Миры в голове: творческое и репродуктивное мышление

Что такое мышление, каким оно бывает и как работает.
Многабукаф для тех, кому интересно. Кому не интересно читать - схема в конце:)

<span>изображение из открытых источников</span>
изображение из открытых источников

Объяснить сходу, что такое мышление крайне сложно. Дабы не заглубляться в энциклопедические понятия и определения этого термина, в дальнейшем будем пользоваться такой версией:

Мышление – высшая форма процесса познания, основывающаяся на непрерывном пополнении запаса понятий и суждений о реальном окружающем мире и построении между ними связей.

Согласен, слегка сложновато, но в дальнейшем я постараюсь описать все это подробнее и проще.

Процесс мышления основан на познании, т.е. прямом взаимодействии нашего сознания с внешним миром. Как происходит сам процесс? Мы получаем информацию от какого-либо органа чувств, коих у нас не мало, параллельно запуская процесс осознания полученной информации. Наш мозг анализирует этот набор сигналов, привлекает кратковременную или долговременную память, и, получив результат (положительный или отрицательный), закрепляет связь чувства и образа. В голове вспыхивает мысль. При этом мысли отличаются друг от друга. Некоторые мы можем перевести в логичные тезисные типы (например, фразу или речь), какие-то мысли являются воспоминаниями и ассоциациями, некоторые вызывают лишь эмоциональное послевкусие. Важно понимать – мысли не одиноки и не вспыхивают поочередно. Каскады вспышек озаряют мозг ежесекундно, причем все это разные типы мыслей, смешанные между собой в соответствии со строгим «рецептом» нашего сознания. И таких вариантов смешивания, которые можно назвать типами мышления, очень много.

Ученые выделяют не малое количество типов мышления, классифицируя их по различным принципам. Кто-то в основу классификации укладывает психические процессы, выделяя наглядно-действенное, конкретно-предметное и абстрактно-логическое мышления. Кто-то берет за основу результат самого процесса и выделяет две категории – репродуктивное и творческое. В общем-то, классификаций много. Для простоты возьмем за основу последний из предложенных вариантов, несколько дополнив и расширив его. Итак, начнем с репродуктивного типа мышления.

Репродуктивное и конвергентное мышление

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Репродуктивное мышление доступно каждому из нас. Что-такое репродукция? Это процесс воспроизведения «себе подобного», т.е. точно такого же объекта, который обладает всеми базовыми функциями «родителя». Ваши родители «репродуцировали себя», сделав вас. Знания, которые мы получаем в школе или университете, равно как и весь процесс такого познания можно смело назвать репродуктивным. Мы не создаем принципиально нового, мы лишь копируем известные факты и закономерности. Репродуктивное мышление лежит в основе обучения и важно для передачи информации в поколениях.

Такой тип мышления обеспечивает решение поступившей задачи на основе уже имеющихся данных, полученного ранее опыта. Частью репродуктивного мышления я выделяю конвергентное мышление, т.е. способность действовать по алгоритму или инструкции. Вся математика в большинстве своем сводится к конвергентному типу мышления – есть метод решения, его нужно применить к задаче и она будет решена. Удобно? Безусловно. Так работают компьютеры, к примеру или не очень умные сотрудники call-центров. Широта познаний в таком случае зависит лишь от того, как много инструкций и фактов вы знаете. Вот только… что делать с задачей, к которой у вас нет инструкции?

Творческое мышление

Если нет инструкции – ее нужно придумать! Если нет нужной книги – написать. Нет прибора – изобрести! Творческое (или продуктивное) мышление идет вразрез со строгим и алгоритмичным репродуктивным типом. Задача творческого мышления – создание нового. Принципиально нового, того, чего еще не существовало. В отличии от линейного конвергентного, творческое мышление нелинейно по сути своей, а в некоторых случаях даже немного нелогично и абсурдно.

Миры в голове: творческое и репродуктивное мышление

Разные ученые по разному выделяли особенности творчества и творческого типа. Появились разные интерпретации, различные подтипы и виды – каждый исследователь подходил креативно и объяснял все по своему. Однако же, во многом эти объяснения схожи. Основным в творчестве считают дивергентный тип мышления, который, по моему не скромному мнению, можно смело приравнять к еще одному типу – латеральному.

Дивергентное мышление противопоставляется своему конвергентному собрату и отличается широтой используемых вариантов решения проблемы. Этот метод в свое время описывали Гилфорд, Тейлор, Груббер, Торренс и еще множество других интересных людей. Его суть заключается в поиске максимального количества решений одной и той же проблемы, в нелинейном подходе к задачам. Именно этот тип мышления соответствует знаменитым техникам мозгового штурма, морфологического ящика и доброй куче других, которые успешно используются уже на протяжении десятков лет. О них вы сможете прочитать подробнее в следующих главах.

Дивергентное мышление имеет вполне себе четкие характеристики, по которым можно судить о его развитости в человеке:

· Гибкость – способность одновременно думать над различными вариантами решения;

· Беглость – способность к быстрому формулированию идей;

· Нестандартность – способность формулировать идеи, которых нет у других;

· Проработка – способность к нахождению вариантов реализации идеи.

Именно наличие и развитость всех этих признаков отличает творческие типы людей от аналитических. Более того, способности любого человека можно проверить специальными тестами.

Понятие латерального мышления было введено Эдвардом де Боно и также относится к группе творческих. В принципе, оно практически неотличимо по своей типологии от дивергентного и также постулирует широкоформатный подход к решению задачи, путем выделения наибольшего количества решений. Де Боно – крутой психолог и подошел к своим методам со стороны глубины человеческого познания, создав один из самых интересных инструментов творчества, названный им «методом 6 шляп». О нем я еще обязательно расскажу.

Дивергентное (или латеральное, как угодно) мышление поддается развитию и заложено, как и конвергентное, в каждом из нас с самого рождения. Важно понимать и еще одну вещь – они не могут существовать раздельно. Дивергентный тип отлично подходит для генерации идей, конвергентный – для их отбора. Поэтому важно развивать и тот, и другой тип, а не прикрывать изобретательностью неумение решать квадратные уравнения, используя формулу дискриминанта. Кстати, а вы ее помните?

Ну и обещанная схема:

Типы мышления и их отличия Михаил Герц (Be Creative!) 
Типы мышления и их отличия Михаил Герц (Be Creative!) 
55
Начать дискуссию