масштабируемыми бизнес-моделями и миллиардами выглядят все более сомнительно для собственников, которые уже не первый год работают над своими продуктами на грани операционной безубыточности.

2. Бизнесу нужна техноемкая модель. Несмотря на то, что делать интернет-бизнес оказалось совсем не так просто, у инвесторов и существующих офлайновых проектов не так уж и много вариантов.

Представьте, что у вас сеть клиник — скажем, десять отделений. Срок окупаемости каждой клиники (можете посмотреть стоимость современного медицинского оборудования) — лет десять. Вы построили уже десяток таких клиник, вы знаете от и до, как там все работает. У вас есть и квалифицированный персонал, и экспертиза в предметной области, и даже негласно разрешенная халтура — консультирование друзей друзей мимо кассы и вне очереди.

Но идея построить еще одну клинику, потратив на нее не один десяток миллионов евро, выглядит уже не так привлекательно, как раньше. Это капиталоемкая форма бизнеса. Чтобы обороты росли, вам нужно пропорционально вкладываться.

Техноемкая модель предполагает создание технологии, существенно сокращающей затраты на масштабирование при кратном росте числа клиентов, которых может обслужить бизнес. И тут вам неизбежно нужен цифровой продукт — «уберизация» врачей или телемедицина (когда пролоббируют поправки к законодательству).

3. Бизнес интересует конечный результат. Все чаще мы слышим от клиентов, особенно из сегмента ecommerce (ритейл, трэвел и так далее), что они ищут «дизайнеров, которые про конверсию» и тому подобное. За окном кризис, и компаниям нужны партнеры, которые будут вместе с ними работать над конечным бизнес-результатом, измеримым в деньгах.

4. Ресурсы обесцениваются. Хорошенько поискав разработчиков вне Москвы и Санкт-Петербурга, вы найдете специалистов, уступающих столичным по цене и не уступающих по качеству. При этом вопрос, кто будет в итоге отрисовывать макеты страниц или писать код, отходит на второй план: все это неважно, если продукт не зарабатывает. Акцент смещается: важно, что делать, чтобы зарабатывать, а не кто будет это делать.

Смена парадигмы

Для ясности сравним традиционную проектную разработку и продуктовый подход.

Проектный подход:
сделать продукт правильно
Продуктовый подход:
сделать правильный продукт

Клиент приходит с составленными требованиями, концепцией будущего продукта и просьбой примерно оценить сроки и стоимость реализации.

Результат — коммерческое предложение о процессах и смета выполнения требований.

Аудит идеи продукта: исследование аудитории, выявление потребностей, анализ конкурентов, разработка экономической модели и модели монетизации.

Результат — валидность идеи и ответ на вопрос, можно ли на этом заработать и что для этого нужно сделать.

Сбор и четкая формализация требований от клиента, по которым можно будет осуществить сдачу-приемку.

Техническое задание.

Формирование набора гипотез, которые бы решали проблемы клиентов, с одной стороны, и двигали пользователей по воронке, с другой. Выявление требований и KPI для MVP.

Roadmap продукта с ключевыми KPI для MVP и требования к MVP.

Проектирование: персонажи, сценарии (ИА, контент), прототипирование и тестирование прототипов на аудитории, разработка дизайн-макетов и сопровождение спецификациями.

Макеты для разработки.

Сервис-дизайн — вдобавок к проектному проектированию разработка Customer Journey Map и проектирование всего цикла опыта взаимодействия клиента с продуктом.

Вдобавок к макетам — задача на построение бизнес-процессов.

Контроль сроков, стоимостей, коммуникации и требований проекта.

Контроль качества выполняемых на этапах работ и поиск наилучшего решения задачи.

Разработка, тестирование, размещение на серверах и сдача проекта.

Выпуск продукта в эксплуатацию и сдача-приемка проекта.

Вдобавок интеграция и настройка систем отслеживания веб-метрик и сплит-тестирования.

Подготовка к началу настоящей работы.

Сбор и формализация дополнительных требований заказчика, оценка, управление сроками, стоимостями, рисками и коммуникациями проекта на поддержке.

Продукт, который просили сделать.

Сбор и анализ обратной связи от аудитории, метрик, разработка гипотез, имплементация и тестирование, работа на достижение KPI MVP и дальнейших версий продукта.

Востребованный на рынке и зарабатывающий деньги продукт.

Важный момент — продуктовый подход ничуть не отменяет проектного.

Резюме

Компании, оказывающие профессиональные digital-услуги, особенно в верхнем ценовом и клиентском сегменте, будут вынуждены научиться применять продуктовые практики в своей работе и целенаправленно работать с конечным бизнес-результатом.

Этот подход будет постепенно менять всю логику взаимодействия:

  • На этапе пресейла обсуждаться будет не техническое задание, а проработанность идеи и готовность к инвестициям времени разработчика, с одной стороны, и денег заказчика, с другой.
  • Этап проектирования потребует глубоких маркетинговых знаний в исследовании аудитории, конкурентном анализе, разработке моделей монетизации и экономических расчетах.
  • Проектируя продукт, разработчик будет учитывать бизнес-процессы клиента, с помощью которых в конечном счете должны быть оказаны услуги, и помогать клиенту строить весь цикл взаимодействия потребителя с продуктом.
  • Повсеместно все глубже будут проникать методология Customer Development, в которой все в продукте отталкивается от обратной связи клиентов, и концепция Lean — получение наименьшими усилиями максимального бизнес-результата.
  • Акцент с разработки и приемки-передачи продукта сместится в сторону выпуска и тестирования на аудитории, работы с показателями экономики, трафиком и поддержкой продукта.

Предсказания — тема неблагодарная. Время покажет, как все будет на самом деле. Так или иначе, performance проникает во все сферы оказания профессиональных услуг.

***

Как живет цифровой продукт, из чего состоит и как работает — можно изучить в матрице и пояснительной статье к ней.

0
37 комментариев
Написать комментарий...
澤 慎太郎

Сайт = джумла за 15$, фрилансер
Продукт = 6 месяцев датамайнинга, SMM, 3 менеджера, 2 паблика в вк, краудфандинг, оффис в тайланде, джумла за 15$, фрилансер

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владислав Бойко

А причем тут джумла или не джумла? Наполнение, смысл, работа продукта будет существенно отличатся, отсюда и доходы тоже.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Superstartuper

Личный опыт показывает, что все эти аутсорсеры "про повышение конверсий, про реальное увеличение продаж, про реальный выхлоп в ином виде" - миф.
Как человек не в теме отрасли вообще собирается "изучать рынок", "строить маркетинг", "создавать нужный продукт", "выявлять реальные потребности" и т.п.? Во-первых, это дело самого бизнесмена, если он настолько ничего не понимает в рынке, что собирается отдавать продукт на аутсорс, то вовсе не стоит этим заниматься.
Во-вторых, изучение рынка, его понимание - это довольно сложное занятие, которым (одной (!) отраслью) даже в уважаемых консалтинговых конторах занимается не один человек . "Маркетологу" из сайтовой конторы, у которого еще и несколько заказов в работе, в принципе не под силу этим разобраться хоть в какой-то части. Что и понятно, но лапша про "исследование аудитории, разработку моделей монетизации, получение максимального бизнес-результата" сразу подсвечивает, что ее авторы даже примерно не в курсе о каком объеме работ идет речь и что должно предполагаться к выполнению.
Поэтому ключевые процессы и их понимание должны, разумеется, обеспечиваться внутри. А достигателей максимальных результатов, разработчиков продуктовых метрик, кастомер-девелоперов имеет смысл использовать разве что для отрисовки иконок, программирования кнопок, подбора изображений для страниц и прочего "партнерства для достижения бизнес-результатов".

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Храмова

Вообще есть на свете фасилитация вместо давания готовых советов и модерации. Ровно для того, чтобы все решения принимались командой клиента, потому что (и здесь вы абсолютно правы) никто лучше клиента его бизнес не знает.
У меня, например, за 3 часа отличный человек понял, почему накрылся предыдущий бизнес (15 лет работал), понял, что в текущем делает ту же ошибку, нашел, в какую сторону менять компанию.
Я ни разу не стала при этом специалистом в его области деятельности, только без меня он бы и дальше ходил по своим стандартным граблям.

Ответить
Развернуть ветку
Федько Куракин

Инфобиз такой инфобиз)))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Коков

+

Ответить
Развернуть ветку
Федько Куракин

Ну он может сделать лэндинг ))))

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Baryshev

Рынок всегда меняется и умирает не рынок веб-разработки, а те, кто не меняется вместе с ним. Фирмы клепают сайты 10 лет по налаженной схеме, клиентов становится меньше. Тут одни начинают хоронить рынок, другие призывают полностью всё поменять (пивот?), а потом видимо ещё 5-10 лет сидеть на жопе ровно. А те, кто просто реагируют воврея на потребности рынка и меняются вместе с ним - зарабатывают деньги и статей не пишут, т.к. у них всё нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Yura Buyaroff

Ниочем или шопапало.
Аутсорсинговая компания, будет успешно продолжать работать без изучения конкурентов и самодеятельности в дизайне, Напротив для нее появятся новые клиенты, которые решили вдруг делать клиенту анализ рынка, продукт, пироги печь и развлекать по выходным.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Коков

В точку. Правда, чтобы уйти в продуктовый консалтинг нужно обладать компетенциями в тех или иных сферах. И как мне кажется иметь большой опыт сразу в нескольких сферах (например банковская, строительная, мебельная) попросту не возможно. Нужно регулярно проводить глубокие исследования в каждой сфере и иметь реальный опыт работы в этих сферах. Не думаю, что сейчас есть такие диджитал агентства. Поэтому придется выбирать для себя узкие направление или направления, а тут глядишь вас и купит гигант.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Filatov

И вы правы, диверсификация по отраслям также важна, в каждой свои особенности.
Но есть практики, которые применимы вне зависимости от отрасли, тот же custdev только-только начинают системно внедрять (как когда-то тему с юзабилити и, думаю, он тоже станет мейнстримом).

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Коков

Будем надееться конъюнктура рынка позволит)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Коков

надеяться

Ответить
Развернуть ветку
Basil Boluk

Возможно. Я такой. Не шучу - банк, финдир, производство, продажи, ИТ. Уверен, что такие есть ещё.

Ответить
Развернуть ветку
Basil Boluk
Ответить
Развернуть ветку
Алексей Коков

Какой такой?

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Filatov

Рынок не умирает, а меняется.
И вы абсолютно правы, дешевый сегмент перестраивается, крупные проекты держат свои команды (как правило).
В случае со своими командами – интересен только консалтинг. Но это другой бизнес и бизнес-модель другая (хотя половина наших клиентов – существующие проекты).
Ключевая же мысль статьи про применение практик продуктовой разработки в заказной, lean/ custdev/ ddd ... В общем,  работа не по хочу или кажется, а по данным и исследованиям.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Паль

Статья предсмертная агония

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexey Novov

Ахах, открыли планету? Пришел кризис и Топ-10 рейтинга рунета начал таки наконец включать голову, а не просто предлагать картинку под слоем красивых фраз и обещаний.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Архангельский

Статья полный бред, бесплатно разрабатывать торговую площадку и продвигать месяцами, ради процента или выхлопа будущего глупость. Если фирма хочет денег и отдачи проще сделать сайт с партнерками и к СРА агрегатору подключатся уже, но за результат и готовность оплаты должна быть соответствующей. Хорошему веб-разработчику такие умные заказчики не сдались, сайты дорвеи и реклама тизерная ему больше принесут дохода.

Ответить
Развернуть ветку
Artem

Интересно, готов ли такой подрядчик работать только за процент от будущих продаж?
И если уверенность в своих силах говорит, что да, то не легче ли просто создавать свои продукты по принципу "фабрики стартапов", а не ждать пинка от клиентов?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Maxim V Ginzburg

После проведения своего авторского курса "Инновационный бизнес: от идеи до запуска" в РАНХиГС, я полностью переписал услуги своей экс веб-студии www.x-on.ru, изменив позиционирование на
КОМПЛЕКС УСЛУГ ПО СОЗДАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОДУКТОВ

Это не самореклама, тк клиентов "из интернета" практически нет, данные услуги (по разработке продуктов) держатся исключительно на персоналиях и личных знакомствах.

Проблема в том, что российский подход не позволяет "платить за идею", "ведь ее можно придумать самому", а платная экспертиза "зачем, ведь мы и так живет в стране советов".

На американском же рынке данные услуги вызывают наоборот изумление "WOW - и правда за 10 000$ вы создадите проект в выбранной области с нуля с презентацией для привлечения инвестиций, апробацией на пользователях и MVP?!"

Я хочу пожелать коллегам из Create успехов, все-таки СПБ и Москва отличаются и если вам удастся найти способ продажи ваших услуг через интернет - буду рад "совету"! ;)

Всем успехов и побольше хороших продуктов!
к.э.н. Гинзбург М.В.

Ответить
Развернуть ветку
Leo Vl

В статье много интересных, но не всегда очевидных заявлений, ничем не подкрепленных. Просто мнение "я так думаю". Идея "сделать правильный продукт" упирается в субъективное понимание "правильности", которое у разных заказчиков своё.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Петриченко

На мой взгляд "Разработка сайтов" должна быть (или оставаться) в идеале конвеерной работой и не нужно в этом случае придумывать какие то новые подходы, которые описаны в статье. По причине того, что:
1. Это уже не новый подход, а создание нового бизнеса в рамках текущей компании и не совсем понятно зачем потом брать за это "копейки". Соучредитель компании с процентной долей - минимальное требование при старте совместной работы.
2. Любая малая-средне сайтостроительная компания в перспективе должна либо быть очень большой, чтобы зарабатывать на конвеере, либо уходить из этого сегмента бизнеса в Пункт 1. Другого на мой взгляд пути нет. Если только не получиться заполучить долгосрочных сорящих деньгами клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Насчет фрилансеров просто. Если компания выбирает ИТ решения как одну из своих ключевых компетенций и рыночных козырей, то это взлетает всегда и исключительно в инсорсе.

Основные бизнес-процессы не отдаются на подряд. Это азы управления.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Бачманов

Если коротко - дизайн (в чуть более глобальном смысле чем рисование картинок) станет именно тем чем он и является. Наконец-то.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

В статье есть несколько безусловно ценных и весьма верных мыслей. Например, что сайт сам по себе - штука бессмысленная. Ценным является "бизнес" - способ создания добавленной стоимости, принесения пользы клиентам - через предоставление "продуктов".

Да, сайт в какой то степени может участвовать в бизнесе. Или иные ИТ-технологии.

Вот с чем я не согласен - это что должен быть некий консалтинг со стороны подрядчика по поводу организации бизнеса. Если подобного понимания нет у заказчика, значит бизнес не особо структурированный и осознанный, значит есть риск невостребованности созданного проекта.

Да, подрядчик может оценить степень понимания бизнеса заказчиком. Но я не уверен в степени компетенции подрядчика в бизнесе заказчика. Я, скорее, верю в определенное технологическое консультирование со стороны подрядчика для заказчика - чтобы подсказать возможности технологий, типовые сценарии их применения и тп.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Filatov

Заказчик всегда лучше разбирается в своей предметной области, чем мы, когда речь идет о, например, выводе в онлайн его бизнеса.
Взять тот же таксопарк, мы вообще не старте не понимаем, как организованы у них внутри процессы диспетчеризации, взаимоотношения с агентами, которые поставляют заказы и прочее.
Но когда он хочет создать продукт, с помощью которого он будет оказывать услуги уже через приложение и, в основном, физ лицам, то его бизнес-модель серьезно меняется.
И там, в том самом приложении, с которым взаимодействуют люди, другие правила игры.

Ответить
Развернуть ветку
Федько Куракин

Я конечно понимаю, кризис, продажи падают, но нельзя же себя так продвигать.
Не всегда прибыль = качеству продукта.
Я бы сказал обратное чаще.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Filatov

Зачем же это противопоставлять, организация работы продукта и состоит в том, чтобы учитывая интересы пользователей научиться системно влиять на выручку и тем самым достигать цели бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Никитина

 Подработка администратором интернет-магазина продажи одежды. Удаленно. Можно без опыта. Ответы на вопросы покупателей, переписка. Оплата раз в неделю. График скользящий. Ставка 280 руб. в час. http://pl-dat.com/news/vacancy.php

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev
4. Ресурсы обесцениваются. Хорошенько поискав разработчиков вне Москвы и Санкт-Петербурга, вы найдете специалистов, уступающих столичным по цене и не уступающих по качеству. При этом вопрос, кто будет в итоге отрисовывать макеты страниц или писать код, отходит на второй план

Какая наивность.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Pop

То, что парень прочитал основы маркетинга и тут-же рванул об этом сообщить всем не делает ему чести.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Хубутия

Когда дело доходит до продуктов, нужен полноценный доступ к корневой информации компании. Тут уже не отделаешься "данными для сайта" или "интеграцией с складской базой". А кто-ж этот доступ даст?! Те данные плотно оккупированы всякими иезуитскими ERP-системами и их аналогами.

Пока корневые данные компании не свободны, продуктовый подход будет хромать на обе ноги.

Ответить
Развернуть ветку
#Инфографика

Том Питерс в книге "представьте себе!" 100 лет назад сказал, что все будет услугой, даже продукт - это сервис, предоставляющий услугу

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда