Ризван Вирк — предприниматель, писатель, инвестор и видеомейкер. В одном из своих последних
постов он рассуждает о проявлении личностного и кое-чего эзотерического в стартапах.
В Кремниевой долине очень просто получить совет о том, как делать свой стартап: о структурировании компании, построении ценного продукта, переговорах с инвесторами и так далее. Этот текст о менее «публичной» части бизнеса. Здесь нет каких-то общих предписаний, каждая компания и каждый предприниматель уникален. Я пишу о развитии «чистого видения» того, что на самом деле происходит, о вашей интуиции, которая помогает продираться сквозь целину, о построении личной модели, которая поможет найти своё призвание.
Помогают ли все эти вещи в создании успешного стартапа? Когда я основал свою первую компанию сразу после выпуска из MIT, мне так не казалось. Вообразите моё изумление, когда я понял, что всё то, с чем я сталкивался на пути моего личностного развития, полностью повторяет все взлёты и падения моего стартапа! Я даже написал книгу «Дзен предпринимательства», чтобы поделиться с читателями своим озарением. Во-первых,
1. Успокойтесь и очистите разум
Управление стартапом похоже на нахождение под перекрёстным огнём — на вас один за другим сыплются удары, которые пытаются выбить из седла. Можно ли оставаться спокойным и не паниковать?
Я очень рекомендую немного отвлечься от своего стартапа и постараться развить концентрацию и ясность ума. На Востоке для этого используют медитацию и йогу. Кроме практической пользы вроде стойкости, выносливости и терпеливости, это принесёт нечто крайне важное: отчёт в собственных действиях.
В йоге соединение разума и тела состоит из нескольких оболочек. Когда мы испытываем стресс в работе или личной жизни, в этих оболочках появляются некие трещины, которые в конце концов затмевают душевную энергию. Это не даёт нам ясно видеть результат наших действий, и мы оказываемся в ловушке повторяющихся поведенческих шаблонов. Йога и медитация позволяют очистить эти оболочки, как лобовое стекло автомобиля — так мы можем хорошо видеть, что ожидает нас на дороге, и заранее принимать верные решения.
Предприниматели сильно заняты, рассказывая инвесторам, сотрудникам и потребителям о своём видении будущего, поэтому часто они не видят, что происходит вокруг. Пока не становится слишком поздно. Блоги Кремниевой долины полнятся описаниями причин краха той или иной компании, которые анализируются пост-фактум.
В отличие от известного японского слепого воина Затоичи, который мог в своём воображении предвидеть последствия того или иного удача мечом, мы не можем полностью предсказать результаты наших действий. Однако, вполне возможно осознавать эти результаты как можно скорее, если находиться в правильном душевном состоянии. Гораздо лучше наблюдать за тем, что на самом деле происходит на рынке, чем придумывать, как наш продукт будет развиваться — и заранее принимать соответствующие меры.
2. Предприниматель, познай себя!
За годы создания компаний и инвестирования в них, я понял одну важную вещь — рано или поздно ваша личность начинает влиять на вектор развития вашего бизнеса. Хотите вы этого, или нет!
В своей книге я описываю, как мой ментор раскрыл существенную черту моего характера: я постоянно ищу что-то новое и волнующее, поэтому всё заканчивается тем, что я делаю слишком много вещей одновременно. В конце концов, мне приходится бросать что-то, чтобы довести до ума хотя бы некоторые процессы. Чтобы устояться в качестве модели поведения, что-то должно произойти три раза — со мной это было в школе, в колледже и в моей первой компании.
Когда мы нашли инвестиции для этого быстрорастущего стартапа, такая модель поведения только усугубилась. Это я называю «актёр против певца», как в Голливуде, где все актёры хотят быть певцами, а все певцы — актёрами. Я сталкивался с этой проблемой в каждом бизнесе, в котором принимал участие. Мы не могли решить, что мы предоставлять — продукт или сервис, поэтому работали в обоих направлениях, что приводило к плачевному итогу. Чтобы прийти к успеху, мне пришлось выявить в себе это неприятное свойство, которое управляло бизнесом вместо меня.
Приведу ещё пример. Я знаю одного стартапера в Долине, который каждый раз оказывается в похожей ситуации при поиске новых инвесторов и менторов. Всегда есть что-то типа медового месяца, когда новые советчики априори не могут быть плохими в глазах предпринимателя, и он не тратит время на их обличение. Рано или поздно, одно из принятых решений не срабатывает должным образом. И вместо того, чтобы взять на себя ответственность, стартапер начинает винить советчиков. В конце концов, инвестору или ментору это надоедает, и их пути расходятся навеки.
Примечательная особенность этой модели поведения в том, что наш стартапер даже не имеет представления, что и почему происходит. Как главный герой фильма «День сурка», который раз за разом оказывается в неприятной ситуации, виновником которой становится он сам. Этот человек смог бы выйти за пределы шаблона, только осознав, что все провалы фирмы — это отражение его собственных проблем.
Подумайте о своих собственных шаблонах, или о шаблонах тех бизнесменов, которых вы знаете. Как молодые люди, которые обнаруживают себя раз за разом в одних и тех же дурно складывающихся романтических отношениях, амбициозные стартаперы из Кремниевой долины постоянно выплёскивают свои личные переживания в свою фирму.
Ваши внутренние модели поведения можно сравнить с драконами. Одна старая китайская пословица гласит: «Не обращай внимания на дракона, и он сожрёт тебя. Повздорь с драконом, и он уничтожит тебя. Обуздай дракона, и его сила и мощь станут твоими».
Ключ к успеху — научиться использовать сильные стороны своих поведенческих моделей, а не отдаваться под их управление.
3. Научитесь использовать свою интуицию и следовать подсказкам.
Как только вы научитесь очищать рассудок, вы также научитесь более точно улавливать свою интуицию. Иногда малейшее предчувствие, странное ощущение, неожиданное совпадение или даже особенно яркий сон может вывести вас из проблемной ситуации на совершенно новый уровень успеха. Я называю это «подсказками». Нам нужно научиться не только вовремя их распознавать, но и складывать из них целую модель поведения.
Пару лет назад мы основали новую компанию и не могли придумать ей название. В то время я навещал своих родителей в Мичигане, и по дороге к ним заметил смутно знакомое слово, написанное на стене одного здания: «Arbortext». Увидев это, я ощутил нечто вроде дежавю.
Приняв это за пресловутую подсказку, я решил отдаться этому чувству. Проблема с названием была решена. Основатели Arbortext назвали компанию в честь родного колледжа. Мы решили сделать то же самое и окрестили свой стартап CambridgeDocs. Но это ещё не всё. Следуя тому же шестому чувству, я выяснил, что Arbortext вполне относится к нашей целевой аудитории. Так что я связался с основателями, и они впоследствии стали нашими самыми крупными клиентами и дали серьёзный толчок в развитии. А всё потому, что я полностью отдался своей интуиции, чтобы посмотреть, к чему это приведёт.
Осознают это инвесторы или нет, но большинство из них тоже основывается на инстинктивном чувстве, когда решают, кому отдать свои деньги. Уже потом они пытаются дать этому логическое обоснование, чтобы убедить и своих партнёров.
Ещё когда я учился в Стэнфордской школе бизнеса, один известный венчурный инвестор раскрыл нам детали своего рабочего процесса, отчего все мои профессора-аналитики захотели провалиться сквозь землю. Он сказал, что в дополнение к обычным факторам (размер рынка, управленческая команда, конкуренты), он основывается на «сигналах» вокруг себя, которые подтверждают, что инвестиции будут верными. К примеру, однажды он сомневался, стоит ли вкладываться в одну компанию, которая занималась трансляцией медиаконтента. Он пошёл на футбольный матч, где случайно стал свидетелем разговора между маленьким мальчиком и его отцом. Парень жаловался на то, что плохо видит, и было бы круто иметь возможность вдобавок включить трансляцию игры на телефоне. Эта «подсказка» была настолько явной, что у инвестора отпали все сомнения.
Вот как это работает — если бы я или вы ненароком услышали этого ребёнка, для нас это не значило бы ничего ровным счётом. А для того инвестора это был отчётливый знак от подсознания, что ему нужно задуматься о чём-то важном. Куда ведут эти знаки?
(
Привет всем, кто дочитал до этого места, я вас люблю! — прим. ред.)
4. Соедините все точки
Иногда следование интуиции приводит к отдельным точкам, которые не собираются в единый узор до определённого момента в далёком будущем. Известный пример — Стив Джобс, который бросил колледж и вместо этого увлёкся каллиграфией. Последствия этого были незаметными до тех пор, пока много лет спустя не был собран первый компьютер Macintosh. Если бы не давнее пристрастие Джобса к красивым шрифтам, вы бы сейчас читали этот текст, набранный зелёным Комик Сансом.
Есть же вещи, которые вас когда-либо интересовали, но вы не стали в себе развивать их развивать. Это относится не только к стартапу, который вы сейчас строите, но и к вашей жизни вообще. Не стоит на это забивать.
Мне всегда нравилась идея снимать фильмы, в школе я частенько проигрывал у себя в голове целые сценарии. Годы спустя, когда я начал заниматься инвестированием в стартапы, ко мне пришёл молодой парень, которому никто не хотел давать деньги. Он был недавним выпускником режиссёрского факультета. Мысленно соединив несколько точек, я начал менторить видеостудии, и мне это нравилось не меньше, чем инвестиции в техностартапы.
Настоящий успех и удовлетворение приходят не просто от продажи компании и получения миллионов долларов. Они приходят от осознания того, что вы нашли своё место в жизни. Я называю это Путём Воина — это тот вклад, который вы должны сделать, и те уроки, которые вы должны усвоить.
Ещё раз, говоря словами прославленного дзен-мастера Кремниевой долины Стива Джобса: «Вам нужно верить в то, что рано или поздно все лоскутки соберутся воедино. Вам необходимо верить во что-то — в свою интуицию, судьбу, жизнь, карму, неважно. Этот подход никогда не давал мне упасть духом, и он всегда придавал моей жизни смысл».
Следуйте подсказкам. Соединяйте точки. Найдите свой узор, свою модель поведения в жизни и в работе. Вот это всё и есть дзен бизнеса.