Религия хеттов: боги и легенды древней Анатолии

Народ, известный в современной историографии как хетты, принадлежал к индоевропейской языковой группе и около 2000 года до н.э. установил господство в Анатолии. Хетты, говорившие на индоевропейском языке, в какой-то момент начали подчинять себе автохтонные народы, говорившие на совсем иных языках, и этот процесс сопровождался культурной ассимиляцией, которая продолжалась даже после политического краха хеттской державы.

Рельеф 12 богов святилища Язылыкая. XII в до н.э.
Рельеф 12 богов святилища Язылыкая. XII в до н.э.

Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.

Хетты, несмотря на их ранние контакты с Месопотамией и Вавилоном, восприняли и ассимилировали значительную часть хурритской культуры, особенно в период их империи. В итоге в пантеоне хеттов бок о бок оказались боги шумерского, аккадского и хурритского происхождения. В пантеоне хеттов — огромное количество богов, одно из самых многочисленных среди политеистических верований. Давайте познакомимся с этой мифологией поближе, изучив величайших богов, включая главного бога хеттов, легенду о гигантском змее Иллуянке, исчезновении бога Телепину, легенду о Кумарби, повлиявшую на греческие мифы, и историю бога бури.

В городах и регионах, где жили хетты, стояли многочисленные храмы. В этих святилищах проводились ритуалы в честь богов и богинь. Хетты утверждали, что их пантеон насчитывал до тысячи божеств, однако в письменных источниках было выявлено только более 600 имён. Мифология хеттов испытала сильное влияние со стороны мифов Месопотамии, включая шумерские и вавилонские мифы, а также мифы народа хатти — коренного населения Анатолии, и даже мифы их врагов — хурритов.

Главным богом хеттов был бог бури Тешуб, а его супругой — богиня Хепат. Хетты поклонялись им как главным божествам. Тешуб, также известный как Тархун, был богом погоды. Его шумерским эквивалентом был Ишкур, в Вавилоне его называли Рамманом, в Аккаде — Ададом, а финикийцы знали его как Баала. У хурритов он был известен как Тешуб, а хатти называли его Тару, что означало «Победоносный». Изображения Тешуба можно увидеть в храме Язылыкая, одном из важнейших святилищ хеттов.

Главенство Тешуба было связано с тем, что он был верховным богом народа хатти. Именно Тешуб поддерживал космический порядок, закон в королевстве и защищал народ. Ветер, молнии, гром и дождь были его оружием. Тешуб был также связан с быком, и археологи находили множество изображений этого животного. Его супруга Хепат считалась богиней плодородия, семейных уз и материнства. Ей молились для увеличения плодородия и благополучия семьи.

Их сын Шаррума был богом гор и войны. Хетты обращались к нему за помощью в битвах. В одном из храмов был найден рельеф, изображающий его вместе с царём Тудхалией IV.

Ещё одним важным божеством был бог Ан, древнейший из шумерских богов и отец Тешуба. Согласно легенде, когда небесный бог Алаллу был царём богов, Ан служил ему, но однажды взбунтовался и сверг Алаллу в подземный мир. Позже его самого сверг Кумарби, который, по легенде, откусил Анну лицо и проглотил его. Кумарби был известен как бог зерна и считался отцом многих богов, включая Тешуба.

Энки, бог мудрости у шумеров, также упоминается в хеттской мифологии под именем Эйа. Хетты считали его защитником плодородия. Именно он противостоял другим богам, когда те решили уничтожить человечество потопом.

Среди других важных богов хеттов был бог солнца. Однако его почитание было разделено на несколько аспектов: богиня солнца Аринны (название города), бог солнца неба и богиня солнца земли. Эти божества отвечали за справедливость, свет и защиту людей от болезней.

Бог луны Кашу, имя которого переводится как «сияющая звезда», также почитался хеттами. В его честь ежегодно проводились фестивали. А Телепину, первенец Тешуба, был богом земледелия. Он следил за посевами, орошением и урожаем. Однажды Телепину разгневался и исчез, забрав с собой плодородие земли, что привело к голоду и разрушению всего живого. В этом мифе Телепину представлен не как типичный умирающий и возрождающийся бог растительности, а скорее как гневное божество, чье исчезновение вызывает катастрофические последствия на всех уровнях космической жизни.

Когда Телепину пропал, все природные процессы остановились: огни в очагах погасли, поля перестали плодоносить, животные прекратили размножаться, а люди погрузились в отчаяние. Даже боги были в смятении, и бог солнца отправил своих посланников на поиски Телепину, но безуспешно. В конечном итоге, богиня плодородия нашла Телепину, укусила его, и, разъяренный, он вернулся, но его гнев был столь силен, что потребовались магические ритуалы, чтобы успокоить его и вернуть покой в мир.

Одна из ключевых легенд хеттской мифологии — это битва Тешуба с гигантским змеем Иллуянкой. В первой версии мифа змей побеждает Тешуба, но с помощью других богов, особенно богини Иныры, Тешуб всё же побеждает чудовище. В другой версии змей вырывает у Тешуба глаз и сердце, но его сын возвращает их отцу, и Тешуб побеждает в финальной битве.

Также стоит упомянуть миф о Кумарби, который оказал огромное влияние на греческую мифологию. Кумарби восстал против Ана и сверг его, но тот наложил на Кумарби проклятие, породив богов, которые в будущем свергли бы его самого.

На фото: Боги и богини главной галереи в Язылыкая. Можно опознать следующие божества:
№ 40. Держит колос: бог зерна.
№ 39. Эа (месопотамский бог подземного моря и важное божество у хурритов).
№ 38. Сауска, хурритская Иштар.
№ 37, 36. Нинатта и Кулитта, служанки Иштар.
№ 35. Бог Луны, Кушух (сравни выше Шарри — Кушух).
№ 34. Небесный бог Солнца.
№ 32. Его символ, как установлено, олений рог: «Дух — покровитель».
№ 30. Подземное божество, чье хурритское имя, возможно, Хесуи.
№ 29–28. Группа, изображающая двух человекобыков, стоящих на символе Земли и подпирающих Небо.
За Хепат и Шармой следует длинная вереница женских фигур, символы которых сильно стерты; эти фигуры можно лишь предположительно отождествлять с хурритскими богинями. Блок со скульптурами, найденный в соседней деревне, ныне заполнил пробел между номерами 55 и 56 и показал, что № 56 — это еще одно изображение Сауски, природа которой была двойственной. Царь (№ 64), чья колоссальная фигура вырезана на контрфорсе напротив задней части камеры, — это Тудхалия, который, по-видимому, уже «стал богом», поскольку изображен попирающим горы. (О. Герни. Хетты. М.: Наука, 1987)

Важную роль в хеттской религии играли храмы, которые были не только местами поклонения, но и важными политическими и экономическими центрами. Так же, как и в других регионах древнего Ближнего Востока, хеттские боги «жили» в храмах. Жрецы и их помощники заботились о богах: умывали, одевали, кормили, развлекали танцами и музыкой. Иногда боги покидали свои храмы и отправлялись в путешествия, и отсутствие бога в городе могло служить объяснением неудач в молитвах. Храмы служили местом хранения государственных архивов, заключения договоров и проведения религиозных церемоний. Каждый храм был посвящён какому-то конкретному божеству и украшался его статуями и изображениями. Храмовые комплексы часто представляли собой сложные архитектурные сооружения, демонстрирующие богатство и могущество хеттских правителей. Некоторые из храмов были построены на возвышенностях, что подчеркивало их значимость и символизировало связь между землёй и небом.

Рельеф святилища Язылыкая. Царь с крылатым солнечным диском над головой.
Рельеф святилища Язылыкая. Царь с крылатым солнечным диском над головой.

Одним из наиболее известных символов хеттской цивилизации является «Солнечный диск» — медный диск, часто украшенный изображениями животных, таких как олени и быки. Эти диски использовались в религиозных церемониях и символизировали солнечную энергию, жизненную силу и божественное присутствие. Их находили в храмах и на других священных местах, и они играли важную роль в религиозных обрядах.

Барельеф из Аладжа-хююка. Царь, поклоняющийся быку (символу бога грозы)
 (О. Герни. Хетты. М.: Наука, 1987)
Барельеф из Аладжа-хююка. Царь, поклоняющийся быку (символу бога грозы) (О. Герни. Хетты. М.: Наука, 1987)

Хетты также были известны своими ритуалами, которые включали жертвоприношения, пиры и ритуальные танцы. Жертвоприношения были важной частью религиозной жизни хеттов и считались способом установить связь с богами и заручиться их поддержкой. Хетты приносили в жертву животных, таких как быки, овцы и козы, а также иногда совершали символические жертвоприношения продуктов, таких как хлеб и вино. Пиры, на которых вино играло важную роль, также являлись частью религиозных церемоний, на них приглашались как люди, так и боги.

Ритуальные танцы были ещё одной важной частью хеттской религиозной практики. Эти танцы исполнялись в честь богов и сопровождались музыкой и пением. Хетты верили, что такие танцы могут умилостивить богов и принести благополучие обществу. Ритуалы часто включали сложные движения и маски, изображающие богов и животных. Некоторые из этих танцев были связаны с аграрными циклами и исполнялись в определённые времена года, чтобы обеспечить хороший урожай.

Хетты были не только великими воинами и строителями, но и создателями одной из самых богатых и разнообразных мифологий древнего мира. Их вера в тысячи богов отражала сложность и многогранность их представлений о мире, где каждое божество играло свою уникальную роль.

Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.

Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.

11
Начать дискуссию