Управленческое зло: чем плох микроменеджмент и как с ним справляться
«Мегаплан» опубликовал материал Александра Литвина — подробный разбор портрета руководителя, придерживающегося микроменеджмента в процессе управления. Как распознать в своем руководителе жесткого управленца и что делать, если в наследство от предыдущего босса вам достались «микроподчиненные». Редакция vc.ru публикует материал с разрешения авторов.

Великую Китайскую стену строили бы до сих пор, если бы прорабы проверяли укладку каждого кирпича. В некоторых компаниях так и происходит. Руководители контролируют каждый шаг, думая, что это и есть созидающий менеджмент. Но все наоборот.
Статья будет полезна тем, кто работает под началом микроменеджера или управляет безынициативной командой.
Что за зверь такой — микроменеджмент
Это чрезмерный контроль над работниками. Руководитель с таким стилем управления неоправданно часто и жестко контролирует подчиненных. На самостоятельность он накладывает табу, а круг должностных обязанностей сужает до механического выполнения заданий. Это плохо.

Любое дело превращается в рутину, люди теряют уверенность в своих силах, скорость работы снижается. Страдает и качество — руководитель не может быть всегда прав.
Микроменеджмент особенно вреден там, где итог работы зависит от творческого подхода и нешаблонного мышления (например, в ИТ). Креатива не видать — результат всегда будет однобоким, зависящим от образа мышления и опыта начальника.
Последствия тотального контроля обратимы, но для этого нужно время. У людей, долго работающих с микроменеджером, «мышца» инициативы атрофируется. Она укрепится с новым руководителем или в другой компании, если порок тотального контроля поразил вертикаль управления.
Откуда берется микроменеджмент
Этой хвори подвержены боссы разного калибра. Вот основные амплуа микроменеджеров.
Неоперившийся руководитель
Он многого не знает, сомневается в себе, пытается избежать ошибок. Делегировать пока не научился — тянет на себе все, работая медленно и неэффективно. Усиливает контроль, полагая, что причина плохого результата и ошибок в подчиненных.

Выпускница престижного вуза Люба по знакомству устроилась менеджером в банк. Она умница, но без опыта работы и управления. Цепляясь за карьерную лестницу, Люба вычитывает каждый документ подчиненных, проводит пятиминутки каждый час, задерживает сотрудников по вечерам. За это Любу не любят.
Профессор околовсяческих наук
В компании может быть только один сотрудник с этой «ученой степенью», поэтому в компетенции подчиненных «профессор» сомневается. Особенно если они младше. К успехам других такой микроменеджер относится снисходительно, а свои заслуги раздувает. Все это на фоне неусыпного контроля и не всегда конструктивной критики. Как правило, «профессор» не берет на работу более сильных людей, опасаясь конкуренции.

Проектный менеджер Арсений работал пиарщиком в «Газпроме». Он вворачивает этот факт в каждой ситуации, когда его мнение звучит неубедительно. Сеня обожает мысль «инициатива наказуема» — чем меньше рациональных предложений и иных точек зрения, тем крепче его позиция. Команде опостылела такая работа.
Вездесущий менеджер
Он уверен, что результат зависит от количества контролируемых вопросов. Просит ставить его в скрытую копию писем, критикует промежуточные итоги, обсуждает один вопрос по несколько раз. Часто путается, забывает и опаздывает, ведь берет на себя больше, чем способен потянуть. Если что-то происходит без его ведома, воспринимает это болезненно.

Петр — руководитель отдела логистического оператора. У него толковая команда. Она могла бы успевать больше, если бы не… Петр. Заказчик ждет груз лишние сутки — вездесущий микроменеджер трижды проверяет контракты и путевые листы. Даже в отпуске у него каждый день скайп с командой. Пока жена и дети купаются, Петр ругается с отделом таможенного оформления. И компания, и заказчики страдают от такого руководства.
Потомственный контролер
Это руководитель, который: а) работал под началом микроменеджера; б) стал жертвой гиперопеки родителей. Негативный опыт в каждом из этих случаев формирует модель поведения контролера.
Катя — руководитель отдела оптовых продаж. Результатами каждого звонка подчиненных она интересуется не от хорошей жизни. Руководство жестко спрашивает с нее по всем сделкам, и Катя вынуждена контролировать каждый шаг менеджеров, чтобы исключить вероятность ошибки. Для всего отдела работа стала рутиной.
Ваш начальник — микроменеджер
Говорить об этом можно, если он:
- уделяет много времени оперативным задачам в ущерб стратегическим вопросам;
- интересуется не столько результатом, сколько текущими действиями;
- верит, что есть два варианта — его и неправильный; навязывает свое мнение, не одобряет инициативу и самостоятельность;
- уточняет несколько раз в течение дня, как продвигается работа; требует писать промежуточные отчеты даже по второстепенным делам;
- не умеет делегировать; новые задачи взваливает на себя;
- жестко реагирует на критику и ошибки работников, подвергая сомнению их компетенции;
- тормозит процесс; команда работает быстрее, когда руководитель уходит в отпуск либо на больничный.
Если хотя бы на двух пунктах вы закивали, то ваш босс — один из них. Погодите паниковать. У микроменеджмента, как и у любой болезни, есть несколько степеней.
С начинающим контролером можно договориться — он еще адекватно реагирует на критику и предложения. Убедите его требовать спрос с вас за результат, а не за процесс.

Это возможно. Нассим Талеб в книге «Черный лебедь» приводит пример биржевого трейдера Ниро Тьюлипа. В начале карьеры, устроившись в инвестиционный банк, Ниро столкнулся со стандартной формой оценки сотрудника. Руководство полагало, что она отражает производительность, Ниро считал это бредом: форма не позволяла судить о качестве работы, а лишь поощряла погоню за краткосрочной выгодой.
Впервые получив форму отчета, Ниро медленно порвал ее на глазах у начальника. «То было великолепное сочетание изящества и достоинства. Ниро знал: теперь либо уволят, либо оставят в покое. Его оставили в покое…»
Мы не призываем вас рвать документы перед начальством — попробуйте договориться с ним.
Микроменеджеру со стажем сложно выйти из амплуа и при общении с коллегами своего уровня корпоративной иерархии. Отсюда конфликты между отделами. Если это ваш случай, вежливо дайте понять коллеге, что вы не его подчиненный и решать общие задачи вы будете вместе. Разделите обязанности, оговорите сроки — это мягко поставит старательного менеджера на место.
Закоренелого контролера практически не переделать, особенно если он собственник бизнеса. Смиритесь или уходите.

Понять, что всеми процессами управляет микроменеджер, можно по одинаковому результату. Итог работы команды предсказуемый, в каждом решении угадывается образ мышления, чувство стиля или язык руководителя. Помните агентов Смитов из «Матрицы»? Идеальный коллектив, по версии бизнесмена-микроменеджера.
Ваши подчиненные привыкли к микроменеджменту
С этим можно столкнуться, когда в компанию приходят новые люди или вас назначают руководителем другого отдела. Будьте готовы расшевелить «микроподчиненных».
Понять, что они привыкли к работе из-под палки, легко. Такие работники:
- часто срывают сроки;
- работают быстрее, если над ними «стоят»;
- избегают ответственности;
- не предлагают нового, работают по шаблону;
- просят проверить мелкие итерации «на всякий случай»;
- путаются, объясняя свои действия;
- настроены на процесс, а не на результат.
Ваша задача — выявить этих людей и помочь им поверить в свои силы, мотивировать работать без кнута и пряника. Дозированно «кормите» их свободой выбора, приучайте к самоконтролю, приветствуйте инициативу.
Помогите сотрудникам осознать цели и видение бизнеса и понять, какие ценности вы предлагаете клиентам, что улучшаете. Так люди будут лучше понимать круг своей ответственности и смогут сравнивать, совпадает ли результат их работы с ожиданием компании.
Когда микроменеджмент полезен
Такой стиль управления (в разумном объеме) оправдан в некоторых ситуациях.
- Нужно обучить новичка. «Учитель» должен понимать: тщательный контроль нужен только на этом этапе. «Курс молодого бойца» не может перерасти в постоянный персональный надзор.
- Работники отбились от рук. Лечите жертв попустительского руководства уместными планерками и отчетами, поощрениями, штрафами и KPI.
- Менеджер предлагает лучшее решение. Видение руководителя в этой ситуации отражает стратегические интересы бизнеса.
Евгений — собственник и директор нишевой ИТ-компании. Для его бизнеса важно, чтобы каждый новый проект расширял экспертизу, украшал портфолио. Хорошо, когда опыт сотрудника позволяет креативить. Но если его творчество — сухой шаблон, руководитель становится микроменеджером-спасателем.
«Стать контролером поневоле можно, если специалисты, которым нужно работать вместе, не понимают друг друга. Важно вовремя увидеть изъяны коммуникации, чтобы не скатиться в микроменеджмент позже, на этапе правок, принятия работы заказчиком. Иначе работники будут тыкать друг в друга пальцами, перекладывать ответственность и саботировать».
Микровыводы
В большинстве случаев микроменеджмент — управленческое зло. Тормозит процессы, делает работников неуверенными, ограничивает результат опытом и вкусами руководителя. С этим нужно бороться.
Микроменеджерами становятся по ряду причин, но симптомы едины. Такой босс продавливает свой взгляд и отвергает альтернативы, концентрируется на процессе, не доверяет подчиненным. С начальником на «ранней стадии» микроменеджмента можно договориться. К работе в режиме контроля привыкают и рядовые сотрудники. Это легко диагностируется и лечится умелым руководством.
В некоторых ситуациях микроменеджмент нужен. Попечительское управление поможет обучить новичка, встряхнуть обленившихся работников, принять стратегически верное решение.
Цели исковеркать название ради хайпа не было.
Незапланированное воскресное расследование о том, как топовый автор обманывает читателей vc.ru
Вялая волатильность в акциях продолжается, а дивидендный сезон ещё не начался. Геополитические новости и появляющиеся отчёты вносят свои корректировки, а я внёс очередную сумму на брокерский счёт и продолжаю покупать в свой портфель. Посмотрел, как идут успехи с приведением его к целевым значениям. Размер портфеля составляет 2,430 млн рублей.
Он должен вернуть на землю в том числе экипаж миссии Boeing Sraliner, который застрял на станции из-за неисправности своего корабля.
Почему лендинги, несмотря на мифические кейсы вроде «одна страница = миллион продаж», на самом деле чаще становятся причиной потери денег, а не источником успеха и развития компании? Давайте разбираться.
Батюшку окрестили вором и мошенником! Правда ли, что я несколько месяцев обманывал аудиторию, — давайте разбираться.
Всем желающим купить первичную недвижку лучше присесть. Она подорожала до максимумов, спасибо льготной ипотеке. Но есть и хорошие новости для фанатов крепкого рубля и дивидендов. Пока крипта валится вниз, замедляется рост инфляции, а эксперты гадают по поводу снижения ключевой ставки. В вашем любимом дайджесте ещё много про что, читайте!
Девушка была главным редактором журнала, но нахамила любовнице босса и её уволили. Запустила свой журнал, о котором узнал весь город, но перед этим были конфликты, кражи денег и отчаяние.
Привет, меня зовут Мария. Я — занимаюсь боксом, но, как оказалось, в битве с Telegram-каналами я пропустила нокаутирующий удар. За моей спиной два года взлетов, падений и долгов, которые могли бы стать сюжетом для драмы, если бы не были такими смешными. Сегодня я расскажу, как я потеряла свои кровные, набрала долгов и почему Telegram — это не тольк…
Я очень долго думал, что Стратег подразумевает аццкие компетенции в построении Стратегий. Типа как Император Бонапарт, стоишь на холме, под тобой поле сражения. Конница справа, артиллерия слева, посредине тоже кто-то есть.
"интересуется не столько за результат, сколько за процесс"
Серьёзно? От создателей "я скучаю за тобой" и "поясни за статью".
Вездесущий менеджер со временем превращается в вездесрущего, основная характеристика плохих руководителей.
"За это Любу не любят" - но Любе как-то... Все равно на это)
Спрашивать за результат нужно помоему у хороших профии своего дела, коих на рынке раз и обчелся. Как правило приходится работать с так себе специалистами, отсюда видимо и вездесущий контроль.