Время открывать клининг: как запустить бизнес и быстро заработать весной

Клининг — бизнес с выраженной сезонностью, и пик активности наступает весной. В горячий сезон можно отбить стартовые вложения и создать финансовые резервы для дальнейшего развития. Расскажу, как и на чем клининговая компания может заработать весной.

Время открывать клининг: как запустить бизнес и быстро заработать весной

В России принято наводить чистоту перед Пасхой и майскими праздниками: устраивать генеральную уборку в квартирах, мыть окна и фасады, приводить в порядок городские территории. Самый активный сезон в клининговом бизнесе начинается в апреле — а если весна ранняя, то и в марте — и длится примерно до середины мая.

Как показывает практика New Cleaning, количество заказов относительно среднегодовых значений увеличивается в два-три раза. Клинеры получают много заявок на уборку квартир и мойку окон от частных лиц, но главный источник дохода в весенний сезон — это юридические лица.

Предприятия HoReCa, торговые и деловые центры, банки, а также государственные и муниципальные учреждения массово нуждаются в мойке окон и фасадов. Рентабельность таких работ — около 70%, но чтобы эффективно их выполнять, нужны специфические навыки и оборудование. В New Cleaning School мы подготовили по этой теме подробный курс, а здесь я выделю ключевые моменты.

Сезон чистых фасадов

Примерно за месяц до празднования Дня Победы по всей стране объявляются так называемые месячники благоустройства: коммунальные службы моют многоквартирные дома, инженерные сооружения и другие объекты, которые находятся в ведении города. Коммерческую недвижимость владельцы и арендаторы должны привести в порядок своими силами — распоряжения по поводу мойки фасадов власти рассылают организациям каждую весну. Особенно это касается зданий, расположенных на центральных улицах, где проходят торжественные марши ко Дню Победы.

Но разумеется, юрлица моют окна и фасады не только по указанию свыше. Большинство компаний заинтересовано в том, чтобы их здания выглядели опрятно, ведь по внешнему виду складывается впечатление о бизнесе, который этим зданием владеет или его арендует. Кроме того, загрязнения накапливаются и постепенно разрушают фасад, а это грозит большими затратами в перспективе.

Мойка фасадов — самая востребованная и высокомаржинальная услуга весной 
Мойка фасадов — самая востребованная и высокомаржинальная услуга весной 

За зиму на окнах и фасадах накапливается копоть от промышленных выбросов и выхлопных газов, весной добавляется грязь из-под колес, пыль и пыльца. И все это становится видно на ярком солнце. К слову, ответственные владельцы заказывают мойку фасадов два раза в год: второй раз — осенью, в сентябре-октябре, чтобы зимой здание как можно дольше оставалось чистым. Кто-то, стараясь сэкономить, моет только раз в году — в середине лета. Так что клининговые компании обеспечены заказами на протяжении всего теплого сезона.

Хотя основной пул клиентов — это коммерческие юрлица, бюджетные организации также нередко заказывают мойку фасадов и окон. Накануне месячника по благоустройству появляется много тендеров на клининг административных зданий, вокзалов, образовательных учреждений. Нюанс в том, что в муниципальных тендерах обычно побеждает тот, кто предложит наименьшую цену, и крупным клининговым сетям зачастую невыгодно работать с такими заказчиками.

Технология мойки: что нужно знать

Есть несколько основных способов мойки — в зависимости от типа фасада, технического задания и возможностей клининговой компании. Самый распространенный вариант — промывка водопроводной водой без химии, это эффективно при несложных загрязнениях. Также нередко применяется ручная очистка с помощью моющих средств, тряпок и шубки для окон. Таким способом, как правило, моют застекленные фасады не выше первого-второго этажа. Процесс довольно долгий, но добиться чистоты вполне реально, а из оборудования понадобится только высокая стремянка.

Другое дело, что в этой нише высокая конкуренция и демпинг: весной на «Авито» и других агрегаторах можно увидеть огромное количество предложений от самозанятых и несетевых ИП. Работы выше второго этажа уже требуют специальной техники и опыта, и здесь картина иная: в городе может быть лишь несколько компаний, которые берут подобные заказы.

В New Cleaning мы используем телескопические штанги со щетками, в которые подается вода, и аппараты обратного осмоса — такой вариант подходит для большинства задач по очистке фасадов. С помощью штанги клинер спокойно может достать с земли до четвертого этажа. Мы применяем одновременно две штанги: с таким комплектом бригада из шести человек способна, к примеру, вымыть двух- трехэтажный торговый центр на несколько дней.

Важный нюанс касается воды. Обычная вода содержит соли и другие примеси, которые оставляют на стеклах разводы, поэтому в профессиональном клининге применяют аппарат обратного осмоса — он очищает воду до состояния дистиллированной воду.

Для мытья окон и фасадов до 4-го этажа удобно использовать телескопическую штангу 
Для мытья окон и фасадов до 4-го этажа удобно использовать телескопическую штангу 

Самый эффективный и самый дорогой способ мытья фасадов — это нанесение чистящей пены с последующей промывкой мощной струей воды. Так можно справиться даже со старыми загрязнениями и солевыми отложениями, но здесь потребуется дополнительное оборудование — мойка высокого давления с пеногенератором.

Для мытья стеклянных фасадов многоэтажных зданий клининговые компании нанимают промышленных альпинистов — высококлассных профессионалов с собственным оборудованием, которые могут очистить труднодоступные участки фасада. Это самые высокооплачиваемые специалисты в отрасли, их ставка рассчитывается за каждый спуск.

Высотные работы можно проводить только при наличии лицензии на промышленный альпинизм, удостоверения монтажника-высотника и наряда-допуска. Наиболее сложные заказы предполагают комбинированный подход — использование телескопических штанг, автовышки и ручной очистки на высоте. Конкуренция в этом сегменте очень низкая, а рентабельность — максимальная.

Активные продажи — основа успеха

Даже бригада из двух человек с телескопической штангой и аппаратом для очистки воды в горячий сезон может зарабатывать до 100 тыс. руб. в день. Но чтобы выйти на такие показатели, нужна обширная клиентская база. Как ее сформировать? В первую очередь с помощью активных продаж. Я рекомендую составить список перспективных заказчиков-юрлиц и накануне горячего сезона сделать каждому из них коммерческое предложение.

Оптимально, когда владелец клининга или менеджер по продажам лично предлагает услуги юрлицам
Оптимально, когда владелец клининга или менеджер по продажам лично предлагает услуги юрлицам

На практике это выглядит следующим образом: менеджер по продажам или владелец клининговой компании приходит, например, в торговый центр или ресторан и проводит короткие переговоры с лицами, принимающими решения. Для начала нужно поинтересоваться, планирует ли организация мыть здание к весне, и если да — предложить замер рабочей площади.

С помощью электронной рулетки такие замеры можно провести очень быстро. В зависимости от квадратуры рассчитывается стоимость клининга, потенциальный клиент получает прайс и визитку вашей компании. Вы, в свою очередь, заносите в CRM контакты руководителей организации и позже звоните им, чтобы договориться о деталях заказа.

Параллельно с активными продажами имеет смысл запустить онлайн- и офлайн-рекламу, создать посадочную страницу, посвященную мойке окон и фасадов, поучаствовать в государственных и коммерческих тендерах. Но все-таки основным инструментом остаются продажи через прямой контакт с клиентом. Когда новый франчайзи New Cleaning запускает бизнес, мы уделяем этому особое внимание. Наши менеджеры учат партнеров рассчитывать стоимость в зависимости от специфики и объема работ, объясняют, как правильно преподнести ту или иную услугу, дают скрипты переговоров.

Весенний старт: с чего начать, как заработать

Горячий сезон, то есть весна и осень в большинстве регионов России, — лучшее время для запуска клининговой компании. Логично открывать бизнес, когда он наиболее востребован. Начинать подготовку я рекомендую заранее, еще в феврале, чтобы спокойно зарегистрировать бизнес, купить оборудование, найти сотрудников, дать рекламу и предварительно договориться с заказчиками.

Большинство начинает с обслуживания физлиц — убирает квартиры, моет окна и балконы. На следующем этапе подключается ежедневная комплексная уборка небольших офисов и предприятий, затем, получив некоторый опыт и насмотренность в клининге, можно переходить к мойке фасадов. Наращивать парк оборудования для фасадных работ тоже можно постепенно: сначала приобрести одну телескопическую штангу и компактный аппарат для очистки воды, который можно перевозить на тележке.

Дальше по мере необходимости докупить мойку высокого давления, дополнительные штанги, бак для воды и бензогенератор, чтобы в случае чего не зависеть от подведенных на объекте коммуникаций. Чем больше оборудования, тем вместительнее понадобится машина: в New Cleaning, например, используют фургоны «Газель».

В такую машину точно поместится все необходимое оборудование
В такую машину точно поместится все необходимое оборудование

Некоторые компании со временем начинают брать заказы из смежных отраслей. Весной это обычно вывоз мусора и остатков снега, озеленение территорий, отделочные работы. В New Cleaning мы сосредоточились непосредственно на клининговых услугах, но такой вариант масштабирования, как показывает опыт других предприятий, тоже дает хороший результат.

Когда я запускал бизнес, я не знал о сезонности и начал работать в декабре. Мы не успели забрать предновогодние заказы, и дальше, в январе-феврале, клиентов почти не было. Зато весной заявки пошли так активно, что нам перестало хватать мощностей. Я принял решение продать свой автомобиль и купить несколько моек высокого давления Karcher и подержанную «Газель», на которую установил куб воды. Вот с таким комплектом, бригадой в 3–4 человека, мы стали мыть фасады до третьего этажа — и за весну и лето не просто отбили затраты, но вышли в плюс. То есть за счет высокого сезона компания смогла встать на ноги.

Я говорил, что готовиться к открытию лучше в феврале, но с франшизой реально запуститься и быстрее. У New Cleaning запуск нового партнера занимает месяц или меньше — еще можно успеть на предпраздничные весенние заказы и во всеоружии встретить осенний пик спроса.

Но главный плюс франшизы — это даже не скорость открытия, а возможность избежать критичных ошибок. Скажем, франчайзи New Cleaning обязательно проходят подробное онлайн- и офлайн-обучение, а также могут отправить своих менеджеров по продажам или бригадиров в обучающий центр в Тюмени. В нашей отрасли много нюансов, которые неочевидны для новичка, а мойка фасадов вообще считается высшим пилотажем клининга.

Например, бригадир должен уметь не только подбирать химию и оборудование для разных типов фасадов, оценивать, сколько нужно персонала, и грамотно распределять нагрузку, но и вести сопроводительную документацию. Он проверяет техзадание, составляет предварительный и итоговый акты о выполненных работах, акт о выявленных дефектах, проводит инструктаж по технике безопасности. Эти навыки помогают застраховать компанию от претензий со стороны клиента и проверяющих органов.

Как я уже сказал, стартовать можно без особых вложений и постепенно двигаться от простого к сложному. В Школе клининга есть базовый курс, который поможет сориентироваться в индустрии и выбрать удобную траекторию развития бизнеса. Но если вы хотите с самого начала зарабатывать на мойке фасадов, то рекомендую открываться по франшизе. Управляющая компания New Cleaning готова предоставить всю необходимую поддержку, в том числе взять на себя участие в тендерах, помочь с поиском проверенных субподрядчиков на крупные заказы и даже инвестировать в оборудование франчайзи.

Горячий сезон клининга уже начался! Если вы думали об открытии собственного бизнеса, сейчас — самое время. Задавайте вопросы в комментариях, пишите мне в тг или вкв телеграме — постараюсь ответить на все интересующие вопросы.

5
5
20 комментариев