«Что такое COVID-19?» или заметки игрока в Го

Авторы статьи: руководитель клуба клуба Го "Мастерская НОРД" Игорь Коротеев и член президиума Российской федерации Го Михаил Емельянов. Преподаватели курса по основам Го и стратегии. (<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Frusgostrategy.ru%2F&postId=125581" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">RusGoStrategy.ru</a>)
Авторы статьи: руководитель клуба клуба Го "Мастерская НОРД" Игорь Коротеев и член президиума Российской федерации Го Михаил Емельянов. Преподаватели курса по основам Го и стратегии. (RusGoStrategy.ru)

Мировое информационное пространство сотрясают споры: «Война или просто болезнь?»; «Если война, то кто создал коронавирус?»... Накал общей дискуссии таков, что нельзя говорить о коронавирусе, только как о медицинском феномене. В теме «Коронавирус», медицинский фактор выглядит ничтожным в ряду прочих факторов.

В чём же суть происходящего?

Главный фактор COVID-19 — это сверхмощный информационный удар, который разносит в щепки современную экономику, логистические цепи, социальные уклады, международные отношения.

Попытка игнорировать эпидемию наталкивается на неадекватно сильное воздействие вируса на людей, деморализованных апокалиптической пропагандой пандемии. Что же более смертоносно: психологический удар или сам вирус? Очевидно, что эти воздействия множат друг друга. Власти разных стран вынуждены реагировать, не зная, по каким государственным системам ударит лавинообразный процесс, по здравоохранению, по системам жизнеобеспечения, по внешней торговле, или...?

«В Великобритании из заболевших в тяжёлой форме умерли более 95%, а выздоровевших менее 5%». «В США не хватает моргов и могил, хотя умерших примерно треть, выздоровевших две трети, и всё это протекает на фоне стихийных протестов и количества безработных, достигшего 30 миллионов.» «В Швеции заговорили о сокращении продолжительности жизни, а более 70% из заболевших в тяжёлой форме умерли.» Что это — работа вируса, или плоды хаоса и системного паралича здравоохранения?

Обнаруживается, что ни игнорирование процесса, ни исключительно противоэпидемические меры не спасают. Алгоритма «правильного» реагирования не существует. Да, действительно, существуют проверенные временем алгоритмы противостояния эпидемиям, но не эпидемиям нового типа — эпидемиям, поддержанным информационным ударом. Первая такая опасная эпидемия типа «Эбола» миновала Мир, угаснув в Центральной Африке.

Подобного рода проблемы хорошо проработаны в древней стратегической игре Го (囲碁): там достижение абсолютной безопасности приведет к потере очков и к проигрышу (аналог экономических потерь при карантине), курс на безудержный захват очков (аналог игнорирования карантина ради работы экономики) также приводит к поражению. В Го выигрышных алгоритмов не существует, игрок вырабатывает в себе искусство баланса, чередуя ходы на безопасность, на выгоду и … на атаку соперника. В современных геополитических джунглях без этого смерть, точно так же, как и на гобане, игровой доске Го.

В Японии в период Токугава (яп. 徳川幕府 Токугава бакуфу) к Го относились как к методике воспитания правителя-стратега. На доске отрабатывалось искусство создания обстоятельств, в которых соперник постепенно чахнет; искусство объединять в синергетическом взаимодействии множество разнонаправленных сил; искусство достигать цели на фоне дефицита ресурсов, эти ресурсы создавая. Сёгуном Токугава Иэясу (徳川 家康) была основана академия Го, в которой шлифовалась эта трудно формализуемая практика. В конце 1940-х годов в США в Пентагоне изучали эту игру и пришли к выводу, что Го является моделью войны XXI века или мира XXI века.

Несколько идей из игры Го, которые могут быть полезны

Наблюдение № 1. Выживание — это одна из возможных стратегий, не всегда оптимальная. В Го вы можете выживать, прижимаясь к краю игрового поля. Можете бежать - расти в центр с помощью легких форм (быстрые широкие шаги в нескольких направлениях одновременно). Также можете выжидать, начиная игру в другом месте и предлагая обмен (стратегия тэнуки или пропуска хода). Выживание или окапывание можно делать только там, где есть достаточная территория. Понятно, что это работает в игре, а жизнь намного сложнее. Несмотря на это необходимо отметить, что Го рекомендует отказаться от выживания, если есть более продуктивные идеи для ходов.

Наблюдение № 2. Кризис – это когда всё сразу плохо. Китайские философы говорили, что лечить болезнь, когда она уже появилась — это поражение. И потому Сунь-цзы называет штурм крепостей худшим планом. Хотя из истории войн мы знаем мало примеров, когда удавалось победить без них. На доске Го кризисные ситуации называют "сломанной позицией". Она не может быть исправлена быстро и без потерь. Какое-то время любой шаг несет минус. Трудность еще и в том, что вы считаете, что делали хорошие ставки, а попали в сломанную позицию, образ мышления-то не поменялся. Что рекомендовано в этом случае – ставить камни-мультипликаторы, которые сразу нацелены на несколько целей. Это помогает нарастить скорость изменений и сохранить размытость фокуса, пока не ясно, куда идти и что выстрелит (когда поняли, то сразу фокусируетесь). Об этом буквально больно думать, поэтому игроки хватаются за голову. Чем больше вы найдете таких стратегических ходов, тем быстрее выйдете из кризиса. Противоположная история, когда игрок "сливает" партию, не пытаясь управлять игрой и пассивно ожидая, что ситуация сама улучшится (так тоже бывает, но очень редко).

Наблюдение № 3. Когда молодой советский журналист впервые попал на передовую в Карелии в 1941 году, он с удивлением заметил, как по-разному люди реагируют на минометный обстрел. Миномет - оружие неприцельной стрельбы. Мины летят хаотично, их много. Одни (в основном вновь прибывшие) пытались убегать от мин, перебегая с места на места: то под деревом присядет, то на поляну выбежит, то опять отбежит как ему кажется в безопасное место. Другие старались укрыться от обстрела, но в целом не обращали на него внимание и продолжали делать то, что им нужно было делать. Делали главное - строили блиндажи, готовили еду, чистили оружие, готовились к сражению. По наблюдению корреспондента, те, кто бегали туда-сюда, погибали намного чаще, чем те, кто научились жить и действовать в реальности обстрела, как будто его нет эмоционально, но беря его в расчет. Не суетясь и не подставляясь. Большие стратегии игнорируют конъюнктуру, но при этом они изменчивы и очень реактивны. Уоррен Баффет сделал свою первую инвестицию на рынке акций весной 1942 года. Он запомнил тот день, так как тогда японцы захватили Сингапур, и рынок акций США упал на 3 процента. Баффет приводит этот пример как иллюстрацию, что не бывает хороших и плохих дней для инвестиций. В долгосрочной перспективе все вырастет, главное не попасть под мину. Но это уже другая история.

Что рекомендует игра Го. Осмотреться и понять, в какой вы ситуации. Есть 4 варианта:

- слабый камень в слабой позиции. Такой лучше жертвовать или продать, обменять. Если пожертвовать невозможно, то нужно усиливать камень, выживать любой ценой, главное быстро

- сильный камень в слабой позиции - менять окружение, уходить, двигаться в новое место, играть на влияние

- слабый камень в сильной позиции. Тут, конечно, нужно камень менять. В этом случае играют на территорию, укрепляют слабака

- сильный камень в сильной позиции - правило простое: богатый не ищет ссор.

В качестве резюме картинка. Модели игры Го простые, но этой простоты часто не хватает в качестве ориентира. На игровом поле два "периметра": черный и белый. Количество камней равное - 10 штук. А площадь, которую периметры очертили, разная. У белых в 2,5 больше территория, чем у черных. В чем секрет? Белые идеально вписали свои камни в тот участок, на котором они играют. Так, чтобы добиться максимальной отдачи. А черные поставили их так, как им самим показалось хорошо.

«Что такое COVID-19?» или заметки игрока в Го
33
Начать дискуссию