Как оценить собственную идею, перед тем как искать инвестора

Осторожно! Статья испещрена разочаровывающими инсайтами и может вызвать приступ легкой безысходности и бессмысленности любых начинаний.

Автор: grinvalds | Источник: Getty Images/iStockphoto
Автор: grinvalds | Источник: Getty Images/iStockphoto

Начинать поиск инвестора и инвестиций в свой проект стоит с вопроса "а стоит ли оно того" вообще, и есть ли в нем смысл, или нет. Только давайте сразу без драмы договоримся - мы с вами поддерживаем любые идеи и любые инициативы, и не станем впадать в экзистенциальную тоску по поводу придуманного кем-либо нового убера или инстаграма.

Как оценить идею проекта

Прежде чем мы разберем, как отделять зерна от плевел, и оценим жизнеспособность собственной идеи, давайте немного поработаем над своим критическим мышлением и примем как данность нижеследующие установки:

1) Любая придуманная мной идея - так или иначе уникальна.

2) Любая придуманная мной идея уже приходила кому-либо в голову, и возможно кто-то ее пытался реализовать и реализовывал.

3) Моя идея ничего не стоит пока не примет какую-либо универсальную форму.

Эти установки лучше всего повторять про себя как мантры каждый день, чтобы как можно раньше перестать летать в облаках, и немного абстрагироваться от потрясающего мира стартапов, погрузившись хотя бы кончиком пальца в пучину проектной деятельности.

Когда мы приняли эти установки как данность, и смирились с их объективной истинностью, мы можем более менее трезво взглянуть на свой проект и оценить, насколько он жизнеспособен.

Следует отметить, что рамках проектной и бизнес-деятельности мы оцениваем жизнеспособность проекта по тому, какую, сколько и как долго он способен приносить пользу широкой аудитории. Проще говоря - если у стартапа есть социально-значимая ценность, конвертируемая в твердую валюту, его можно считать жизнеспособным.

Таким образом, принимая во внимание три установки, мы будем оценивать собственный проект с точки зрения его пользы для широкой аудитории. В таких условиях нам уже гораздо проще сформулировать простую методологию оценки. С чего же начать оценку?

Методология оценки проекта

Частая проблема основателя - это сильная любовь к своей идеи, привязанность. Основатель, не особо умудренный опытом, склонен холить и лелеять свою идею, концепцию, стартап, и примерно с такими же отеческими чувствами потом несет всё это инвестору, стараясь в нем пробудить те же самые эмоции.

Но проектный менеджер (коим по сути и является стартапер) должен как минимум быть нейтрален к своей затее, а как максимум - мотивироваться раздражением её неполноценности. Если основатель мотивируется тем, что его идея неполноценна - значит он видит её слабые стороны, знает как их можно улучшить и что для этого можно и нужно делать.

Поэтому оценивать проект мы будем не как воодушевленные основатели, а как суровые скептики, комментаторы и надменные инвесторы. Именно на место этих людей вам нужно себя поставить, чтобы как можно объективнее взглянуть на свою идею. Ваша задача в оценке идеи найти как можно больше факторов, которые будут ставить вас как основателя в тупик. И чем больше таких факторов вы найдете и не сможете дать на них ответ - тем менее живуча ваша идея.

Чтобы понять, способна ли ваша идея стать объектом инвестиций, реальным проектом и перспективным долгосрочным бизнесом, нужно ответить на несколько вопросов. Из ответов на них сложится понимание, какие шансы у идеи стать чем-то большим.

1) Есть ли у моей идеи уже примеры реализации, и если есть - то как много и как давно они существуют.

Здесь мы проверяем "уникальность" задумки. Хорошо, если основатель оценит свой проект не только с позиции "есть конкуренты/нет конкурентов", но и с позиции мелочей, которые есть в его задумке, и нет ни у кого на рынке. Ответ на этот вопрос - должен помочь понять, есть ли кардинальные и весомые отличия продукта от конкурентов на рынке или нет.

2) Достаточно ли хорошо я/моя команда знаем сферу своей идеи и основных игроков рынка?

Сложно быть не предвзятым к себе, но попробуйте ответить на этот вопрос как можно честнее. Хорошо если у вас получится что-то вроде "знаю, но не особо много". Знать всё невозможно, хорошо знать могут рынок только люди с очень большим опытом в нём, и если вы таким являетесь, мы уверены что оценивать собственные идеи проектов у вас нет никакой нужды. Для остальных же ответ на этот вопрос послужит маркером того, насколько он компетентен в сфере, в которой хочет реализовать идею.

3) Есть ли у моей идеи практическая ценность и решает ли моя идея какую-то объективную/общеизвестную проблему?

Тут все просто. Если в ответе на первый вопрос вы ответили списком из 10-15 примеров реализации вашей идеи, то значит ваша идея вероятнее всего решает какую-то конкретную проблему, и это прекрасно. Чтобы определить, есть ли у идеи практическая ценность, достаточно предложить её как альтернативу существующим решениям хотя бы десяти незнакомым людям, к примеру в качестве опроса. Это позволит очень быстро понять усредненное отношение обывателей к новому решений. Плохая новость в том, что при наличии 10-15 конкурентных примеров в первом вопросе, ваша идея вероятно, ничем особым не выдается.

4) Можно ли реализовать прототип моей идеи с минимальными затратами или без них совсем.

В 90% случаях это можно сделать. Не напрямую, но в рамках подтверждения гипотезы - возможно. К счастью, рынок устроен так, что люди покупают информацию о продукте раньше, чем сам продукт. Если же вы считаете, что вашу идею нельзя реализовать ни в каком виде для практического подтверждения её жизнеспособности, скорее всего вы слишком сильно привязаны к ней и хотите видеть её только как готовый продукт, опасаясь, что ваша гипотеза не подтвердится на практике и идею нужно будет менять или отказывать от неё.

Эти простые 4 вопроса, с не самыми простыми на них ответами, позволяют сэкономить массу времени и быстро проверить идею на жизнеспособность. Только давайте честно - прочитав эту заметку и быстро мысленно ответив на эти вопросы в голове вы не проверите свою задумку. Вы просто последуете своим установкам "хозяина идеи" и будете её оберегать от любого негатива. Мы же рекомендуем вам для начала встать на место того, кто впервые слышит о вашей идее и с позиции этого человека ответить на эти вопросы. А чтобы немного закрепить методику, разберем её на живом примере одного проекта.

Что произошло с стартапом, который вовремя не оценили на живучесть

Предлагаем Вам угадать, чем закончилась эта совершенно реальная история, и какой бы у нее мог быть исход, если бы к ней были заданы описанные вверху вопросы.

2016 год. У трех "основателей" с разным опытом в разных сферах (Horeca, Маркетинг, Спорт) рождается "гениальная" идея сделать универсальный инструмент для микрозаймов, чтобы любой желающий мог в пару кликов получить подходящий ему заём. Идея рвала шаблоны перспективами быстрого дохода, каждый день обрастала новыми киллер-фичами, и в какой-то момент наконец-то было принято решение превращать идею в реальность.

Для этого было решено привлечь в проект инвестиции от частного инвестора в виде займа, с условием возврата тела займа и дивидендов в течение 2 лет. Непосильным трудом инвестор был найден, в красках был представлен проект (к слову сказать, почти без какой-либо презентации, все буквально на словах), и вот - у проекта появляется бюджет. Команда основателей, ошеломленная открывающимися для них перспективами поспешила тут же оформить на себя юр.лицо (что примечательно - без участия инвестора), и наконец-то начать делать проект.

Суть проекта была в создании онлайн-площадки по автоматическому подбору микрофинансовых организации, а деньги появлялись как комиссия за приведенных клиентов, оформивших успешно займ. Забегая вперед, стоит сказать, что основатели придумали "лидогенерацию на МФО через партнерки".

Реализация проекта сразу пошла как-то нехорошо - найденный подрядчик срывал сроки, морочил голову, площадка не получалась никак, деньги утекали в разработку без каких-либо результатов. Когда стало понятно, что разработчик окончательно перестал отвечать требованиям, команда быстро находит новых разработчиков и делает так называемый pivot - теперь инструмент это не автоматизированный подбор МФО, а платформа-фильтр, показывающая подходящие МФО по паре ключевых параметров поиска. MVP родился за две недели, и дальше нужно было просто привлекать трафик, прогоняя его через золотоносную жилу. Неумелый маркетинг окончательно дал понять, что проект верным курсом идет ко дну, и немного посопротивлявшись неминуемому концу, было принято решение закрыть проект. Последней каплей стал не целевой расход бюджета проекта одним из его основателей, что в итоге благоприятно сказалось на завершении проекта.

33
Начать дискуссию