Другими словами, государства враждовали и служили друг другу примером, что не позволяло им стать совсем уж авторитарными. Гиббон также отмечает, что «в состоянии мира развитие образования и производства ускоряется за счет симуляции существования множества активных конкурентов». Другие мыслители эпохи Просвещения, — к примеру, Дэвид Юм и Иммануил Кант — считали так же.
Начиная с реформ Петра Великого в России и заканчивая спешной технологической мобилизацией в США в ответ на запуск советского Спутника в 1957 году конкуренция между государствами всегда была мощным двигателем экономики.
Однако — и это, пожалуй, более важно — «штатная система» не давала политическим и религиозным властям полностью ограничивать прогресс. Если консервативный правитель решал покончить с еретическими и подрывными (то есть оригинальными и креативными) идеями, его самые одарённые подданные могли просто перебраться в другую страну.
Но тут есть и контраргумент: политической фрагментации было недостаточно. Индийский субконтинент и Ближний Восток были фрагментированы на протяжении большей части своей истории, а Африка и того больше, однако в этих частях света Великого обогащения не было. Очевидно, им не хватало чего-то ещё.
Размер «рынка», в условиях которого жили интеллектуалы — элемент научного и технического прогресса, который обычно получает мало внимания. Например, в 1769 году Мэтью Болтон писал своему партнеру Джеймсу Ватту: «Я не вижу смысла в том, чтобы производить двигатель только для трех стран; однако смысл есть в том, чтобы производить его для всего мира».
Что было справедливо для паровых двигателей, в той же мере подходило и для книг и эссе по астрономии, медицине и математике. Авторы этих трудов терпели издержки, так что для них размер рынка был важен. Если бы фрагментация означала, что каждый инноватор мог рассчитывать лишь на небольшую аудиторию, то у людей не было бы мотивации изучать что-то новое.
Однако в ранней Европе Нового времени политическая и религиозная фрагментация не мешала инноваторам связываться с аудиторией. Каким бы разобщённым ни был политический ландшафт того времени, в интеллектуальном и культурном сообществе царило единство.
Европа предлагала более или менее цельный рынок для идей. Более того, весь континент опутывала сеть из образованных мужчин и женщин, так что эти идеи было кому распространять. Корни европейского культурного единства лежат в античном наследии — латынь для интеллектуалов того времени была lingua franca, общепринятым языком. Объединяла жителей и структура средневековой Католической церкви. Ведь задолго до того, как термин «Европа» вошёл в обиход, эти территории называли «Христианским миром».
Хотя на протяжении большей части Средневековья интенсивность интеллектуальной активности (в плане как количества участников, так и горячности дебатов) была относительно низкой, после 1500 года мыслители из разных государств уже общались между собой.
В ранней Европе Нового времени границы стран мало что значили для малочисленного, но живого и мобильного сообщества интеллектуалов. Несмотря на то, что средства передвижения тогда были медленными и не слишком комфортабельными, многие из ведущих мыслителей Европы постоянно перемещались между государствами.
Возьмем, к примеру, рождённого в Валенсии Хуана Луиса Вивеса и Дезидерия Эразма Роттердамского, двух из наиболее заметных лидеров гуманизма в Европе 16 века. Вивес учился в Париже, большую часть своей жизни прожил в Фландрии, но в то же время был членом оксфордского Колледжа Корпус-Кристи. Также он какое-то время обучал Мэри, дочь Генри VIII. Эразм же постоянно перемещался между Лёвеном, Англией и Базелем. Также он успевал заезжать в Турин и Венецию. А в 17 веке интеллектуалы стали ещё более мобильными.
А я всю жизнь считал, что богатство Европы и Британии своим происхождением прежде всего обязано колониям. Разграбленной Южной Америке, плантациям сахарного тростника и кофе в Африке и той же Америке, тоннами специй, вывозимых из Ост-Индии, шерстяным мануфактурам и потом фабрикам в той же Индии, торговлей опиумом из Индии в Китай в огромных масштабах, захвату рабов в Африке и их продаже, и прочим радостям жизни. Возможность быстрого обогащения и потом создание не зависящего от тебя и твоих усилий денежного потока создавала целый класс людей, которым не надо было думать, где взять еды на завтра, они могли посвятить себя науке, искусству и вечным ценностям :-)
Но что сделало возможным колониальный мир и почему именно Европа стала метрополией а не кто-либо еще?!
Это следствие доминирования Европы, а не его причина.
По вашей логике:
1) После краха колониальной системы Европа должна была загнуться, а колонии расцвести (ведь больше их никто не эксплуатирует), но большинство колоний деградировало до уровня местного царька, который выжимает все ресурсы, а Европа, если и не расцвела, то как минимум не деградировала.
2) История знает огромное количество экспансивных империй, что подминали под собой огромную территорию, но класс элит, который создавался в таких империях предпочитал придаваться радостям жизни, а не науке.
3) Даже наша страна, имея доступ к европейским технологиям, но не имея европейский институтов, подмяв под себя огромную территорию (и давайте смотреть правде в глаза - Средняя Азия и тд были в первую очередь нашими колониями), не пошла по европейскому пути.
Золотая орда в вашу логику не вписывается
Рекомендую книжку "Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными"
Если коротко: контроль за рынками.
Пока страна слаба в производстве она защищает свои рынки. Как только производство стало конкурентное - они начинают петь про то как прекрасен свободный рынок.
Более того - у Европы, даже Скандинавии, всегда был хороший климат. Из-за этого с продовольствием было намного меньше проблем.