Яндекс.Атом адаптирует ваш сайт под конкретного пользователя

Вчера «Яндекс» представил новую технологию — определение категории, к которой относится пользователь, на основе информации о его поведении в сети («Атом»). Несколько месяцев назад «Яндекс» уже представлял похожее решение - «Крипта».

Если «Крипта» могла отранжировать пользователя по паре десятков категорий, то «Атом» работает по гораздо более узким категориям. Помнится, на одной из лекций «Яндекса» в Политехе Андрей Плахов говорил о том, что пользователей поисковика можно разделить на 400 тысяч тематических категорий, взяв за основу историю запросов пользователя к поиску. «Атом» основан на похожем алгоритме, но только пользовательский профиль дополнительно обогащается информацией о перемещениях юзера в сети и кликах на результатах поиска.

В результате, владелец сайта может получать от «Яндекса» дополнительную информацию о пользователе. Эта информация может быть использована для того, чтобы динамически отдавать пользователю наиболее востребованный им контент.



 

Пользовательские категории, интересующие владельца, смогут задаваться самим вебмастером. Еще до конца не ясно, как именно это будет реализовано, на данный момент «Яндекс» хочет услышать предложения от вебмастеров на этот счет. Но возможность получить от крупнейшего поисковика информацию о вероятности соответствия пользователя той или иной категории, вероятно, заставит вебмастеров активно пушить этот процесс.

Мне, например, для сайта репетиторов, было бы очень полезно получать с помощью «Атома» вероятность, с которой пользователь относится к категориям «репетитор по английскому», «репетитор по математике» и.т.п. Особенно для тех пользователей, про которых я ничего не знаю (новые, без реферера, пришли на главную).

Очевидно, что актуальность технологии будет отличаться для разных типов пользователей.  Кажется, что наиболее востребован «Атом» будет для пользователей, пришедших на главную страницу. Для тех, кто приходит на внутренние страницы, особенно с результатов поиска, он будет практически бесполезен. Конечно, кроме тех случаев, когда внутренняя страница не соответствует ожиданиям пользователя  (например, поисковик неправильно определил релевантную запросу страницу, или вебмастер накосячил с оптимизацией). В таких случаях, с помощью информации от «Яндекса», можно попробовать «вытянуть» bounce rate таких пользователей на приемлемый уровень.

 



 

Я вижу несколько сценариев использования новой технологии «Яндекса». Самый простой — это блок с рекомендациями, динамически изменяющийся в зависимости от пользователя. Можно менять порядок ссылок в меню, поднимать наверх наиболее релевантные для пользователя ссылки. В общем, обогащение документа дополнительной, релевантной пользователю информацией, наиболее простой и понятный способ использования атома. А тех пользователей, для которых точность определения категории близка к 100%, можно будет попробовать автоматически редиректить на нужную страницу.

Тут, правда, открытым остается вопрос с клоакингом, когда пользователь и робот по одному и тому же урлу будут видеть разный контент. Динамический блок, по рекомендации «Яндекса», лучше закрывать от индексации (например с помощью noindex, или JS), т.к. он бесполезен для робота.

Как я уже говорил, на данный момент технология находится на стадии тестирования. «Яндекс» призывает владельцев сайтов принять в нем участие. Для этого нужно установить на сайте «Яндекс.Метрику», тщательно разметить цели и указать категории, по которым необходимо сортировать пользователей. Также сотрудниками «Яндекса» приветствуются пожелания по использованию и формату работы системы.

Варианта, по сути, два. Либо «Яндекс» будет пушить информацию о вероятности соответствия пользователя той или иной категории, а вебмастер сам будет обрабатывать эти данные и принимать на их основе решения, либо нужно будет установить специальный код от «Яндекса» и настроить в панели вебмастера, какой контент каким категориям пользователей показывать. А «Яндекс», классифицировав пользователя, уже сам подставит нужный кусок кода. Какой из этих вариантов будет воплощен в жизнь, будет зависеть от обратной связи, которую «Яндекс» надеется получить от владельцев сайта. После разговоров с несколькими сотрудниками «Яндекса», ответственными за технологию «Атом», у меня сложилось впечатление, что внутри компании склоняются ко второму варианту.

Вполне возможно, что желание вебмастеров видеть конкретные значения вероятностей по каждому пользователю перевесит мнение яндексоидов.




Автор статьи - Станислав Ставский, экс-аналитик «Яндекс.Поиска», руководитель отдела веб аналитики компании Эрудитор-групп.