Почему стартап-культура убивает предпринимательство Статьи редакции

Мнение автора The Telegraph

Автор The Telegraph Лукас Майклайонис опубликовал свои размышления о том, как серийное предпринимательство и желание получить прибыль в краткосрочной перспективе разрушают концепцию предпринимательства — создания и развития компании. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод материала.

«Представьте себе человека, который основал стартап. Как бы вы его описали? Наверное, как молодого, амбициозного и прогрессивного предпринимателя. Такие как он воплощают это бессмысленное выражение — "ничего невозможного нет". И в этом проблема стартап-культуры: она создала миф, который разрушает жизни», — пишет автор The Telegraph Лукас Майклайонис.

По словам автора, в Великобритании насчитывается несколько сотен тысяч молодых ИТ-предпринимателей. Кроме того, согласно данным некоммерческой организации UnLtd, более половины опрошенных молодых людей планируют открыть свою собственную компанию.

«Преследуя свою цель, они воплощают такие революционные идеи, как производство брелков с презервативами и создание "такой же соцсети, как Facebook, только там наконец-то можно будет смотреть, кто зашел к тебе на страницу". Стартап-культура провоцирует распространение таких идей», — уверен Майклайонис.

Речь идет о такой культуре, которая романтизирует стартапы, представляя их самым легким способом разбогатеть и оказаться в роскошных лондонских ресторанах вместе с такими же толстосумами.

— Лукас Майклайонис

Кроме того, продолжает автор, молодые люди верят, что у ИТ-предпринимателей гибкий рабочий график, и с ними обращаются как со знаменитостями — до тех пор, пока не иссякнет их амбициозность: «Неудивительно, что венчурные фирмы, которые оказались еще одной жертвой этой культуры, накачивают деньгами британскую стартап-индустрию. И для многих предпринимателей они оказываются единственными смельчаками, готовыми вложить деньги в их фантастические идеи».

«Они верят, что смелой идеи, воплощенной в виде приложения, достаточно, чтобы захватить жадных до инноваций потребителей. К сожалению, это ложь: она идет вразрез с традиционной бизнес-практикой», — уверен автор. По мнению Майклайониса, некоторые ИТ-предприниматели действительно добились успеха, однако это не говорит о том, что каждый представитель поколения Y может повторить их историю.

«Эта культура наносит ущерб молодежи. Предприниматели нового поколения больше не хотят с пуританским аскетизмом сидеть в офисе, пытаясь свести баланс или провести исследование рынка перед запуском продуктов», — пишет автор The Telegraph.

Повальная вера в то, что нужно потратить, прежде чем заработать, диктует направление развития большинства стартапов. В результате молодым предпринимателям кажется, что отсутствие спроса — это результат недостаточных маркетинговых усилий.

— Лукас Майклайонис

«Это заблуждение, — продолжает автор. — А высокие расходы и отсутствие интереса потребителей становятся самыми популярными причинами смерти стартапов». В том случае, когда предпринимателям действительно удается создать инновационный и востребованный продукт, они не развивают компанию, а стараются поскорее продать ее корпорациям за большую сумму.

По мнению автора, в этом тоже виновата существующая стартап-культура: «Визитки с надписью "серийный предприниматель" уже никого не удивляют, а идея развития одной компании становится непопулярной».

«В прошлом, процветание компании было главным критерием определения успешности предпринимателя, — рассказывает Майклайонис. — Однако сегодня успешным считается тот, кто избавился от бизнеса за внушительную сумму денег». В результате появляется новый тип предпринимателя, который фокусируется на краткосрочном выигрыше и ставит открытие компаний на поток.

В стартап-культуре изменились акценты. Теперь все фокусируются на «успех через продажу», а не на «успех через развитие». В результате предприниматели вовлекаются в бесконечную игру по созданию компаний.

«Молодые предприниматели наивно верят, что одного только сильного желания достаточно, чтобы разбогатеть. Они полностью игнорируют реалии бизнеса, — уверен автор. — Однако чтобы разрушить этот миф, достаточно взглянуть на статистику гибели стартапов. В Великобритании половина компаний закрывается в первые пять лет жизни. В США картина еще более неутешительная: из-за отсутствия прибыли там закрывается 75% компаний».

«Кроме того, потенциальные предприниматели забывают о том, что для эффективного управления компанией требуется зрелость и профессиональная компетенция, и эти навыки не появляются по щелчку пальцев. Вдохновленные примером Марка Цукерберга, они забирают документы из университетов и открывают свои проекты, несмотря на то, что у них нет ни компетенции, ни опыта работы в частном секторе. Это еще больше увеличивает шансы провала», — пишет Майклайонис.

По мнению автора The Telegraph, хотя среди молодых людей быть ИТ-предпринимателем считается чем-то модным, чаще всего успешные стартапы создают те, у кого за плечами не меньше десяти лет профильного опыта. «Не похоже, что мифы, которые порождает стартап-культура, быстро исчезнут: их сила служит путеводной звездой для многих молодых людей. Аскетичный предприниматель умер — да здравствует делец, который терпеть не может считать», — заключает автор The Telegraph.

{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 28, "likes": 29, "favorites": 27, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 20654, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 13 Dec 2016 12:11:34 +0300", "is_special": false }
0
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
22

Это не только проблема стартап-культуры, но и современной культуры в целом. Маркетологи в погоне за быстрым рублём (долларом, евро) переупростили мир и создали мыльный пузырь быстрых результатов — английский за три недели, стартап за два дня, самооборона по методике ГРУ за 14 дней и т.д.

Вкалывать, фокусироваться на цели и ограничивать себя, упорно изучать новое перестало быть мейнстримом. И на этих граблях набьёт себе шишки целое поколение молодых ребят.

Вот только с пессимистичной оценкой я вовсе не согласен. Это естественный этап эволюции, ведь технологии действительно упростили многие аспекты жизни. Да, не настолько сильно, но и изучать 11 лет английский в школе, чтобы потом едва на нём связывать слова — это сегодня дикость.

Всё будет хорошо. Система самосбалансируется и придёт к новому равновесию, как уже делала сотни раз до этого.

Ответить
10

Хорошие мысли, но автор так и не дал собственного видения решения проблемы. Просто пожаловался на мир в лице стартап-культуры, судя по переводу. Напомнило бабку под подъездом :) которая часто твердит — "молодежь уже не та"... Но "The Telegraph" также формировал эту культуру с помощью своих мотивационных публикаций в стиле "Stay Foolish".

В общем, с мыслями автора согласен ) но они не полные, располагают лишь вместе на одной лавочке поплакать ))) Или либо устроить холивар в бизнес-среде между настоящими манимейкерами и предпринимателями.

Ответить
2

Зачем искать решения таких "проблем"? Система самоогранизовывается.

Ответить
1

Всех стартаперов в огромную яму с препятствиями и зверями, выдать по смузи, свитеру и вапорайзеру и пускай самоорганизовываются.

Ответить
8

Я не понял, здесь что, никому не нужен брелок с презервативами?

Ответить
2

Нет, все "худеют к лету" :)

Ответить
8

А это разве не естественный процесс эволюции, когда появляется что-то такое, что хотят все, а потом со временем все встает на свои места? Как у нас в свое время каждый второй выпускник был менеджером.

Мода - это ведь отличный рычаг для перераспределения капитала, старо как мир.

Ответить
5

"Я тут подумываю о стартапе, суть которого в создании онлайн-сервиса по доставке корма для попугаев на дом.... У нас тут и приложение для телефона будет... Сейчас все раскрутим и продадимся Apple... Как целевая аудитория узкая?! Знаете сколько владельцев попугаев в России?!?!"

вот поэтому....

Ответить
5

Ну, нет такого бизнеса как "стартап". Ты либо предприниматель, либо нет. Неважно новая бизнес модель или нет. Неважно новый продукт или нет.
Если "стартап" - это поиграться в крутышей за счет инвестора, то это не бизнес. Это растрата и воровство.

Ответить
3

:laughing: а не путаем ли мы причину и следствие?

Т.е. Нормальные предприниматели внедрили культурку, чтобы им не мешали делать сурьезный бизнес.

Венчурные инвестеры не укладываются в мою модель.

А если тупо разогрев рынка и схема пузыря, тогда все укладывается.

Ответить
2

Спрос рождает предложение - пока выгоднее продаться какому-нибудь очередному гиганту, вываливающему миллиарды долларов за "перспективный" стартап, это будет оставаться более популярной схемой развития, чем вариант "самому пилить свое дело двадцать лет, надеясь заработать сопоставимую сумму и рискуя прогореть".
А автор типично страдает о плохой молодежи и конце света, как Сократ 2500 лет назад.
Пусть лучше подумает о том, что "серийный предприниматель" вполне системно действует в своих попытках добиться результата - некой суммы на счету.

Ответить
0

Все верно. Рынок меняется - меняются и правила игры. Большинство разобьют себе лоб - это факт, но часть добьется успеха и загонят свой стартап взрослым компаниям. Автор просто остался в прошлом и не хочет принимать действительность.

Ответить
1

Отличная колонка прошлогоднего лета, например.

Ответить
1

Ну вот Pebble не продался

Ответить
0

Ничего в этом плохого не вижу, в повышении капитализации компании и дальнейшей её продажи. В своё время 10 лет назад в Киеве мы открыли около 30 фирм, только 5 фирм довели капитализацию до 1 млн. гривен и продали, одна была поглощена крупным холдингом. В этих компаниях были открыты все виды деятельности, кроме лицензионных. Выстрелили фирмы со следующими видами деятельности: юридические услуги, сельское хозяйство, производство металлопластиковых окон, сервисный центр по ремонту компьютерной техники. Что касается ИТ сектора: в 2005 году создал свой первый проект аналог нынешнего OLX, проект продержался около 10 месяцев и был закрыт.

Ответить
0

Нормально так долбать) 30 открыть, авость что и выйдет) Как вы со всеми 30 проектами управлялись?

Ответить
1

не все 30 мы открывали одновременно, с периодичностью 3 месяца, серьезно управляли только тремя фирмами, остальные существовали в вяло текущем режиме, ожидали своей очереди, после продаж сразу двух компаний, принимались за две другие новые фирмы. Остальные не дошли до финиша из-за кризиса, политической ситуации в стране, а основным считаю распад команды.

Ответить
0

Отличная статья!
Молодёжь "Вконтакте" забыла старое правило:
- Прежде чем решать проблему, надо признаться себе, что такая проблема существует.
А то по рынку ходят сторонники "позитивного мышления", которые считают, что "если о плохом не думать - ничего плохого не случится".

Ответить
0

Статья 2015 года - да, тогда как раз было модно ругать стартапы за то что они стартапы. Хипстеры со смузи вот это все - у нас же то же самое было.

Ответить
0

оффтоп: Почему, если я нажимаю на ссылку в Вашем портале скролом, открывается в другой вкладке и в той, на которой я ее нажал?

Ответить
0

баг видимо, какой вас браузер?

Ответить
0

yandex

Ответить
0

ну а что, запилить стартап и быстро его кому-то продать, получив деньги - это тоже бизнес!

Ответить
0

не все 30 мы открывали одновременно, с периодичностью 3 месяца, серьезно управляли только тремя фирмами, остальные существовали в вяло текущем режиме, ожидали своей очереди, после продаж сразу двух компаний, принимались за две другие новые фирмы. Остальные не дошли до финиша из-за кризиса, политической ситуации в стране, а основным считаю распад команды.

Ответить
0

Я понял. Бросаю эту затею с бизнесами-шмизмесами, пойду работать на какого-нибудь мудака, буду получать денег на пожрать и куплю к сороковнику Ладу Калину.

Ответить
–1

Ой, все.

Ответить

Комментарий удален

Комментарии

null