{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Кто есть кто на рынке консалтинга, как выбрать и какие выгоды вы получаете?

Olga Korol

Давайте разберемся какие же бывают и чем отличаются консультанты.

Трекер – человек, который обладает методологией роста компаний, продуктовым подходом. Эффективность измеряется в кол-ве изменений, которое произошло с компанией за время работы с ней трекера. Навыки трекера: разработка стратегий, целеполагание, планирование и проверка гипотез, формулировка ценностных предложений, проведение проблемных и решенческих интервью, диагностика процесса продаж, настройка аналитики и моделирование unit-экономики, определение компетенций команды и распределение обязанностей между сотрудникам.

«Мы покажем вам то, о чем в вашей команде молчат!»

Часто в компании не осознается проблема, так же проблема может скрываться от собственника или же ее просто не видно изнутри бизнеса. В этом случае необходима помощь специалиста – трекера, который поможет выявить проблематику и выстроить путь к ее устранению. Помимо методологии продуктового подхода, трекер может помочь с экспертизой в сильной для него сфере, направит к узкому специалисту или подскажет материал для самостоятельного погружения в проблематику.

Консалтер – к нему вы приходите уже с конкретной проблемой в конкретной области. Основная цель консалтинга – содействие управляющему звену бизнеса в достижении установленных целей.

Бизнес консалтинга настолько разнообразен. Специалисты, привлеченные со стороны, могут заниматься подбором персонала, оказывать юридические услуги, находить решение управленческих проблем. Наиболее часто бизнес обращается в консалтинговые компании по бухгалтерским и юридическим вопросам, вопросам маркетинга, подбора кадров, финансов, управления, обучения.

В зависимости от метода, можно выделить следующие типы консультаций: Экспертный предполагает ответ специалиста на вопрос клиента. Может разделяться на две стадии: диагностика проблемы, и ее решение. Довольно часто после экспертного консультирования, требуется внедрить найденное решение, и тогда применяется процессный консалтинг. Процессный консалтинг подразумевает совместную работу специалистов консалтинговой компании и персонала клиентского предприятия, в том числе и его руководящего состава. В процессе разрабатываются и внедряются решения по оптимизации различных направлений деятельности. Этот тип консалтинга требует длительного времени, поскольку консультант сопровождает сам процесс изменений. Обучающий консалтинг – принимает форму различных образовательных мероприятий: семинаров, сопровождающихся консультациями.

Тьютер – что-то сродни учителю или наставнику в восточном понимании этого термина. Его задача ― не просто читать лекции и принимать экзамены, а быть в постоянном личном контакте с бизнесменом: объяснять, направлять, подсказывать, проверять, насколько хорошо бизнесмен усваивает знания, а также рекомендовать ему, какие учебные материалы использовать и на какие аспекты изучаемого предмета нужно обратить внимание в данный момент. Тьютору прежде всего необходим огромный практический опыт в изучаемой сфере, чтобы иметь возможность подсказать обучаемому, каким образом на практике решается та или иная проблема. Но именно подсказать, а не предложить готовое решение, так как в задачи тьютора входит также развитие у бизнесменов способности творчески мыслить и самостоятельно выбирать решение из нескольких возможных вариантов. Профессиональный проводник в мире обучения и есть тьютор. Он сам пригласит ваших сотрудников на бизнес-школу или отрекомендует узкоспециализированные курсы, пригласит на тренинги или семинары, а также устроит тьютериалы – такие групповые дискуссии, где вырабатываются актуальные решения насущных проблем.

Коуч – используя специальные методики, сопровождает клиента из точки А – текущего состояния, в точку В – состояние, которое клиент хочет достичь. Иными словами, коуч – это «проводник» к цели, но человек идет к ней сам. Тем способом, тем темпом и в том направлении, которое самостоятельно для себя выбрал. Коуч не предлагает решений, а стимулирует их поиск самим клиентом.

Коуч необходим, если у клиента есть желание что-то поменять в карьере, найти новое направление в бизнесе, но нет четкого понимания, что именно и каким образом. Тогда желаемое состояние – это ясность, наличие плана. Если в компании назрела потребность в изменениях, но их трудно осуществить. Тогда цель – выработать структуру, определить приоритеты и создать план действий. Если человек хочет развить в себе какой-то навык, нужный ему для достижения стратегической цели (например, делегирование). Задача – овладение навыком до определенного уровня, раскрыть собственный потенциал, распределить ресурсы: знания, время, энергию и понять, чего не хватает для развития и роста.

Коуч, не предлагает готовых решений, не дает советов и рекомендаций. Коучинг исходит из принципа, что все ответы находятся внутри самого человека, не передает своих знаний, не делится опытом и экспертизой, в коучинге позиции равнозначны, не работает над решением проблем, с болью, травмами, дискомфортом, а работает с задачей, целью.

Основной инструмент в коучинге – вопросы. Они направлены на то, чтобы сформировать в человеке осознанность.

Бизнес тренер - Бизнес-тренеры обучают владельцев бизнеса, менеджеров и персонал знаниям и навыкам, полезным для развития дела. Бизнес тренер готовит программы обучения и проводит семинары для сотрудников, тренинги, личные консультации. Эта должность может быть штатной, например, в крупных компаниях. Также специалистов могут приглашать для проведения отдельных или периодических тренингов.

Перед началом семинаров бизнес-тренеры разрабатывают программы, презентации, благодаря которым обучение становится интереснее и нагляднее. Семинары могут проводиться индивидуально или в группах.

В целом от бизнес-тренера требуется владеть следующими навыками и знаниями: глубокие знания в своей профессиональной области (маркетинг, реклама, менеджмент, тайм-менеджмент и другие) и наличие практического опыта, умение обучать других людей, умение выступать публично.

Как выбрать? Если вы уже определились кто вам нужен, то самый проверенный способ – это, на мой взгляд, рекомендации ваших знакомых. Вы скорее всего точно уже будете знать, что ожидать от работы с этим человеком, в чем его сильные стороны, с чем к нему можно прийти. Еще один способ – это наблюдение за личностью и его достижениями. Для этого подойдет FB, instagram, linkedin, tik tok (да, да и там можно уже встретить специалистов). Сейчас хороши любые инструменты для коммуникаций, каждый выбирает себе максимально удобный. Конечно форумы, ted, бинес клубы, все тематические мероприятия вашей отрасли или той отрасли к которой у вас появился запрос.

Правильно выбрать специалиста не так уж и сложно, если подойти к этому системно и включить критическое мышление. Обратите внимание на тех специалистов, которые не предлагают пакет готовых решений, а настаивают над изучением текущей проблемы и предлагают вводить изменения опираясь на найденные решения.

Совместимость. Вам должно быть комфортно работать! Обычно перед началом работы вы лично знакомитесь. Это может быть телефонный разговор, zoom, skype или личное общение. Занимает это обычно от 5 до 30 минут. Это даже не диагностика или интервью, а встреча для того, чтобы сверить жизненные ориентиры, посмотреть на одном ли языке вы общаетесь и насколько вам друг с другом комфортно. От этого «комфорта» будет зависеть эффективность работы. Специалист в свою очередь определяет, может ли он вам с этой проблемой помочь или нет.

Что ожидать? Безусловно решения вашего вопроса. Для этого вы и обращаетесь к специалисту.

Как оценить качество работы? С каким запросом вы пришли к эксперту, вы получили ответ на свои вопросы?

Иногда оценку качеству работы можно выразить в цифрах – это самый универсальный язык, иногда оценку качества работы можно выразить в количестве изменений, которые произошли с вами, вашей фирмой за время и после сотрудничества. Не забывайте об отложенном результате, который может проявиться не сразу.

Какие выгоды вы получаете от работы с экспертом? Первое – это возможность дотянуться до знаний и методик, которыми вы и ваша команда не обладаете, ресурсы все же ограничены. Работа может быть разовой или проектной. Вы не раздуваете штат, но берете все самое лучшее и инновационное. Свежий взгляд со стороны, часто бывает так, что взгляд у собственника и команды замыливается и очевидные вещи перестают быть таковыми. И если быть честными перед самими собой, случается и так, что ваша команда молчит о каких-то вещах, по разным причинам, эксперту это как раз не выгодно делать.

Для стороннего эксперта, в свою очередь, крайне важна репутация, время и перспективы вашего сотрудничества. Чем быстрее вы получаете видимый и ощутимый результат, тем эффективнее работает специалист, тем выше его ценность.

Как правильно договориться с экспертом? Тут универсальной формулы у меня нет. Мое мнение – начните договариваться! Как в любых переговорах, у всего есть цена, ко всем можно найти подход. В данном случае все проще, должны быть соблюдены взаимные интересы и паритет.

0
1 комментарий
Татьяна Алексеевна Ковалева

Спасибо за статью, тема, действительно, очень актуальная!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда