Помогаем ребенку справиться с застенчивостью и неуверенностью

Родителю бывает трудно разграничить застенчивость и неуверенность в себе у ребенка. Разбираемся, чем отличаются эти понятия и как можно помочь ребенку преодолеть его трудности. Фото: www.freepik.com 
Родителю бывает трудно разграничить застенчивость и неуверенность в себе у ребенка. Разбираемся, чем отличаются эти понятия и как можно помочь ребенку преодолеть его трудности. Фото: www.freepik.com 

Каждый родитель желает видеть своего ребенка уверенным, активным, инициативным, самодостаточным. И это естественное желание каждого родителя - видеть в своем ребенке одного из лучших среди сверстников. Но дети все разные, кто-то более активный и инициативный, кто-то менее. Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то не очень. Такая разница в поведении детей часто становится предметом обсуждения и переживания у родителей.

Чтобы понять, как помочь ребенку, необходимо разобраться какой у вас ребенок, и что с ним, как вам кажется, не так. С этим нам поможет Нина Николаевна Чупракова, старший преподаватель кафедры «Юридическая психология и право» МГППУ.

На первый взгляд по поведению скромные и неуверенные в себе дети не отличаются: они не очень любят находиться в центре внимания, не ждут, что их похвалят за очередной успех, не проявляют инициативу. На самом деле это разные дети, и в одном случае помогать им становиться другими не целесообразно, в другом случае, наоборот, сомневающимся, неуверенным детям необходима помощь и поддержка.

Так как же отличить скромность от сомнений в себе?

Скромность:

· вы можете что-то сделать, но считаете это неуместно на данный момент,

· не хотите что-то делать напоказ,

· не склонны к тщеславию и горделивости,

· нет сомнений, что что-то вы делаете не так,

· вам комфортно быть в своей собственной компании.

Застенчивость и неуверенность:

· вы боитесь быть неправильно понятым, оцененным не так, как хотелось бы или представляется, и именно поэтому не делается ничего, что хотелось бы.

«В детстве мы узнаем о себе только из слов к нам близких» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

У маленького ребенка образ себя строится извне. Каким его видят значимые взрослые, и что и как они говорят о нем, таким ребенок и начинает себя видеть и воспринимать. Вот почему так важно, чтобы его любили, уважали, понимали и признавали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы он был успешен в делах, чтобы мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Ребенок ждет от вас подтверждений того, что он хороший, самый лучший, что его любят ни за что-то, а просто за то, что он есть, что он может справляться с простыми, а иногда и со сложными делами. Именно на этом строится и формируется базис уверенности и самодостаточности у ребенка.

Именно в отношениях с родителями формируются первичные представления ребенка о самом себе. Переоценить влиятие этого факта трудно, ведь во взрослый возраст мы отправляемся с убеждениями из детства. Фото: www.freepik.com
Именно в отношениях с родителями формируются первичные представления ребенка о самом себе. Переоценить влиятие этого факта трудно, ведь во взрослый возраст мы отправляемся с убеждениями из детства. Фото: www.freepik.com

Формула развития уверенности проста: чтобы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов! В каком возрасте нужно развивать уверенность в ребенке? С самого рождения и на протяжении всего его взросления. Да и во взрослой жизни любой человек чувствует себя более гармонично, если есть поддержка и понимание близких значимых для него людей. Для этого важно общаться с ребенком и поддерживать чувство его самоценности.

Что еще важно учесть при выстраивании отношений с вашим ребенком, чтобы он был уверенным, самодостаточным, не сомневающимся в себе, с адекватной самооценкой и с ощущением самоценности?

  • любить его, принимать его таким , какой он есть;
  • быть с ним в контакте, слушать его переживания и не игнорировать его потребности;
  • заниматься и играть с ребенком, чтобы вы общались и взаимодействовали в совместной деятельности (читать, играть, заниматься, трудиться и т. д.);
  • быть рядом, когда ему сложно с чем-то справляться и не вмешиваться в его занятия, если он справляется сам;
  • не отказывать, когда просит о помощи и быть рядом в его успехах;
  • доверять своему ребенку, делиться своими чувствами;
  • учить конструктивно разрешать конфликты, а не бояться, не избегать их;
  • общаться и взаимодействовать с ребенком приветливо и доброжелательно;
  • улыбаться, говорить ребенку, что вы его любите и обнимать почаще, 4-5, а лучше 8 раз в день.
Результаты будут ошеломительные. Ребенок будет расти спокойным, уверенным в себе, самодостаточным. А еще таким же доброжелательным, коммуникативным, в гармонии с самим собой и с окружающим миром.
Начать дискуссию