{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

«Рынок в тумане, но провал Uber не обрушит пузырь» Статьи редакции

The Atlantic побеседовала с экспертами отрасли о том, как лопнет новый ИТ-пузырь и когда это произойдёт.

«Особенность рыночных пузырей заключается в том, что никто не знает, насколько они велики, — пока они не всплывут. И когда становится ясно, каковы их объёмы, обычно уже поздно», — пишет редакция The Atlantic.

Крах доткомов в начале 2000-х годов обошёлся индустрии в $5 трлн. С тех пор представители отрасли гадают, когда же лопнет следующий пузырь и сколько ещё инвестиций успеют влить в стартапы фонды. Эксперты отмечают ранние сигналы надвигающегося кризиса: закрытие или поглощение компаний, снижение объёма инвестиций и выходов на биржу, завышенная стоимость акций, падение стоимости стартапов.

«А затем на рынке появляется условный Uber, который, несмотря на убыточность, оценивается в $70 млрд и оказывается в центре одного скандала за другим. Только в 2017 году против стартапа объявили бойкот, его обвиняли в незрелости корпоративной культуры и краже интеллектуальной собственности».

Каждый раз, когда кто-то пытается привлечь очередные инвестиции, я боюсь, что рухнет вся отрасль.​

— пользователь агрегатора Hacker News

«Будущее Uber, технологий, огромные средства и тысячи рабочих мест висят на волоске. Насколько все эти вещи связаны и взорвётся ли пузырь вместе со стартапом — вопрос, который не дает никому покоя, и на который ни у кого нет ответа. И он достоин обсуждения», — пишет The Atlantic.

«Такие проекты постоянно балансируют на краю. Если Uber спотыкается, сердца представителей индустрии уходят в пятки», — продолжает The Atlantic. Часть пузыря, пишет издание, образуется в среде с низкой процентной ставкой — деньги стекаются туда, если стекаться больше некуда.

Это, по мнению The Atlantic, ключевой момент — и именно он определяет реальную стоимость Uber. Проблема проекта в том, что он не предлагает ничего уникального — на этот рынок может войти любой разработчик. Для пользователя переход с одного приложения на другое не составит особенного труда: единственное, что ему нужно будет сделать, — заново ввести данные банковской карты.

Что произойдёт с другими компаниями-"единорогами", если Uber падёт? Что будет потом?​

Эксперты, с которыми удалось побеседовать The Atlantic, не думают, что возможный крах компании подорвёт всю остальную отрасль. «Важно видеть разницу между действительно ценными проектами и пустышками, которые получили деньги только потому, что их было больше некуда вкладывать».

В качестве примера редакция приводит медицинский стартап Theranos, который предлагал клиентам прогрессивную технологию тестирования и анализа крови. Компания оценивалась в $9 млрд, а позже выяснилось, что всё это время её основатели обманывали инвесторов и пациентов.

«Theranos развалилась, но пузырь так и не всплыл. Возможно, в этот раз всё не так, как во времена доткомов. Вопрос в том, считают ли инвесторы случаи с Theranos и Uber симптоматичными или полагают, что это лишь единичные примеры, — объясняют эксперты. — Инвестиционная среда сейчас совсем не та».

Как объясняет редакция The Atlantic, скептикам стоит обратить внимание на два основных изменения, который произошли с момента краха доткомов.

Первое — почти каждая компания к 2017 году успела стать технологической. В 2000-х годах никто не интересовался технологиями, а иногда пользователи даже не подозревали, что именно у них в руках. Сейчас технологиями пользуются все. По мнению экспертов, это создаёт некую защиту для инвесторов.

Второе изменение заключается в том, что рынок стал гораздо более разнообразным, — как и вкладывающие в него средства инвесторы. Во времена доткомов интернет-компании финансировала небольшая группа людей, а сейчас деньги поступают от самых разных фирм и частных инвесторов и направляются в широкий спектр отраслей.

Поддерживающая стартапы инвестиционная инфраструктура изменилась — и это во многом связано с тем, как изменилось отношение к технологиям. Если Uber провалится, — хотя не факт, что это случится, — что скажут инвесторы? «Очень жаль, что мы финансировали технологический сектор» или «очень жаль, что мы финансировали эту компанию»?​

Представители рынка считают, что провал Uber покажет другим предпринимателям, как не стоит вести бизнес. Уже сейчас компании приходится прикладывать всё больше усилий, чтобы поддерживать и восстанавливать свой имидж после очередных скандалов.

«Uber появляется в новостях не в связи со своими успехами или разработками, а в связи с поведением руководства. Если компания закроется, другие основатели поймут, что вести бизнес таким образом на ранних этапах развития продукта может быть продуктивным, но на более поздних только навредит проекту», — объясняют эксперты.

При этом инвесторы всё чаще смещают внимание с платформ, агрегаторов и прочих разработок на более наукоёмкие проекты: датчики самостоятельного вождения для автомобилей, медицинские технологии, исследования в области робототехники.

Однако многие полагают, что вне зависимости от судьбы Uber пузырь рано или поздно лопнет — на рынке намечается стагнация. Инвесторы уже не так охотно раздают свои средства стартапам. «Рынок в тумане — ровно как в 2001 году», — говорит один из партнёров фонда Sequoia Capital Ральф Бота.

«Стартапы не должно волновать, сколько ещё инвестиций привлечёт Uber — так или иначе, его судьба вряд ли окажет влияние на образовавшийся пузырь. Важно понять, что корректировка рынка уже началась. Вопрос в том, лопнет пузырь так же резко, как в прошлый раз или просто сдуется», — заключает редакция.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Варвара Макарова

Знаете, вызвала я тут убер...а приехала машина, вся брэндированная, но далеко не убером...Вам не кажется, если бы я хотела заказать такси другого перевозчика, я бы так и сделала. Прям выбесили. А когда-то убер так хорошо начинал...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антон Лапшин

это нормально. как я понимаю, многие таксисты в РФ подключены сразу к нескольким агрегаторам. Сам такое не единожды замечал, когда заказываешь машину в яндекс.такси, а приезжает авто, явно размеченная каким-нибудь местным таксопарком, который ещё и стопроцентно к rutaxi подключен.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Порозов

Uber будет на плаву, до тех пор, пока будут деньги на оплату водителям разницы между тарифом и реальной стоимости поездки. Деньги ИНВЕСТОРОВ. Не секрет, что водителям доплачивает сервис, чтобы конкурировать по цене с другими приложениями. Время покажет.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Larin

Кто доплачивает яндексу? Там при прочих равных цены ниже

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Порозов

Я не теоретик, в этой сфере. Сам и за рулём катался, чтобы вовремя сотрудникам з/п выплачивать. Не буду открывать всех секретов этой "кухни", переубеждать или открывать глаза, Вий)). Время, всё поставит на свои места и всех рассудит. На сегодня пользуюсь правом высказать свою точку зрения.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Судя по отечности Яндекса, их сервис жрет очень приличное кол-во денег и они уже далеко не в прибыли за прошлый год. Так же вынуждены вести агрессивный маркетинг.
Вообще, этот агрессивный маркетинг и нацелен на то, чтобы выжить конкурентов с рынка. У Убера денег намного больше, чем у всех сервисов вместе взятых, но ему приходится сразу бороться со всеми на разных континентах

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Шушлонов

До едавнего времени был партнёром Uber. Что касается доплат, да, Вы правы, он доплачивает. Действуют повышающие коэффициенты, они постоянно скачут и варьируются от 1,1 до 1,8. Но при этом и комиссия у Uber не 10%, как у Rutaxy, а 25%.
Небольшая математика:
Цена поездки - 100 руб
Повышающий коэффициент - 1,1
Окончательная цена поездки для водителя: 100*1,1=110 руб
Комиссия Uber: 110*25%=27,5
Профит, 17,5.
При этом профит Rutaxy или Максим будет только 10 руб.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шушлонов

До едавнего времени был партнёром Uber. Что касается доплат, да, Вы правы, он доплачивает. Действуют повышающие коэффициенты, они постоянно скачут и варьируются от 1,1 до 1,8. Но при этом и комиссия у Uber не 10%, как у Rutaxy, а 25%.
Небольшая математика:
Цена поездки - 100 руб
Повышающий коэффициент - 1,1
Окончательная цена поездки для водителя: 100*1,1=110 руб
Комиссия Uber: 110*25%=

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шушлонов

=27,5 руб
Итого профит- 17,5 руб

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Вообще, конечно, рассказ похож на рассказ человека, который неудачно встал в шорт на растущем рынке)
Пузырь безусловно сдуется, но через пару лет он снова надуется. Это всего лишь круговорот бабла в природе.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда