Как России решить проблему с генетикой семян

Консалтинговая компания «Яков и партнеры» (ранее McKinsey в России) подготовила отчет «Суверенная генетика для российского АПК». Главный вывод, который делают аналитики, звучит так: Россия не может сама быстро решить проблему технологического отставания в генетике растений, а значит должна точечно покупать иностранные компании. Прочитать отчет можно по этой ссылке, здесь же кратко пересказываем его содержание.

Иллюстрация сгенерирована нейросетью
Иллюстрация сгенерирована нейросетью

Как обстоят дела с генетикой семян в России сейчас

Как указывают аналитики, урожайность российских семян сои, подсолнечника, кукурузы и сахарной свеклы на 20–30% ниже, чем у иностранных аналогов. Если бы Россия прямо сейчас решила полностью перейти только на отечественные семена в этих культурах, то это обошлось бы примерно в 300 млрд руб. чистого убытка ежегодно из-за неэффективности, говорится в отчете. Ущерб разделили бы между собой потребители (в форме повышения цен) и сельхозпроизводители (в виде недополученной прибыли).

Решить проблему быстро и самостоятельно нельзя. По сравнению с созданием обычных ИТ-продуктов и сервисов, где наша страна за последние 15 лет добилась определенных успехов, развивать направление биоразработок для АПК сложнее, так как:

– У нас нет компаний мирового класса (наподобие «Яндекса» или «Лаборатории Касперского»)

– MVP создается годами (от 3 до 5 лет), а потом требуется еще от 3 до 10 лет для сертификации и коммерциализации продукта

– Коллектив состоит минимум из 10–20 человек

– Требуются инвестиции в размере от $1,5 млн (на оборудование, расходники, сертификацию собственного производства)

– Ошибки исправляются долго, а неэффективные решения причиняют заметный ущерб бизнесу клиентов

В общем, решение задачи собственными силами «может стоить на порядок дороже, займет несколько десятилетий и имеет скромные шансы на успех». Кроме того, в стране нет «в необходимом количестве качественных научных ресурсов», говорится в отчете.

Китайский путь

Похожая проблема была в Китае: гигантский агрорынок, но неэффективный и технологически отсталый генетический сектор. Особенно сильно Китай отставал по урожайности в ключевых для себя культурах – сое, кукурузе, пшенице. Китайские госкомпании решили проблему, купив крупных иностранных игроков. Ключевая сделка состоялась в 2017 году: китайская ChemСhina приобрела швейцарскую Syngenta, ежегодная выручка которой составляла почти $13 млрд. Сумма сделки – $43 млрд. Сделка почти на 90% была профинансирована кредитами госбанков и выпуском облигаций. Китайские производители получили доступ к передовым гербицидам и пестицидам, Syngenta – доступ к огромному китайскому рынку, а ChemСhina вошла во вторую сотню Fortune Global 500.

Именно по этому пути нужно пойти России, считают в «Яков и партнеры». Точечная покупка средних по размеру частных компаний из Европы и других регионов с экспертизой в генетике семян «быстро и эффективно» приведет к «практически полному импортозамещению по ключевым сельскохозяйственным культурам».

С кем могла бы пройти такая сделка

По мнению авторов отчета, покупать нужно компании с выручкой от $100 млн до $200 млн и обширной географией сбыта (от 10 до 70 стран мира), которые обладают большими базами данных, полученных за десятки лет работы, тратят на R&D в генетике миллионы и десятки миллионов долларов в год, специализируются сразу на нескольких культурах (среди которых наиболее актуальные для России подсолнечник, сахарная свекла, картофель, соя, кукуруза, овощи), а также уже сотрудничают с ведущими университетами и компаниями во всем мире.

Сделка позволила бы иностранной компании занять «близкую к 100% долю российского рынка по большинству культур», а российским покупателям дала бы возможность выйти на новые рынки в странах БРИКС+. Например, рынок семян сои стран БРИКС+ объемнее российского в 33 раза, кукурузы – в 53, овощей (томатов, лука, моркови) – более чем в 160 раз.

«Таким образом, если создание крупной селекционной «звезды» международного класса внутри РФ потребует нескольких десятков лет и огромных инвестиций (в том числе в отсутствующие научные ресурсы), то покупку готовой компании (или нескольких) и ее развитие, конечной целью которых является национальный генетический суверенитет в растениеводстве, можно оценить в $1–1,5 млрд при мультипликаторе в 2–3х выручки», — пишут в конце отчета его авторы.

Согласны ли вы с этой идеей?

1 комментарий

Главный вывод, который делают аналитики, звучит так: Россия не может сама быстро решить проблему технологического отставания в генетике растений- она также не может сама решить проблемы технического отставания во всех остальных сферах😁😁😁

Ответить