Я решил познакомиться с создателем нового сервиса «
Мне охота!» — это, вы удивитесь, социальная сеть для предприятий малого и среднего бизнеса. Алексей Гагаркин любезно объяснил мне, почему он болеет душой за такие стартапы, насколько тяжело заставить бизнесменов регистрировать там страницы своих заведений и как работать с командой удалённых разработчиков.
Панфилов: Привет! Расскажи сперва, чем вы там занимаетесь, зачем, откуда пришла идея?
Гагаркин: Идея пришла довольно давно, мариновалась какое-то время. Начинали с расширенного справочника для заведений. Постепенно появилась текущая концепция. Если в двух словах — это своего роде Facebook, но для заведений. Владелец (или назначенный человек) полностью управляет профилем заведения. Добавляет фото, видео, события, акции. Публикует новости. Ну, а пользователи в свою очередь могут все это легко найти по тегам, рубрикам, посмотреть, оценить, подписаться на новости.
Сейчас вот в принципе собрали прототип, тестируем в Красноярске.
А идея пришла, наверное, потому как сами предпринимательством занимались. Сейчас для малого бизнеса заявить о себе — довольно большая проблема, даже если ты предлагаешь что-то уникальное на рынке. Большой процент стоимости товара съедает реклама.
П: Чем занимались?
Г: Сооснователь в основном с продуктами. Доставка там, сейчас супермаркет арендуют. У меня семейное небольшое дело — футболки печатали, в принципе оно и сейчас функционирует, просто больше сестра за этим присматривает.
П: Семейный бизнес — это круто. А как сейчас насчёт конкурентов? Вроде как есть много сервисов, где можно места сравнивать и выбирать.
Г: Конкуренция действительно большая. Но все же отличия есть, в действующих сервисах упор идет на справочник. Владельцы обычно там мало замешаны, поэтому контент либо пользовательский, либо который изначально туда занесли. Мы хотим сделать своего рода платформу. В итоге это должно выглядеть примерно так: ты подписан на любимые заведения. Почитав после обеда ленту заведений, ты видишь, что в такой-то магазин завезли такие-то ботинки (и сразу фотки). В таком-то кафе сегодня новый пирожок, приглашают попробовать. А завтра вечером в клубе выступает твоя любимая группа, зайдя в профиль ты можешь сразу забронировать столик.
В свое время социальные сети потихоньку заменили личные сайты, мы хотим прийти к тому же, но в рамках сайтов для заведений. Тем более, малый бизнес обычно качественный сайт позволить себе не может.
П: А почему не хотите добавить что-то связанное с геолокацией? В том же Красноярске прекрасно можно сотрудничать с 2GIS, например.
Г: У нас есть геолокация, используем Яндекс.Карты. Создавая заведение, ты привязываешь его к определенному адресу.
П: Я скорее имел в виду что-то вроде поиска ближайших заведений.
Г: А, ну это в планах, безусловно, просто для этого более подходящий формат — мобильное приложение, на мой взгляд. А пока у нас только веб-версия.
П: А приложение будет? Без него ведь никуда.
Г: Да, без него никуда. Ищем инвесторов для этого. Пока собственными силами сложно. Тем не менее, в веб-версии можно легко отфильтровать что нужно по тем же тегам, зайдя в определенную рубрику. Да и без веб-основы мобильное приложение в данном случае тоже вряд ли хороший вариант.
П: К слову, об инвесторах. Сейчас они есть, или пока вкладывали свои?
Г: Есть хороший знакомый бизнес-ангел, большинство расходов сейчас берет на себя. Также вкладываем свое. Но этого хватает скорее для локальных целей.
П: То есть когда захотите расширяться за пределы Красноярска, будете искать ещё кого-то?
Г: Да, в принципе, уже ищем. Даже для Красноярска привлечь внимание владельцев магазинов, кафе — дорогое удовольствие. Пока мы бесплатно заполняем для них профили, чтобы решить проблему курицы и яйца.
П: Тогда интересно, как вы планируете привлекать аудиторию — и бизнесы, и простых посетителей. Красноярск, кстати, один из моих любимых городов в России, очень нравится мне.
Г: Ну вот, нам повезло тут жить. Простых посетителей — стандартными средствами. Баннеры, социальные сети, Яндекс.Директ, Google. Оффлайн-реклама. Бизнес привлечь сложнее — какие-то с удовольствием размещаются, сами заполняют профиль. Каких-то нужно уговаривать, приехать отфотографировать. Обзваниваем, выезжаем. Посетители на данном этапе интересуются контентом, то есть пользуются как справочником «А куда сегодня пойти?». Владельцев будет проще привлекать, показывая результаты посещаемости. В целом тенденция выхода оффлайна в онлайн вполне существует и это интересно бизнесу. Возьмите те же группы, сайты.
К слову, подобных сервисов, действующих в Красноярске, почти нет. Zoon, пожалуй, только. Flamp больше про отзывы.
П: А расскажи немного про команду: кто с тобой работает, какой у них бэкграунд?
Г: Если говорить о разработчиках, то здесь, я считаю, нам очень повезло. Ребята толковые, самостоятельные. Все с многолетним опытом. Я ведь и сам в разработке лет так 7, поэтому работать проще, общий язык, так сказать. Вообще в команде сейчас работает 7 человек. Сергей (сооснователь) больше занимается контентом, связывается с владельцами заведений. У него есть помощница. Я больше по технической части, интерфейсам, со мной работает 4 разработчика. Работаем по удаленке. Кто-то на Украине, кто-то во Владивостоке. Я, впрочем, уже давно так работаю, мне привычно.
П: Круто, этот вопрос сейчас как раз очень трендовый — как вы мотивируете удалённых сотрудников? Как вообще с ними работу строите? Бейскампы там всякие, или просто Skype?
Г: В основном Skype, плюс используем Asana. Ну Git, куда без него. С мотивацией обычно видно — кто работает, кто нет. Мне проще в этом плане понять. Были и расставания, куда без этого. А вообще задачи у нас довольно интересные, ребята работают с увлечением.
П: Это всё хорошо, но на чём зарабатывать планируете?
Г: Для монетизации у нас два варианта продумано. Первый и очевидный — это реклама, поднятие позиций, так сказать. Как заведений, так и событий. Второй более сложный. Как я уже говорил, мы видим сервис как некую платформу. Для платформы будут модули. Для кафе, например, неплохо бы иметь бронирование столиков или виртуальный тур, или, быть может, модуль доставки еды на дом. Для салонов красоты — онлайн-запись. Для клубов — та же продажа билетов. Этот функционал планируется сделать платным. Кому нужно, тот сможет подключить. В любом случае, это будет гораздо дешевле, чем все это разрабатывать stand-alone у себя на сайте.
П: Вы делаете Яндекс.Острова, я понял.
Г: В чем-то есть сходство, но не совсем. Я тоже увидел это сходство, когда они презентовались. Та же покупка билетов. Но пока там больше информационное разделение. Думаю мы сможем предложить более специфический функционал. Все же у нас есть своя аудитория: это, в основном, оффлайн-магазины, кафе, салоны красоты, сауны, спортивные и развлекательные центры. Наша сфера интересов — это те заведения, где очень важна визуальная информация.
Плюс, продвижение в поисковых системах сегодня превратилось в большой бизнес. Не зря социальные сети так оттягивают трафик. Там найти что-то конкретное становится проще.
П: Хорошо, может, вы планируете добавить какие-то фичи, которых вовсе больше нигде не найдёшь?
Г: Сходу сложно сказать. Думаю, уже сейчас наш функционал шире подобных сервисов. Что касается специфических фич, то скорее всего это будет реализовано в модулях. Ну, допустим, разрабатываем простой конструктор виртуального тура. В общем-то, им никого не удивишь уже, но понятного конструктора нигде не нашли. Хотелось бы, чтобы пользоваться им мог обычный человек, без специальных знаний. Наверное, это больше к интерфейсам относится, не к фичам. Технические фичи есть в глобальных задумках, но пока об этом говорить пока очень рано. Это из разряда тех же Google Glass по сложности, у нас пока таких возможностей нет.
П: Знаешь, мы надеемся, что нас всё ещё читают начинающие стартаперы — можешь дать им пару советов из своего обширного опыта?
Г: Да я сам начинающий стартапер, чего уж там. Известный совет — создавай в своей области. Так сложилось, что я и в веб-разработке давно, и владельца малого бизнеса понять вполне могу. Вот и получилась такая вот синергия. А вообще, стартап, как и любое другое самостоятельное начинание, это прежде всего трудности, трудности, факапы. Не надо этого бояться, не боги горшки обжигают.
П: Вот смотри, был сайт restorados.ru, мы о них писали как-то. Амбициозные были — жуть, но теперь канули в Лету. Как, по-вашему, можно уберечься от закрытия?
Г: Наверное, универсального рецепта то нет. Это, кстати, и к вопросу о конкурентах — на мой взгляд, на рынке нет еще победившего подхода в геолокационных сервисах. Мы представляем один из подходов, насколько он будет успешен — покажет время. Если вы взяли неверный путь, то нужно обладать достаточной гибкостью и самокритикой, чтобы вовремя поменять направление. Возможно, это убережет от полного провала.
Ну и умение анализировать чужие ошибки тоже пригодится. Конкурентов надо знать, отслеживать их шаги, провалы, успехи. Мы стараемся это делать.
П: Ну, спасибо за интервью!
Г: Да вам спасибо!