Пол Грэм: КОГДА делать то, что любишь

Перевод эссе Пола Грэма When To Do What You Love

Ведутся споры о том, стоит ли "следовать своей страсти". На самом деле на этот вопрос невозможно ответить простым "да" или "нет". Иногда вы должны, а иногда нет, но граница между "следует" и "не следует" очень сложна. Единственный способ дать общий ответ - это проследить его.

Когда люди обсуждают этот вопрос, всегда подразумевается "вместо того, чтобы". При прочих равных условиях, почему бы вам не поработать над тем, что интересует вас больше всего? Таким образом, даже постановка вопроса подразумевает, что все остальное неравнозначно и что вам приходится выбирать между работой над тем, что вас больше всего интересует, и чем-то другим, например, над тем, за что платят больше всего.

И действительно, если ваша главная цель - зарабатывать деньги, вы обычно не можете позволить себе заниматься тем, что вас интересует больше всего. Люди платят вам за то, что вы делаете то, что они хотят, а не то, что хотите вы. Но есть очевидное исключение: когда вы оба хотите одного и того же. Например, если вы любите футбол и достаточно хороши в нем, вам могут хорошо платить за то, чтобы вы играли в него.

Конечно, в таком деле, как футбол, шансы не в вашу пользу, потому что многим другим людям тоже нравится играть в него. Это не значит, что вам не стоит пытаться. Все зависит от того, насколько у вас развиты способности и насколько усердно вы готовы работать.

Шансы выше, когда у вас странные вкусы: когда вам нравится то, за что хорошо платят и что нравится немногим другим. Например, очевидно, что Биллу Гейтсу действительно нравилось руководить компанией по разработке программного обеспечения. Он не просто любил программировать, как многие люди. Ему нравилось писать программное обеспечение для клиентов. Это действительно очень странный вкус, но если он у вас есть, вы можете многого добиться, потакая ему.

Есть даже люди, у которых есть подлинный интеллектуальный интерес к зарабатыванию денег. Это отличается от простой жадности. Они просто не могут не заметить, когда цена на что-то завышена, и не могут ничего с этим поделать. Для них это как головоломка. [1]

На самом деле, это настолько впечатляющий пример, что он переворачивает все предыдущие советы с ног на голову. Если вы хотите заработать действительно огромную сумму денег — сотни миллионов или даже миллиарды долларов, — оказывается, очень полезно работать над тем, что вас интересует больше всего. Причина не в дополнительной мотивации, которую вы получаете от этого, а в том, что способ заработать действительно большую сумму денег - это создать стартап, а работа над тем, что вас интересует, - отличный способ найти идеи для стартапа.

Многие, если не большинство крупнейших стартапов, начинались как проекты, которые их основатели делали ради удовольствия. Apple, Google и Facebook начинали именно так. Почему эта модель так распространена? Потому что лучшие идеи, как правило, настолько необычны, что вы бы не обратили на них внимания, если бы сознательно искали способы заработать деньги. В то же время, если вы молоды и разбираетесь в технологиях, ваши подсознательные инстинкты относительно того, над чем было бы интересно работать, очень хорошо согласуются с тем, что необходимо создать.

Таким образом, существует что-то вроде промежуточного пика для зарабатывания денег. Если вам не нужно много зарабатывать, вы можете заниматься тем, что вас больше всего интересует; если вы хотите стать умеренно богатым, вы обычно не можете себе этого позволить; но если вы хотите стать сверхбогатым, а вы молоды и разбираетесь в технологиях, работайте над тем, что вам больше всего интересно это снова становится хорошей идеей.

Что делать, если вы не уверены, чего хотите? Что делать, если вас привлекает идея зарабатывать деньги, а некоторые виды работы привлекают вас больше, чем другие, но ни то, ни другое не является преобладающим? Как вы разрываете оковы?

Главное здесь - понять, что такие оковы только кажущиеся. Когда у вас возникают трудности с выбором между следованием своим интересам и зарабатыванием денег, это никогда не происходит из-за того, что вы полностью знаете себя и виды работы, которые вы выбираете, и варианты идеально сбалансированы. Когда вы не можете решить, какой путь выбрать, это почти всегда происходит из-за невежества. На самом деле вы обычно страдаете от трех видов невежества одновременно: вы не знаете, что делает вас счастливыми, на что на самом деле похожи различные виды работы или насколько хорошо вы могли бы их выполнять. [2]

В некотором смысле это невежество простительно. Часто бывает трудно предсказать такие вещи, и никто даже не говорит вам, что вам это нужно. Если вы амбициозны, вам говорят, что вам следует поступить в колледж, и это хороший совет, но на этом все обычно заканчивается. Никто не говорит вам, как определить, над чем работать, или насколько это может быть сложно.

Что вы делаете в условиях неопределенности? Обретите больше уверенности. И, вероятно, лучший способ добиться этого - попробовать работать над тем, что вам интересно. Это даст вам больше информации о том, насколько вы заинтересованы в них, насколько хорошо вы в них разбираетесь и какой простор для амбиций они открывают.

Не ждите. Не ждите окончания колледжа, чтобы понять, над чем работать. Даже не ждите прохождения стажировки во время учебы в колледже. Вам не обязательно нужна работа, связанная с x, чтобы работать над x; часто вы можете просто начать заниматься этим в той или иной форме самостоятельно. А поскольку выяснение того, над чем работать, - это проблема, на решение которой могут уйти годы, чем раньше вы начнете, тем лучше.

Один из полезных приемов для оценки различных видов работы - это посмотреть, кем будут ваши коллеги. Вы станете похожими на тех, с кем работаете. Хотите ли вы стать похожими на этих людей?

Действительно, разница в характере между различными видами работы усиливается из-за того, что все остальные сталкиваются с теми же решениями, что и вы. Если вы выбираете какую-то работу главным образом из-за того, насколько хорошо она оплачивается, вас будут окружать люди, которые выбрали ее по той же причине, и это сделает ее еще более душевысасывающей, чем кажется со стороны. Принимая во внимание, что если вы выберете работу, которая вам действительно интересна, вы будете окружены в основном людьми, которые действительно заинтересованы в ней, и это сделает ее еще более вдохновляющей. [3]

Еще одна вещь, которую вы делаете в условиях неопределенности, - это делаете выбор, устойчивый к неопределенности. Чем меньше вы уверены в том, что делать, тем важнее выбирать варианты, которые дают вам больше возможностей в будущем. Я называю это "держаться вверх по ветру" ("staying upwind"). Например, если вы не уверены, какая у вас специальность - математика или экономика, выберите математику; математика находится с вверх по ветру от экономики в том смысле, что позже вам будет легче переключиться с математики на экономику, чем с экономики на математику.

Однако есть один случай, когда легко сказать, стоит ли вам работать над тем, что вас интересует больше всего: если вы хотите проделать Великую Работу. Это не является достаточным условием для выполнения Великой Работы, но оно необходимо.

В советах о том, следует ли "следовать своей страсти", много предвзятости, и именно по этой причине. Большинство таких советов исходят от известных людей, добившихся успеха, и если вы спросите кого-то, кто известен своим успехом, как делать то, что делали они, большинство из них скажут вам, что вам нужно работать над тем, что вас больше всего интересует. И это действительно так.

Это не значит, что это правильный совет для всех. Не каждый может или хочет проделать Великую Работу. Но если вы этого хотите, непростой вопрос о том, стоит ли работать над тем, что вас интересует больше всего, становится простым. Ответ - да. В основе Великой Работы лежит своего рода амбициозное любопытство, и вы не можете его создать из ниоткуда.

Примечания

[1] Эти примеры показывают, почему ошибочно полагать, что экономическое неравенство должно свидетельствовать о какой-то сломленности или несправедливости. Очевидно, что у разных людей разные интересы, и что одни интересы приносят гораздо больше денег, чем другие, так как же не очевидно, что некоторые люди в конечном итоге станут намного богаче других? В мире, где одним людям нравится писать корпоративное программное обеспечение, а другим - мастерить керамику, экономическое неравенство является естественным результатом.

[2] Трудности с выбором между интересами - это другое дело. Это не всегда происходит из-за невежества. Часто это сложно по своей сути. У меня до сих пор возникают проблемы с этим.

[3] Не всегда можно верить людям на слово. Поскольку работать над тем, что тебе интересно, престижнее, чем руководствоваться деньгами, люди, которые руководствуются главным образом деньгами, часто заявляют, что их работа интересует их больше, чем это есть на самом деле. Один из способов проверить такие утверждения - провести следующий мысленный эксперимент: если бы их работа плохо оплачивалась, стали бы они подрабатывать чем-то другим, чтобы заниматься этим в свободное время? Многие математики, ученые и инженеры так бы и поступили. Исторически сложилось так, что многие так и поступали. Но я не думаю, что так поступили бы многие инвестиционные банкиры.

Этот мысленный эксперимент также полезен для определения различий между факультетами университета.

[1] Эти примеры показывают, почему ошибочно полагать, что экономическое неравенство должно свидетельствовать о какой-то сломленности или несправедливости. Очевидно, что у разных людей разные интересы, и что одни интересы приносят гораздо больше денег, чем другие, так как же не очевидно, что некоторые люди в конечном итоге станут намного богаче других? В мире, где одним людям нравится писать корпоративное программное обеспечение, а другим - мастерить керамику, экономическое неравенство является естественным результатом.

[2] Трудности с выбором между интересами - это другое дело. Это не всегда происходит из-за невежества. Часто это сложно по своей сути. У меня до сих пор возникают проблемы с этим.

[3] Не всегда можно верить людям на слово. Поскольку работать над тем, что тебе интересно, престижнее, чем руководствоваться деньгами, люди, которые руководствуются главным образом деньгами, часто заявляют, что их работа интересует их больше, чем это есть на самом деле. Один из способов проверить такие утверждения - провести следующий мысленный эксперимент: если бы их работа плохо оплачивалась, стали бы они подрабатывать чем-то другим, чтобы заниматься этим в свободное время? Многие математики, ученые и инженеры так бы и поступили. Исторически сложилось так, что многие так и поступали. Но я не думаю, что так поступили бы многие инвестиционные банкиры.

Этот мысленный эксперимент также полезен для определения различий между факультетами университета.

Thanks to Trevor Blackwell, Paul Buchheit, Jessica Livingston, Robert Morris, Harj Taggar, and Garry Tan for reading drafts of this.

22
Начать дискуссию