Люди не так часто используют ИИ чат-боты для эмоциональной поддержки, как кажется
Это вывод из исследования Anthropic, разработчика популярного чат-бота Claude. На основе чего подвергается сомнению распространённое мнение? Для чего тогда используют чат-бота? Читайте!
🔥 Еще больше интересного в моем канале продуктовые штучки
Что выяснили?
Массовое внимание к теме "виртуальных друзей" и эмоциональной поддержки через ИИ не отражает реального положения дел: подавляющее большинство людей используют ИИ-чат-ботов для практических, а не личных целей.
Лишь небольшая доля обращается к ним за поддержкой или виртуальным общением
Согласно отчёту, только 2,9% всех взаимодействий с Claude связаны с поиском эмоциональной поддержки или личных советов. Общение ради "компаньонства" и ролевые игры вместе взятые составляют менее 0,5% всех разговоров с ИИ.
Как люди на самом деле используют ИИ
Большинство пользователей используют Claude для работы и повышения продуктивности, чаще всего — для создания контента. Более востребованы у Claude такие запросы:
- Советы по улучшению психического здоровья
- Личное и профессиональное развитие
- Изучение навыков коммуникации и межличностного общения
Когда ИИ всё же становится "компаньоном»?
Исследователи отмечают, что бывают случаи, когда запросы на коучинг или консультацию постепенно переходят в общение ради "компаньонства", особенно если пользователь испытывает стресс, одиночество или трудности в реальной жизни. Однако такие длинные и личные беседы (50+ сообщений) — скорее редкость, чем правило.
Claude практически не отказывает пользователям, если только запрос не нарушает правила безопасности (например, не связан с опасными советами или поддержкой членовредительства).
В ходе консультаций и коучинга настроение пользователей обычно становится более позитивным.
Вывод о том, что настроение пользователя обычно становится более позитивным после взаимодействия с ИИ, основан на анализе диалогов между людьми и искусственным интеллектом, на основе массового анализа диалогов, где используются методы автоматического определения тональности (sentiment analysis) и отслеживания динамики эмоционального состояния пользователя в ходе общения с ИИ.
В частности, в исследовании отмечается, что при сравнении первых и последних трёх сообщений в таких диалогах наблюдается явный рост положительных эмоций у пользователей. Это означает, что по мере продолжения беседы с ИИ настроение собеседника становится лучше, что фиксируется с помощью анализа текста сообщений на предмет эмоциональной окраски.