Пока Facebook, Microsoft и другие интернет-гиганты пытаются смыть с себя позор
предательства пользователей, ВКонтакте
удаляет нашу любимую музыку, а Госдума принимает в первом чтении законопроект о борьбе с пиратством, являющийся, по
мнению Яндекса, Google и Mail.ru «технически нереализуемым и несущим опасность для развития интернета в России», мы продолжаем верить в торжество разума и технологий, и предлагаем вам, вместо очередной порции негатива, пофантазировать на тему того, какие технологии сильнее всего повлияют на наше ближайшее будущее.
Издание Ain.ua
опубликовало свой top-5: это 3D-печать, дополненная реальность, бесконтактные платежи, гибкая электроника и – самое интересное -
интернет вещей. Да, интернет провели не только людям: на 6,8 млрд человек населения Земли уже приходится 12,5 млрд подключенных устройств, для которых даже создан специальный
поисковик Shodan, о котором мы писали в
одном из прошлых дайджестов.
Причем, под устройствами нужно понимать не только светофоры,
датчики и роботизированные устройства - в исследовательском центре NASA Ames в Маунтин-Вью научились делать,
язык не поворачивается, «
нано-спутники» размером с теннисный мяч, сравнительно низкая стоимость которых (около 15 тыс. долл.) в ближайшем будущем сделает космическое пространство доступным для исследователей и стартапов. Одна из причин низкой стоимости – использование мобильной ОС Android, которая, благодаря политике Google, разрешающей ее бесплатное использование, имеет все предпосылки для того, чтобы стать базовой операционкой для «интернета вещей». А с учетом того, что внедрение умных устройств в повседневную жизнь является одним из самых модных технологических трендов, возникает вопрос – будь Джобс жив, не сместился бы главный вектор развития Apple с перерисовки иконок на мощную экспансию в робототехнику?
Пока свежеслепленные умные роботы осваивают виртуальное пространство, у людей появился противоположный тренд: по
мнению Guardian, в моду входит интернет-анонимность, или «непрогугливаемость». Креативный директор модного дома Celine Фиби Файло:
The chicest thing is when you don't exist on Google. God, I would love to be that person!
(Настоящий шик – это когда вас нет в Google. Боже, как бы я хотела быть таким человеком!)
И это не просто поза – все большее количество людей, в том числе и не столь известных, начинает ощущать, как их накрывает информационный вал и съеживается личное пространство – в эпоху всеобщей «прогугливаемости» людям попросту некуда прятать скелеты, раньше прекрасно умещавшиеся в любом шкафу. Ну а после
недавнего скандала с Prism, число желающих обрести сетевую анонимность может значительно возрасти.
И дело даже не только в подглядывающих и подслушивающих спецслужбах – особенно неприятно то, что наша с вами личная информация стала предметом торга. Причем, по мнению The Financial Times, наши секреты стремительно дешевеют: конкуренция слишком велика! Базовую информацию о человеке - пол, возраст, местоположение – профильные компании покупают всего за 0,0005 доллара.
Дэйв Морган (Dave Morgan) основатель одной из компаний, собирающих информацию для рекламного таргетинга:
You're not worth much
(Вы стоите недорого)
Но цена повышается, если человек болен опасным или хроническим заболеванием – за рак, диабет и клиническую депрессию рекламодатели готовы отстегивать уже по 0,26 доллара. По нескольку центов торговцы секретами накидывают за информацию о доходах, данных о семейном положении и рождении ребенка, за сведения о хобби и увлечениях (особенно ценятся спорт и путешествия). Источниками для сбора подобной информации являются не только социальные сети, но и интернет-магазины, форумы и любые площадки, на которых пользователи оставляют информацию о себе. По мнению издания, в настоящее время практически нет законов, ограничивающих или как-то регулирующих сбор подобной информации, поэтому игроки рынка строят свою деятельность на неких расплывчатых «принципах саморегулирования» - догадайтесь сами, насколько эти принципы способны защитить нас от алчных капиталистических акул.
Удаляем профили в соцсетях, устанавливаем Tor и все покупки делаем только в ближайшем сельпо – и да здравствует «непрогугливаемость»? Или будем и дальше наслаждаться иллюзорной и опасной открытостью?