Как работают бизнес-акселераторы

Запустить стартап непросто. Особенно если нет большого капитала и какого-либо опыта. Ведь ошибка может дорого обойтись. Однако это не повод отказаться от задуманного. Помочь начинающим предпринимателям призваны бизнес-акселераторы. Разберёмся, что они дают.

Что это такое

«Акселератор» означает ускоритель. Компании или проекты, называемые бизнес-акселераторами, оценивают потенциал стартапа, проверяют его жизнеспособность на практике и дают импульс для его развития. Это важно. Потому что недавно запущенный проект, пусть даже созданный на основе бесподобной идеи, ещё тёмная лошадка и для его же создателей, и для потенциальных инвесторов. И нет никаких гарантий, что продукт окажется востребованным, а сама молодая компания сможет преодолеть все барьеры на пути к успеху.

Что предлагают бизнес-акселераторы

С одной стороны, стартап, предлагающий новую оригинальную технологию или концепцию, сулит большие перспективы, а значит — прибыль. С другой — это всегда крайне рискованное предприятие. И выяснить, имеет ли проект будущее, можно лишь после долгой борьбы за место на рынке. Акселераторы определяют его возможности гораздо быстрее и без больших потерь. Они проводят «разведку боем» на учебном бизнес-полигоне. Вот что в результате получают предприниматели:

  1. Учебная программа

Это курсы по основам предпринимательства, экономике, праву, маркетингу и другим дисциплинам, без представлений о которых бизнес не построить. Опытные менторы делятся с подопечными своим опытом, предостерегают от ошибок, передают навыки делового общения.

2. Инвестиции и ресурсная база

Акселераторы, как правило, получают доход, покупая долю развивающейся компании. Иногда доля переходит в собственность акселератора. Но только в случае успешного окончания курса. Участие в некоторых программах может быть просто оплачено, без продажи активов компании. Вложения акселератора в проект покрывают расходы, связанные с участием в программе, обеспечат возможность выпуска минимального жизнеспособного продукта, с которым можно выйти к клиентам и инвесторам.

3. Повышение инвестиционной привлекательности

Команды предпринимателей, желающих войти в состав акселератора, проходят предварительный отбор. Стать частью такого крупного зарубежного акселератора, как YCombinator или Techstars, очень престижно. Участие в них само по себе говорит о высоком потенциале проекта. Ведь иначе конкурс не пройти.

Инвесторы внимательно следят за судьбой таких стартапов и вкладывают в них средства с большей готовностью. Правда, есть множество менее престижных акселераторов с низкими требованиями к участникам. К таким инвесторы редко проявляют интерес.

В России пока нет акселераторов, которые бы прославились большим числом успешных выпускников. Участие в них не гарантирует увеличение объемов инвестиций в ваш проект. Но всё же прохождение любого акселератора позволяет приобрести связи в среде специалистов отрасли и возможных инвесторов. А заключительный этап программы — презентация проекта, успех которой может обеспечить приток финансов.

4. Проверка жизнеспособности. Выработка оптимальной бизнес-модели

Ещё на этапе отбора участников их проекты тщательно рассматриваются, оцениваются со всех сторон. Если проект перспективный, команда переходит к практической проверке своих возможностей. В рамках тренировочной программы предприниматели решают под руководством наставников бизнес-задачи, представляют проект потенциальным клиентам, выясняют, будет ли их продукт иметь спрос и что нужно сделать для его повышения.

Одна из задач курса — научиться презентовать и продавать. После первой «разведки», позволяющей узнать реакцию клиентов на предложенный продукт, приступают к продажам. Поиск клиентов, готовых покупать, — особое испытание.

Каких ошибок позволяют избежать бизнес-акселераторы

В отличие от бизнес-инкубатора, где срок пребывания компании не ограничен, продолжительность участия в акселераторе составляет всего несколько месяцев. По одной интенсивной программе совместно обучаются команды нескольких стартапов. Они поддерживают друг друга, обмениваются опытом, учатся решать сложные практические задачи, избегая ошибок, которые в «боевых» условиях рынка могут привести к краху всего предприятия.

Многие стартапы гибнут именно из-за высоких расходов на привлечение пользователей. Акселератор позволит избежать фатальных ошибок и оптимизировать работу команды. Возможно, даже предоставит доступ к собственной клиентской базе, если организатор учебной программы — крупная компания. Так что, если вы только задумались о запуске стартапа, возможно, бизнес-акселератор — это ваш вариант.

Как работают бизнес-акселераторы
1818
6 комментариев

Интересная статья. Автор молодчина! 

4
Ответить

Воот как значит оно бывает , путь через  тернии к звёздам 

3
Ответить

Я верно понимаю механизм? 

-Есть площадка акселератора, на которой потенциальные инвесторы (вероятно не бесплатно) изучают стартапы (которые или оплачивают участие в проекте акселератора или могут привлекать инвестора за долю в бизнесе) 

Сама площадка акселератора это не просто "место встречи", но и обучающая тренинговая программа? 

1
Ответить

Ольга, вы совершенно правы. Бизнес акселератор это, можно сказать, обучающая программа для вашего стартапа, где есть эксперты, которые не раз работали со стартапами и знают, что нужно делать. 
Бизнес акселератор это как маркетинговая компания, только в маркетинговой компании вы нанимаете профессиональных маркетологов, которые выведут ваш бизнес на новый уровень, а в бизнес акселераторе экспертов, которые помогут грамотно определить  возможности стартапа, помогут выработать оптимальную бизнес модель и помогут избежать многих ошибок новичков. Вы это, конечно, методом проб и ошибок можете сделать и сами, но на то бизнес акселератор так и называется - акселератор, так как он ускоряет все эти процессы и возможно ваш проект гораздо раньше достигнет прибыли или хотя бы окупаемости.

1
Ответить

Как вам идея, создать новый акселератор или трансформировать в него существующее маркетинговое агентство? При детальных расчетах больших вложений не нужно, ребята специалисты на удаленке, сайт хороший сделать, имя придумать и готовый акселератор. Спрос в данной отрасли присутствует. Вот наткнулся на имя идеальное АКСЕЛЬ.РУ. И недорого. Бизнес, уже на хорошем фундаменте получится. 

Ответить