«Технологии нас не спасли. Они поедают нас заживо»

Продюсер из США о том, как разработки из Кремниевой долины испортили жизнь обычных людей

В закладки

Американский продюсер и комик Мэтт Руби опубликовал в своем блоге на Medium размышления о том, почему многие современные технологии и ИТ-продукты отнимают у людей все свободное время, хотя изначально они создавались, чтобы его освобождать. По его мнению, занятость приводит к ослаблению личных связей между людьми, и реклама современных брендов это поощряет. Редакция vc.ru публикует перевод материала.

Мэтт Руби

«Сегодня всем нужна подработка», — так привлекает новых водителей реклама сервиса Uber. Затем в ролике звучит бодрая музыка, а стильный парень за рулем начинает двигаться в такт, демонстрируя всем своим видом, что это действительно очень весело.

А мне не смешно. Неужели они действительно пытаются сделать так, чтобы фраза «вторая работа» зазвучала привлекательно? «Это не вторая работа, а побочная занятость». Такими темпами мы все начнем говорить, что у людей с биполярным расстройством есть «побочная личность».

И что же произошло с нашей культурой, раз мы приняли как факт, что каждому нужно трудиться на нескольких работах: быть таксистом, сдавать каждый квадратный дюйм свободного пространства в квартире, или быть мальчиком на побегушках, который стоит в очереди за билетами вместо другого человека? И ведь мы считаем, что это «прогресс».

В старые времена все это было верным признаком того, что ваша жизнь идет под откос. Сейчас же это означает, что вы являетесь частью «экономики совместного потребления».

Помните те времена, когда технологии обещали нас спасти? «Все эти устройства сохраняют нам время, а значит мы станем более эффективными», — думали мы тогда. А сейчас все постоянно жалуются на свою занятость. Технологии нас не спасли. Они поедают нас заживо.

Технологии забирают обратно всё время, которое освободилось с их появлением. Неограниченный капитализм не вернет вам время, свободу или покой. Из-за него люди вынуждены работать до седьмого пота ради пары центов, чтобы отчет за четвертый квартал выглядел достаточно привлекательным для акционеров.

ИТ-компании говорят о себе, как о героях: вспомните все их рассуждения об «изменении мира». Пока же всё, что они делают — это разжевывают технологии для белых богатых ребят лет 20-30 от роду, которые хоть и выросли и переехали в большие города, но все равно ищут приложения, которые могли бы заменить им мамочку:

«Мама забирала меня с футбола» — вот вам Uber.
«Мама стирала мне одежду» — вот вам Flycleaners.
«Мама убирала мою комнату» — вот вам Handy.
«Мама покупала продукты» — вот вам Blue Apron.
«Мама готовила обед» — вот вам Seamless.

Люди из Долины даже придумали название для этого феномена — «мам-тех». Получается, что какие-то программисты-недоросли пытаются диктовать нам, как жить. И если речь зашла про Seamless. Как же я ненавижу рекламу этого сервиса доставки обедов в нью-йоркском метро, где они высмеивают тех, кто готовит себе еду самостоятельно и стригут всех жителей города под одну гребенку.

Сервис словно говорит нам:

  • «Готовят только бездельники или провинциалы».
  • «Вы ненавидите встречаться с другими людьми».
  • «Вы знаете, как зовут вашего курьера, а как ваших соседей — нет».
  • «Пока ваши друзья-провинциалы выкладывают фотографии детей, вы можете выложить фото вашего ужина».
  • «Вам не нужно пользоваться кухней, поэтому вы можете сдать ее в аренду».

И я уверен, что эта реклама задумывалась как комбо креативности и желания показать, что сервис понимает, чем живет Нью-Йорк. Но это создает атмосферу ужасной антиутопии, где полностью разрушились связи между семьей, друзьями и сообществом. Всеми вещами, который действительно имеют значение.

«Удовлетворите ваше желание не встречаться с людьми. Seamless — так ест Нью-Йорк». Подпись автора: «Это реклама сервиса, или призыв устроить стрельбу в школе?»

Это бесконечное колесо капитализма, в котором нас заставляют бегать технологии, доводя до грани помешательства. «Сегодня у всех должна быть подработка», — мне кажется, что это подходящий девиз для избирательной кампании Элизабет Уоррен в 2020 году. (Элизабет Уоррен, сенатор от штата Массачусетс, лидер прогрессивного крыла Демократической партии, выступает за сетевой нейтралитет, ограничение корпораций, повышение заработной платы, равную оплату труда и социальную защиту — прим. ред.)

#Мнения

{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f"], "comments": 44, "likes": 46, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 21324, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 16 Jan 2017 16:48:37 +0300" }
{ "id": 21324, "author_id": 61917, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/21324\/get","add":"\/comments\/21324\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/21324"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

44 комментария 44 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
26

Очередное нытье, конечно, но я сама как-то обратила внимание на такую вещь: посмотрите рекламу первого Самсунг Ноут. Что-то про парня-архитектора, который шел по пляжу, придумал и идею и быстро сделал скетч в Ноуте для будущего проекта.

Посмотрите рекламу одного из последних Ноутов (5-й вроде). Молодой парень тупо играет в игрульку, пока едет в лифте на собеседование. Там его видят с этим Ноутом, говорят: "Ты тот, кто нам нужен" (или парень говорит, что он тот, кто им нужен), и все - собеседование пройдено.

То есть от позиционирования мобильных гаджетов как помощников в работе, инструментов для творчества, меньше чем за пять лет перешли на тему развлекаловки и модности.

Автору опять же риторический вопрос: Как насчет удалить профиль с Медиума и уйти в лес жить собирательством?)

Ответить

Комментарий удален

0

Компьютеры тоже сейчас используются в основном для игр, хотя раньше задумывался как серьезный инструмент.

Ответить
0

Опять же, это иллюзия, что компьютеры теперь не используются для серьезных задач, потому что все в них играют. Игровой рынок не вытеснил профессиональный, а дополнил его. При этом рынок рабочих сред и профессионального железа все это время рос и никогда не был таким огромным (но не на фоне развелательного, конечно, а в абсолютных цифрах), как сегодня.

Ответить
0

А я разве говорил, что не используются для иных целей? Но как вы правильно сказали, на фоне развлекательной индустрии - у не сведущего человека может появиться мнение, что "все эти ваши компутеры и интернеты только для деградации".

Ответить
34

Если бы автор жил бы в 16 веке:
- Как же мне надоели эти книги. Изобрели дебилам печатный станок и все. Сидят под свечами, читают эту херню - портят себе глаза и мозги. Мне кажется книгопечатание отвлекает нас от главного - от прополки поля и крестовых походов.

P.S> ну и конечно забавнее всего, что он это опубликовал на своем бложике в Mediume. Сразу видно - настоящий взрослый человек, не то что мамкины хипстеры.

Ответить
0

Книги это другое. Технологии сейчас становятся обязательным условием выживания. К примеру на последней работе наличие ватсаппа и активное присутствие в рабочей группе обязательное условие, хочешь ты того или нет.
И "уйти жить в лес" не получится, технологии и туда доберутся и будут обязательными (как в случае с наличием паспорта и т.д.) иначе тюрьма. Система все сожрет независимо от воли индивида.

Ответить
1

вся эта мода на увлечение ИТ пройдет, наиграются люди во все эти вк , вотсаппы и другие финтиклюшки, им это надоест, приестся - будут искать себе новые увлечения..

Ответить
0

Точно, VR например.

Ответить
0

Какие финтюфлюшки? вк и вотсапы - это лишь инструмент коммуникации. А коммуникация никуда никогда не уйдет. Инструмент может отмереть, как аська или email. Раньше на работе было обязательное условие иметь корпоративную почту. Люди, интересно, так же говорили " Технологии сейчас становятся обязательным условием выживания."??

Ответить
24

«Мама хоронила бабку » — вот вам Umer.

Ответить
6

Я жил в Краснодаре, Москве и сейчас живу в Риге.

В Краснодаре и Москве работает 99% компаний, которые организовывают доставки, сервисы и т.п. через приложения/онлайн и т.п.
В Риге же, к сожалению, из 100% разнообразия осталось процентов 30 (причем, не то, что выбора нет, а нет даже операторов, например, нет отличной доставки пиццы через приложение). Мне нравится очень Рига и я счастлив жить тут, но касательно технологий вообще не согласен с автором.

Если раньше в Москве я мог заказать пиццу домой, купить в онлайн-кинотеатре фильм и с любимой классно провести вечер дома. Если раньше я мог сходить куда-то вечером с ней, потому что не надо стоять в очереди в кино за билетами, то сейчас все поменялось.

В Риге нет отличного сервиса доставки еды: я одеваюсь и иду пешком за пиццей
В Риге есть нетфликс, но больше ничего нет - мы начали смотреть какую-то ерунду
В Риге у кинотеатров реализована онлайн-покупка билетов так, что проще в очереди отстоять - вот уже третью неделю не можем сходить на ЛаЛаЛэнд
В Риге нет отличных виртуальных туров по фитнесам - надо проехать их и просмотреть все, так "руки и не дошли"

Да, Убер привлекает к себе водителей "подработкой", почему автор не упоминает о том, что и первая работа у этих людей "так себе производительна" - какая-нибудь готовка пиццы для заказа, а может даже и курьерство?
В общем, лично я на своей шкуре ощутил "привыкание" к технологиям именно с точки зрения провести времени с семьей больше, на меня это только с положительной точки зрения влияет.

Ответить

Комментарий удален

2

Человек просто упустил, что наша жизнь тоже усложняется (хотя уверен, что и 30 лет назад было не так все просто).
Например, из-за сильной урбанизации и роста городов, стало все сложнее и дороже передвигаться - возник Убер и подобные.
Из-за того, что экономическая модель сменилась (где-то на vc было несколько хороших статей про это) - зарабатывать лучше чем родители (условно говоря) стало куда сложнее. Из-за этого приходиться больше учиться и работать, делегируя все ненужное как-либо (например, сервисам по доставке еды).

Ответить
0

Ну не знаю где - но почти все мои знакомые зарабатывают больше родителей в десятки раз (условно говоря) :)

Ответить
3

Ну тут скорее это касается все остального мира. На жизнь наших родителей пришелся закат СССР и 90-ые, что сильно повлияло на экономические возможности их поколения.

Ответить
–1

я не понимаю, как человек, который хочет заниматься фитнесом, ленится сходить за пиццей, ленится съездить посмотреть фитнес-клуб, ленится постоять в очереди в кинотеатр. вы станете только здоровее от того, что вместо того, чтобы дома тупить в ноут в поисках пиццы, фитнес-клуба и кинотеатра, прогуляетесь и посмотрите все своими глазами и 20 мин постоите в очереди.
только не говорите мне, что фитнес - это другое, там осознанная нагрузка с модными тренерами, а ходить пешком - это пустая трата времени. древние люди (или еще не совсем люди) же все были дохляками, потому что у них не было фитнес-клубов и им приходилось в лесу охотиться и собирать ягоды.

Ответить
2

Зачем стрять в очереди? Когда это время можно дно простаять на рыбалке или проехдить на велике? Вы путаете удобства с ленью.

Ответить
0

Вообще не лень :) вопрос не лени. Просто когда человек из статьи рассуждает, что технологии для людей стали отбирать время и свободу - это смешно. Я начал проводить время меньше с семьей из-за технологий, меня это не парит, жену не парит, сходить в магазин, ресторан за едой - без проблем, это 20 минут, но по факту я понимаю, что спокойно мог бы это время провести дома
А что касается развлекаловки, то да, с доступом технологий мы чаще куда-то выходили, чем без них. И опять же - не вопрос в очереди простоять, вопрос в том, что зачастую если планируя кино в 18:30 ты осознаёшь, что приехать можно в 18:25 к ТЦ, то сейчас в 18:00, если к 18:00 не успеваешь, то и не едешь

Ответить
1

Рига, во-первых, в 20 раз меньше Москвы по населению и в 40 раз меньше по покупательской способности. Ну или там Лос-Анджелеса, стократно. Сервисы, которым нужен масштаб, тут долго еще не заведутся - вон, Красильщик жалуется на плохое радио, плохих журналистов, вы на плохую доставку жалуетесь (я тоже долго не мог привыкнуть, пожив на Кипре, где за 50 центов к счету тебе мгновенно привезут что угодно откуда угодно)... Да до сих пор не могу привыкнуть.

А вот заморочка с онлайн-покупкой билетов мне не понятна. Зашел на сайт, выбрал сеанс, ввел карточку, получил QR-код в почту, показал его на телефоне мальчику у входа в кинозал. Что не так? :)

Ответить
0

Причины-то я понимаю :)

Ответить
4

Это не технологии поедают, а маркетологи.

Ответить
0

С маркетологами все нормально. Проблема в стартап-идеях )

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

И те и те тут не при чем. Людей кормят тем, что они "потребляют". Комфортно быть "обощем", ничего не делать и только потреблять - велкам в новый мир Flycleaners, Handy и Blue Apron.

А вобще да, телефон, который потом стал смартфоном придумывался чтобы экономить время при обмене информацией, а динамит, думаю тоже все знают для чего, но, увы, Благими намерениями вымощена дорога в ад.

Ответить
1

И даже не маркетологи, а инвесторы. Мало по малу, а часто и вовсе нагло диктуя свои условия, полностью меняющие первые замыслы разработчиков. Найти того, кого интересует твоя идея и кто захочет в нее вложиться - хорошее начало. Инвесторы всегда хотят извлечь максимум прибыли

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

3

Такси, прачки и доставка еды существуют какбе не одно столетие. А время они экономят маме, которая выкинула белых богатых ребят лет 20-30 от роду из дома.

Да и что плохого в поиске комфорта и замены маме? Раньше нужно было искать жену, сегодня достаточно приходящей мейды.

Ответить
2

По сути, технологии должны были нам помочь, а в итоге тупо высасывают деньги

Ответить
1

Высасывают жизненную силу. Матрица епт.

Ответить
0

должны? с чего бы? технологии ускоряют прогресс, ускоряется ритм жизни и тот путь которое человечество проходило за 50 лет сейчас проходит за 20. Комфорта при этом никто никому не обещал

Ответить
0

То, что кому-то приходится подрабатывать в такси — не вина Uber. Более того, компания разрабатывает беспилотные автомобили, облегчающие жизнь и сокращающие загрязнение окружающей среды.

С Airbnb то же самое. Этот сервис очень облегчает жизнь путешественникам, по сути рефлрмируя всю индустрию.

Как мы видим, именно усилиями таких стартапов мир меняется к лучшему. Так что теория несостоятельна. Если вам не нравится, что друзья сидят в телефонах при встрече — просто попросите отложить их.

Ответить

Комментарий удален

0

Uber сделал проще жизнь очень многих людей. Этого вполне достаточно.

Ответить

Комментарий удален

0

Любите по телефону объяснять оператору службы такси, где вы находитесь? Или пытаться поймать бомбилу на пустой улице?

Ответить

Комментарий удален

1

В чём-то можно согласиться. Проблема только не в технологиях, а в механизме распределения благ. И то, что 8 человек в мире "стоят" как половина населения планеты только подтверждает её наличие.

Но в целом сегодня доступность знаний и самой жизни для всех куда выше, чем лет двадцать назад. А если приятели в кафе не могут вылезти из своих навороченных мобильников и насладиться живым человеческим общением — вина ли это Фейсбука?

Ответить
1

«Удовлетворите ваше желание не встречаться с людьми. Seamless — так ест Нью-Йорк». Подпись автора: «Это реклама сервиса, или призыв устроить стрельбу в школе?»

Какая логическая мать его цепочка привела автора к этому выводу?

Ответить
–1

для белых богатых ребят лет 20-30 от роду

белых

Еще один чурко-расист обижен тем, что белые подарили ему технологии.

Ответить
0

ну так это надо же на кого-то обижаться по жизни. Вот и ноют детки. Ну Трамп им устроит

Ответить
–5

Божечки, какой же он идиот. Вот когда в средние века чувак изобретал более крутой меч там композитной стали, то люди понимали, что их теперь начнут более интенсивно резать, а не рассуждали на тему, что "новые технологии нам должны помочь..."

с хера ли. никто вам ничего не должен. в человеке заложена резня и насилие самой эволюцией и с этим ничего не сделать, хоть тресни на своем Медиуме от переполняющего снобизма.

Ответить
–1

Из человека можно сделать и гуся. Главное правильно воспитать. Нужен междунаролный стандарт школ. Чтобы воспитывались земляне, воспитался - на тебе паспорт гражданина планеты. Такие резать не булут.

Ответить

Комментарий удален

0

Если вы открываете кафе и думаете про инстаграмм, сео, группы вк, а не про локейшен, локейшен и еще раз локейшен - то может вам просто и не нужно открывать кафе?

Ответить
0

Всем Лафарга "Право на лень"

Ответить
0

Вы сами выбираете, что и как делать. Всем насрать. Лично мне технологии помагают, я не работаю больше. А даже если и работаю, то могу отдохнуть в любой день недели. Культ жизни прежде всего!

Ответить
0

Норм мужик говорит, веселее было бы если бы Торшина это написала:)

Если серьёзно это просто о необходимости формировать этический кодекс науки и инноваций, иначе свалимся в киберпанк

Ответить
0

«Вы ненавидите встречаться с другими людьми».

«Вы знаете, как зовут вашего курьера, а как ваших соседей —

нет».

Но ведь так оно и есть.

Ответить

Комментарий удален

0

не в "тусовке", вот и бесится

Ответить
0

авторские левые идеи очевидно одобрять нельзя, но рассуждения на тему инфантилизма вполне подтверждаются практикой... шеринг-апокалипсиса никакого от этого не будет, наоборот - это один из этапов и инструментов взросления и есть фактически. но хотелось бы этот этап пройти побыстрее и без больших издержек, конечно. с системой образования осталось только разобраться, угу...

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления