Почему Google не станет запрещать контекстную рекламу краткосрочных кредитов Статьи редакции

Колонка директора по маркетингу MoneyMan

В середине мая Google объявила, что с лета 2016 года прекратит размещать в своё рекламном сервисе AdWords объявления компаний, выдающих микрозаймы сроком до 60 дней.

Директор по маркетингу сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Илья Болтнев написал для vc.ru колонку о том, как запрет Google повлияет на положение на рынке интернет-рекламы и почему поисковик смягчит свою позицию.

Холдинг Alphabet, владеющий поисковой системой Google, сообщил на днях о том, что планирует приостановить размещение контекстной рекламы кредитов на срок до 60 дней в собственном рекламном сервисе AdWords с 13 июля 2016 года.

Это решение вызвало бурю негодования в финансовом сообществе США. Комментируя своё решение, поисковик ссылается на некие исследования, которые показали, что «такие кредиты могут привести к неподъёмным платежам и высоким ставкам для заёмщиков». Однако в американской Ассоциации финансовых услуг возмущены решением. The Guardian ссылается на вице-президента PDL-компании ACE Cash Express, который выразил крайнее разочарование решением и потребовал от Google предъявить исследования, на которые ссылается компания, аргументируя отказ от размещения контекстной рекламы краткосрочных кредитов.

Как отразится инициатива поисковика на сегменте краткосрочного кредитования в России и мире, а также на расстановке сил на рынке интернет-рекламы?

Примерно две трети поискового рынка в России принадлежит «Яндексу». Большая часть потребителей услуг микрофинансовых организаций в стране пользуются именно этим поисковиком. По данным MoneyMan, «Яндексом» пользуются 84% пользователей краткосрочных кредитов в России, для 16% основным поисковиком является Google. Поэтому в нашей стране запрет контекстной рекламы микрофинансовых организаций в Google AdWords не окажет существенного влияния на лидогенерацию.

Однако в глобальном масштабе Google является монополистом. Везде в мире, пожалуй, кроме России, Чехии и Китая. Поэтому иначе как волюнтаристским и нерыночным решение Google назвать нельзя. Складывающаяся ситуация в очередной раз демонстрирует, что конкурентные системы (в данном случае российская) для рынка выглядят более предпочтительными и эффективными.

На международном уровне нововведение Google окажет более существенное влияние. Сервис онлайн-кредитования MoneyMan работает не только в России, но также в Казахстане и Грузии, Испании и Польше. Мы уже обратились в местные подразделения Google за разъяснениями, но в европейских странах присутствия нашего бренда локальные команды поисковика нам ничего не смогли прокомментировать, сославшись на отсутствие расширенной информации.

В любом случае, отказ поисковика от размещения контекстной рекламы краткосрочных займов не станет препятствием для развития компаний альтернативного кредитования. Дело в том, что контекстная реклама не является основным каналом привлечения для всех финансовых компаний — и для банков, и для компаний небанковского кредитования. Самый большой онлайн-канал привлечения клиентов для финансовых компаний — CPA (так называемые партнерские сети). Поисковый платный трафик, запрет на который в июне планирует ввести Google, в сплите привлечения кредитных организаций занимает долю не более 20%.

В России бюджет, который бизнес использует в AdWords, перераспределится. Часть перетечёт в «Яндекс», если, конечно, компании не приблизились к предельной полезности канала контекстной рекламы в отечественном поисковике. Безусловно, в «Яндекс.Директе» несколько увеличится стоимость клика по запросам. Однако необходимо оценивать экономический смысл вливания освободившихся бюджетов в «Яндекс.Директ». Ведь таким образом достучаться до пользователей Google будет невозможно.

Другая часть бюджета, освободившегося из AdWords, будет направлена на поисковую оптимизацию в самом поисковике Google. И оставшаяся часть бюджета достанется другим каналам платного трафика.

Во всей этой истории важно правильно понимать, что именно не нравится Google. Ведь на самом деле, под запрет подпадает незначительная часть кредитных продуктов — только payday loans (займы с единовременным погашением) на срок до 60 дней. То есть компании смогут рекламировать PDL с большим сроком пользования. Также компании альтернативного кредитования выдают ilstallmnent loans – кредиты с погашением равными частями в равные промежутки времени, напримерр, раз в две недели, раз в месяц. Возможно, это придаст импульс развитию компаний небанковского кредитования, представляющих более «длинные» кредитные продукты.

А учитывая, какой резонанс история получает в США, где объём рынка краткосрочного кредитования составляет порядка $46 млрд, мы можем ожидать, что до 13 июля Google значительно смягчит свою позицию.

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Гришин

Ох, не могу удержаться, чтобы не добавить свои 3 копейки:
1. Gregory Golovanov, откуда данные кто пользуется и кто не пользуется услугами МФО, кому они нужны и кому нет? Я так понимаю, что об этом рынке вы ничего толком не знаете...
2. Чем МФО отличаются от банков? ставки те же (пересчитайте срок займа в МФО на процент переплаты и получите 2%*16 дней максимум = 32% по займу, что соответствует рыночной банковской ставке), коллекторы работают над взысканием одни и те же, продукт по сути один и тот же. Только банки хорошие, а МФО - плохие...
3. Речь в этой статье идет о том, что некая частная корпорация - монополист вопреки официальной позиции (что законом не запрещено, то разрешено) общества, вводит собственные правила игры на огромном рынке, т.е. создает прецент. Вы уверены, что это хорошо? А если завтра Гугл решит, что "котики" вредны для вашей психики и запретит их рекламу? А смеси для кормления младенцев вдруг начнут противоречить природе грудного вскармливания?

Ответить
Развернуть ветку
Gregory Golovanov

Комментарий к вашему мнению очень точен - ЦА всяких вулканов и пользователи микрозаймов очень схожи. Легко поддающиеся влиянию, малообразованные слабовольные люди. Не специалист по мфо, ваша правда, но приведённые примеры встречал лично. У меня много заказчиков, историю с наркоманами видел в одной из аптек. Приходит парочка такая. Парень с закатившимися глазами и девушка. Так прямым текстом и говорят - мы сейчас в "до зарплаты" зайдём, а вы нам 10 инсулинок и капель глазных отложите. Алкоголики такие встречались раза 4, а с парнем, гулявшем тёлочку на деньги из мфо в тренажёрке общался.

Да и кому туда ещё идти?) финансово грамотному человеку? У него без этого все хорошо)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гришин

Действительно, а МФО так интересно выдавать займы подобным элементам, что прям "хлебом не корми")))) Они же все платежеспособные, вернут без проблем и в срок, именно на таких клиентах весь бизнес с оборотом около 50 млрд. руб. в год и держится!)))

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Дмитрий, вот и расскажите нам про механику этого бизнеса, в чем-то похоже на золотоискательство, намывающее среди пустой породы такие обороты ... вот расскажите, как именно? :)

Я помню только одну историю, на эту тему. Толи Алтай, толи какой-то подобный удаленный и национально однородный регион.

Корреспондент удивляется отсутствию банков - только Сбер и ... и 1-2 банка еще. Ему и объясняют - да были здесь банки, открывали филиалы, выдавали кредиты. А местные народ простой (хоть и малый) - дают деньги, брали, но не отдал ни проценты ни сам кредит, не один из бравших.

Банки пробовали искать неплательщиков, и законно и не очень - ничего не вышло, регион дотационный, семьи большие, работы нет ни у кого ...

Так и ушли оттуда банки :)

Ответить
Развернуть ветку
Gregory Golovanov

Я слышал такое про Дагестан или какой-то иной Кавказский регион. Дело не в больших семьях, а в том что все друг другу братаны и долги ну никак, абсолютно никак не взять. Либо проверяющий знает неплательщика и делает вид что его нет, либо проверяющий левый и ему братва с гор объясняет на пальцах, что лучше здоровым но без денег, чем опять же без денег, но с переломанными рёбрами и ногами)))

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда