Время открывать клининг: как запустить бизнес и быстро заработать весной
Клининг — бизнес с выраженной сезонностью, и пик активности наступает весной. В горячий сезон можно отбить стартовые вложения и создать финансовые резервы для дальнейшего развития. Расскажу, как и на чем клининговая компания может заработать весной.
В России принято наводить чистоту перед Пасхой и майскими праздниками: устраивать генеральную уборку в квартирах, мыть окна и фасады, приводить в порядок городские территории. Самый активный сезон в клининговом бизнесе начинается в апреле — а если весна ранняя, то и в марте — и длится примерно до середины мая.
Как показывает практика New Cleaning, количество заказов относительно среднегодовых значений увеличивается в два-три раза. Клинеры получают много заявок на уборку квартир и мойку окон от частных лиц, но главный источник дохода в весенний сезон — это юридические лица.
Предприятия HoReCa, торговые и деловые центры, банки, а также государственные и муниципальные учреждения массово нуждаются в мойке окон и фасадов. Рентабельность таких работ — около 70%, но чтобы эффективно их выполнять, нужны специфические навыки и оборудование. В New Cleaning School мы подготовили по этой теме подробный курс, а здесь я выделю ключевые моменты.
Сезон чистых фасадов
Примерно за месяц до празднования Дня Победы по всей стране объявляются так называемые месячники благоустройства: коммунальные службы моют многоквартирные дома, инженерные сооружения и другие объекты, которые находятся в ведении города. Коммерческую недвижимость владельцы и арендаторы должны привести в порядок своими силами — распоряжения по поводу мойки фасадов власти рассылают организациям каждую весну. Особенно это касается зданий, расположенных на центральных улицах, где проходят торжественные марши ко Дню Победы.
Но разумеется, юрлица моют окна и фасады не только по указанию свыше. Большинство компаний заинтересовано в том, чтобы их здания выглядели опрятно, ведь по внешнему виду складывается впечатление о бизнесе, который этим зданием владеет или его арендует. Кроме того, загрязнения накапливаются и постепенно разрушают фасад, а это грозит большими затратами в перспективе.
За зиму на окнах и фасадах накапливается копоть от промышленных выбросов и выхлопных газов, весной добавляется грязь из-под колес, пыль и пыльца. И все это становится видно на ярком солнце. К слову, ответственные владельцы заказывают мойку фасадов два раза в год: второй раз — осенью, в сентябре-октябре, чтобы зимой здание как можно дольше оставалось чистым. Кто-то, стараясь сэкономить, моет только раз в году — в середине лета. Так что клининговые компании обеспечены заказами на протяжении всего теплого сезона.
Хотя основной пул клиентов — это коммерческие юрлица, бюджетные организации также нередко заказывают мойку фасадов и окон. Накануне месячника по благоустройству появляется много тендеров на клининг административных зданий, вокзалов, образовательных учреждений. Нюанс в том, что в муниципальных тендерах обычно побеждает тот, кто предложит наименьшую цену, и крупным клининговым сетям зачастую невыгодно работать с такими заказчиками.
Технология мойки: что нужно знать
Есть несколько основных способов мойки — в зависимости от типа фасада, технического задания и возможностей клининговой компании. Самый распространенный вариант — промывка водопроводной водой без химии, это эффективно при несложных загрязнениях. Также нередко применяется ручная очистка с помощью моющих средств, тряпок и шубки для окон. Таким способом, как правило, моют застекленные фасады не выше первого-второго этажа. Процесс довольно долгий, но добиться чистоты вполне реально, а из оборудования понадобится только высокая стремянка.
Другое дело, что в этой нише высокая конкуренция и демпинг: весной на «Авито» и других агрегаторах можно увидеть огромное количество предложений от самозанятых и несетевых ИП. Работы выше второго этажа уже требуют специальной техники и опыта, и здесь картина иная: в городе может быть лишь несколько компаний, которые берут подобные заказы.
В New Cleaning мы используем телескопические штанги со щетками, в которые подается вода, и аппараты обратного осмоса — такой вариант подходит для большинства задач по очистке фасадов. С помощью штанги клинер спокойно может достать с земли до четвертого этажа. Мы применяем одновременно две штанги: с таким комплектом бригада из шести человек способна, к примеру, вымыть двух- трехэтажный торговый центр на несколько дней.
Важный нюанс касается воды. Обычная вода содержит соли и другие примеси, которые оставляют на стеклах разводы, поэтому в профессиональном клининге применяют аппарат обратного осмоса — он очищает воду до состояния дистиллированной воду.
Самый эффективный и самый дорогой способ мытья фасадов — это нанесение чистящей пены с последующей промывкой мощной струей воды. Так можно справиться даже со старыми загрязнениями и солевыми отложениями, но здесь потребуется дополнительное оборудование — мойка высокого давления с пеногенератором.
Для мытья стеклянных фасадов многоэтажных зданий клининговые компании нанимают промышленных альпинистов — высококлассных профессионалов с собственным оборудованием, которые могут очистить труднодоступные участки фасада. Это самые высокооплачиваемые специалисты в отрасли, их ставка рассчитывается за каждый спуск.
Высотные работы можно проводить только при наличии лицензии на промышленный альпинизм, удостоверения монтажника-высотника и наряда-допуска. Наиболее сложные заказы предполагают комбинированный подход — использование телескопических штанг, автовышки и ручной очистки на высоте. Конкуренция в этом сегменте очень низкая, а рентабельность — максимальная.
Активные продажи — основа успеха
Даже бригада из двух человек с телескопической штангой и аппаратом для очистки воды в горячий сезон может зарабатывать до 100 тыс. руб. в день. Но чтобы выйти на такие показатели, нужна обширная клиентская база. Как ее сформировать? В первую очередь с помощью активных продаж. Я рекомендую составить список перспективных заказчиков-юрлиц и накануне горячего сезона сделать каждому из них коммерческое предложение.
На практике это выглядит следующим образом: менеджер по продажам или владелец клининговой компании приходит, например, в торговый центр или ресторан и проводит короткие переговоры с лицами, принимающими решения. Для начала нужно поинтересоваться, планирует ли организация мыть здание к весне, и если да — предложить замер рабочей площади.
С помощью электронной рулетки такие замеры можно провести очень быстро. В зависимости от квадратуры рассчитывается стоимость клининга, потенциальный клиент получает прайс и визитку вашей компании. Вы, в свою очередь, заносите в CRM контакты руководителей организации и позже звоните им, чтобы договориться о деталях заказа.
Параллельно с активными продажами имеет смысл запустить онлайн- и офлайн-рекламу, создать посадочную страницу, посвященную мойке окон и фасадов, поучаствовать в государственных и коммерческих тендерах. Но все-таки основным инструментом остаются продажи через прямой контакт с клиентом. Когда новый франчайзи New Cleaning запускает бизнес, мы уделяем этому особое внимание. Наши менеджеры учат партнеров рассчитывать стоимость в зависимости от специфики и объема работ, объясняют, как правильно преподнести ту или иную услугу, дают скрипты переговоров.
Весенний старт: с чего начать, как заработать
Горячий сезон, то есть весна и осень в большинстве регионов России, — лучшее время для запуска клининговой компании. Логично открывать бизнес, когда он наиболее востребован. Начинать подготовку я рекомендую заранее, еще в феврале, чтобы спокойно зарегистрировать бизнес, купить оборудование, найти сотрудников, дать рекламу и предварительно договориться с заказчиками.
Большинство начинает с обслуживания физлиц — убирает квартиры, моет окна и балконы. На следующем этапе подключается ежедневная комплексная уборка небольших офисов и предприятий, затем, получив некоторый опыт и насмотренность в клининге, можно переходить к мойке фасадов. Наращивать парк оборудования для фасадных работ тоже можно постепенно: сначала приобрести одну телескопическую штангу и компактный аппарат для очистки воды, который можно перевозить на тележке.
Дальше по мере необходимости докупить мойку высокого давления, дополнительные штанги, бак для воды и бензогенератор, чтобы в случае чего не зависеть от подведенных на объекте коммуникаций. Чем больше оборудования, тем вместительнее понадобится машина: в New Cleaning, например, используют фургоны «Газель».
Некоторые компании со временем начинают брать заказы из смежных отраслей. Весной это обычно вывоз мусора и остатков снега, озеленение территорий, отделочные работы. В New Cleaning мы сосредоточились непосредственно на клининговых услугах, но такой вариант масштабирования, как показывает опыт других предприятий, тоже дает хороший результат.
Когда я запускал бизнес, я не знал о сезонности и начал работать в декабре. Мы не успели забрать предновогодние заказы, и дальше, в январе-феврале, клиентов почти не было. Зато весной заявки пошли так активно, что нам перестало хватать мощностей. Я принял решение продать свой автомобиль и купить несколько моек высокого давления Karcher и подержанную «Газель», на которую установил куб воды. Вот с таким комплектом, бригадой в 3–4 человека, мы стали мыть фасады до третьего этажа — и за весну и лето не просто отбили затраты, но вышли в плюс. То есть за счет высокого сезона компания смогла встать на ноги.
Я говорил, что готовиться к открытию лучше в феврале, но с франшизой реально запуститься и быстрее. У New Cleaning запуск нового партнера занимает месяц или меньше — еще можно успеть на предпраздничные весенние заказы и во всеоружии встретить осенний пик спроса.
Но главный плюс франшизы — это даже не скорость открытия, а возможность избежать критичных ошибок. Скажем, франчайзи New Cleaning обязательно проходят подробное онлайн- и офлайн-обучение, а также могут отправить своих менеджеров по продажам или бригадиров в обучающий центр в Тюмени. В нашей отрасли много нюансов, которые неочевидны для новичка, а мойка фасадов вообще считается высшим пилотажем клининга.
Например, бригадир должен уметь не только подбирать химию и оборудование для разных типов фасадов, оценивать, сколько нужно персонала, и грамотно распределять нагрузку, но и вести сопроводительную документацию. Он проверяет техзадание, составляет предварительный и итоговый акты о выполненных работах, акт о выявленных дефектах, проводит инструктаж по технике безопасности. Эти навыки помогают застраховать компанию от претензий со стороны клиента и проверяющих органов.
Как я уже сказал, стартовать можно без особых вложений и постепенно двигаться от простого к сложному. В Школе клининга есть базовый курс, который поможет сориентироваться в индустрии и выбрать удобную траекторию развития бизнеса. Но если вы хотите с самого начала зарабатывать на мойке фасадов, то рекомендую открываться по франшизе. Управляющая компания New Cleaning готова предоставить всю необходимую поддержку, в том числе взять на себя участие в тендерах, помочь с поиском проверенных субподрядчиков на крупные заказы и даже инвестировать в оборудование франчайзи.
Горячий сезон клининга уже начался! Если вы думали об открытии собственного бизнеса, сейчас — самое время. Задавайте вопросы в комментариях, пишите мне в тг или вкв телеграме — постараюсь ответить на все интересующие вопросы.