Цифровой двойник государства или будущее государственного управления

Цифровой двойник государства или будущее государственного управления

Еще в 1946 году, имея в виду угрозу для человечества от ядерного оружия, Альберт Эйнштейн писал: «Вы никогда не решите возникшую проблему, если сохраните, то же мышление и тот же подход, которые вас к ней привели».

С тех пор человечество действительно чудесным образом сумело избежать ядерной войны. Но такого результата удалось достичь, во многом благодаря лидерским качествам управленцев того времени и их решимости сохранить и спасти мир. Яркий пример тому ­— «Карибский кризис» 1962 года, когда лидеры двух супердержав, США и Советского Союза, несмотря на противоречия и «холодную войну», смогли договориться и принять правильное решение.

Сегодня человечество столкнулось с новой глобальной угрозой. Но вирусная «бомба» COVID-19 была сброшена на весь мир, и ни одна страна не осталась в стороне. Если считать «Испанку» 1918 года, то можно смело предположить, что сейчас идет вторая «вирусная» мировая война. В этой войне враг «невидим» и пока еще плохо изучен. Ситуацию усугубляет также отсутствие глобального лидерства и единого для всех плана действий. А ведь в этой войне, как и в любой другой, прежде чем ринуться в бой, крайне важно (основываясь на информации о противнике) своевременно разработать оптимальную стратегию, выиграть битву сначала на бумаге и в голове, а лишь затем — идти и побеждать. Ибо, как уверяет Сунь Цзы в своем трактате «Искусство войны», «тактика без стратегии — просто суета перед поражением».

Вся история человечества основана на череде событий, решений и их последствий. Однако нынешний кризис невероятно сократил эту цепочку. Сегодня последствия от принятого правительствами решения становятся наглядными спустя практически несколько дней — по скорости распространения вируса и количеству смертей.

Исследования Колумбийского университета показывают, что своевременное — буквально на неделю раньше! — введение в стране карантинных мер позволяет сохранить несколько десятков тысяч жизней. Но эти же, весьма необходимые меры, в свою очередь, неуклонно ведут к беспрецедентному повышению уровня безработицы и, как следствие, к серьезной глобальной экономической рецессии. А всё это, как учит история, неизбежно вызывает утрату доверия к демократии, возрождает идеологию ненависти, возносит популистов к вершинам власти и приводит к распространению национализма и протекционизма. В итоге — неизбежно приближая человечество к сбою глобализации и новой всемирной войне.

Проводя исторические параллели с тем, что наблюдается сегодня, можно заметить, что мы раз за разом повторяем те же ошибки, и более того — несмотря на технологический прогресс, используем те же методы для их решения, особенно в государственном управлении.

Такое положение дел на фоне возрастающей скорости передачи информации (прямо пропорциональной скорости распространения вируса), благодаря новейшим технологиям и социальным сетям, лишь ускоряет цикличность повтора кризисов. Ввиду ограниченности времени, это еще больше затрудняет выход из них. И, как результат, максимально усложняет причину, превращая даже простую проблему в злободневную (wicked problem). Скорость, с которой массовые протесты против полицейского насилия и расизма, спровоцированные гибелью Джорджа Флойда, охватили сначала США, затем весь мир и перешли в массовые беспорядки в ряде американских городов — явное тому подтверждение. И если мы продолжим лишь латать дыры, не извлекая уроков из происходящего, если не внесем изменения в систему государственного регулирования отдельных стран и мира в целом, то очень скоро станем свидетелями такого учащения волн новых кризисов, что перманентное пребывание в кризисном хаосе станет, увы, нормой жизни.

А ведь уже сегодня есть зачатки решений и технологии, которые в скором будущем помогли бы решить отдельные проблемы, объединив которые, у нас появился бы шанс бороться и с глобальными кризисами. К примеру, совместная работа исследователей компании Salesforce и Гарвардского университета позволила создать искусственный интеллект AI Economist, цель которого — использование машинного обучения для моделирования экономических моделей, тем самым предоставляя возможность политикам (policy makers) создавать и тестировать предложения в симуляционной среде.

Однако для достижения наиболее эффективного результата, который позволил бы искусственному интеллекту увеличить скорость принятия решений в государственном управлении, необходимо не просто ускорить тотальную цифровизацию, но и провести кодирование законодательного процесса, сделав его машиночитаемым. То есть, презентовать и структурировать информацию и дату таким образом, чтобы компьютер смог ее обработать без человека или с его минимальным участием. В Новой Зеландии уже ведутся работы в этом направление, а во Франции по проекту правительства www.beta.gouv.fr создан Mes Aides — сервис, который менее чем за 7 минут может оценить право человека на получение 30 льгот, на основе кодированных правил налогообложения.

Очевидно, что мы лишь в самом начале долгого и тернистого пути синергии государственного управления и искусственного интеллекта. Этот путь выявит все возможности и лимиты такого подхода. Однако начать его преодоление необходимо уже сегодня. Война с новым типом «невидимого врага» показала всем, насколько уязвимо человечество, и как глубоки его социально-экономические проблемы, ждущие своего решения еще со времен Великой депрессии. Несмотря на значительный технологический прогресс, который, безусловно, даровал человечеству беспрецедентные возможности для развития, мы вновь оказались на грани кризиса. Но если ранее при решении такого рода проблем мы надеялись на лучшие умы и выдающихся лидеров, последствия от решений которых можно анализировать в ретроспективе спустя много лет, то сегодня появилась возможность создать фактически «цифрового двойника» своего города, страны (а в идеале — всей планеты Земля) для оптимизации, эффективности и увеличения скорости принятия верных решений на основе информации, поступающей в режиме реального времени. И если история за все прошедшие века так и не смогла ничему научить человека, то сейчас она вполне может (и более того — должна!) научить искусственный интеллект не повторять ошибки прошлого.

Победив врага на цифровом поле, мы сможем победить его и в реальной жизни. Как говорила антрополог Маргарет Мид: «Помочь другому человеку в трудное время — это поступок, с которого начинается цивилизация». Настало время, когда помощь необходима всему человечеству. На этот раз — со стороны Искусственного Интеллекта. А значит, мы на пороге возникновения новой цивилизации.

55
3 комментария

Не может ИИ обладать стратегий, но может помочь в скорости принятия тактических решений в рамках выработанной человеком стратегии. И опять таки, не может ИИ подсказать среднеарифметическую идеологию между противоречивыми и противоборствующими идеологиями и экономическими противоречиями, если в головах людей не найти способ созидания на глобальном рынке, взамен войны за конкурентные преимущества. Так что, не надо наделять программные алгоритмы, как бы они ни были совершенны, божественными свойствами. А то выглядит, как реклама. А реклама - это манипуляция.

1
Ответить

Вы правы, речь идёт больше о скорости принятия решений. OECD сейчас готовит первичный отчет по поводу возможности «кодирования» законов. Если интересно вот линк https://oecd-opsi.org/seeking-your-feedback-on-draft-rules-as-code-primer/ 

Ответить

Рой (именно рой) "осчастливленных" Агапитов, не способных ни к творчеству, ни к высокой любви, ни к даже размножению.
Вы просто не понимаете всю тьму ваших мыслей в отсутствии цепочки причинно-следственных связей.
Вы слишком заигрались с идиллическими картинками "вкалывают роботы, а не человек". Все будет по-другому, выше я чётко описала как.
Читайте философов и социальных футурологов. Все ходы уже описаны. А вы ведете к уничтожению человека, как вид. Незавидную роль вы себе выбрали, очнитесь и осознайте.

Ответить