«Такие "качальщики" забивают сеть для других абонентов»

​Почему крупнейшие российские операторы сначала ввели, а затем отказались от безлимитного интернета.

С начала 2017 года федеральные сотовые операторы стали отказываться от тарифов с безлимитным интернетом. У большинства из них такие предложения появились только в 2016 году. Редакция vc.ru вспомнила, как российские операторы вводили и отказывались от безлимитного интернета, а также собрала мнения экспертов.

«Такие "качальщики" забивают сеть для других абонентов»

Пионером безлимитного мобильного интернета была компания «Скартел», которая принадлежит «Мегафону» и работает под брендом Yota. Она первой запустила тарифы с неограниченным трафиком в 2014 году, когда начала предоставлять услуги голосовой мобильной связи.

В 2016 году примеру Yota последовали четыре федеральных оператора. Весной предложения с неограниченным интернет-трафиком представили «Вымпелком» (бренд «Билайн») и МТС.

«Мы видим непрерывный рост популярности мобильного интернета, практически половина пользователей в нашей базе уже пользуется смартфонами. Мы ожидаем, что новый тариф будет очень востребован», — говорил тогда директор по маркетингу массового рынка МТС Вячеслав Николаев.

«Мегафон» в июне 2016 года запустил дополнительную опцию, которая позволяет абонентам оператора на пакетных тарифах пользоваться мобильным интернетом без ограничений за посуточную плату. В «T2 РТК холдинге» (бренд Tele2) тогда утверждали, что у компании нет планов по запуску тарифов или опций для безлимитного мобильного трафика.

Тарифы с 15 ГБ интернет-трафика и опции с 30 ГБ трафика позволяют обеспечить большинство пользователей необходимыми им услугами с хорошим качеством, объяснял представитель Tele2 Константин Прокшин. По его словам, «ультратяжёлые» абоненты, которые потребляют очень много трафика, создают чрезвычайную нагрузку на сеть.

Тем не менее уже в августе 2016 года Tele2 тоже запустил тариф с безлимитным интернетом.

«У операторов просто нет другого выхода»

В феврале 2016 года Михаил Слободин, на тот момент занимавший пост главы «Вымпелкома», высказался за отказ от безлимитных тарифных планов на мобильный интернет и повышение цен на большие пакеты трафика. На фоне падения выручки от услуг связи единственным источником роста доходов операторов может быть мобильный интернет, однако его стоимость слишком низкая, заявил он тогда.

Российские операторы постепенно будут отказываться от безлимитных тарифов, прогнозировал в декабре 2016 года гендиректор «Вымпелкома» Шелль Йонсен. У операторов просто нет другого выхода, говорил он: «3G-сети уже перегружены, а сети 4G загружаются очень быстро». «Вымпелком» также указывал на то, что реальное потребление трафика на безлимитных тарифах ненамного выше, чем на пакетных, кроме того, безлимитные тарифы будут сдерживать дальнейшее развитие рынка.

Первым от неограниченного доступа в интернет решил отказаться пионер безлимитного мобильного интернета — Yota. В январе 2017 года оператор представил новую линейку тарифов, где вместо безлимитного интернета предлагаются пакеты трафика объёмом от 5 ГБ до 30 ГБ. Действующих абонентов изменения не затронули.

Первоначальная концепция, ориентированная на продвинутых интернет-пользователей, практически исчерпала себя, объяснял такой шаг гендиректор Yota Владимир Добрынин.

По его словам, 85% абонентов Yota используют в месяц не более 5 ГБ трафика, что не соответствует рыночным условиям. «Мы продаём безлимитный интернет по более высоким ценам и мы не оптимальны с точки зрения рынка», — говорил Добрынин.

«Такие "качальщики" забивают сеть для других абонентов»

Вслед за Yota в течение нескольких месяцев от тарифов с безлимитным интернетом решили отказаться и другие операторы. «Мегафон» закрыл опцию «Безлимитный интернет» в феврале, объяснив решение «отсутствием интереса» и «незначительным количеством новых подключений».

«Вымпелком» с февраля перестал подключать новых пользователей к постоплатным тарифам с безлимитным интернетом, оставив только два предоплатных тарифа с неограниченным доступом к интернету — самых дорогих в линейке оператора.

Постоплатные тарифы с пакетами безлимитного мобильного трафика были временной акцией, объясняла тогда представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По её словам, акция должна была закончиться в сентябре 2016 года, но оператор решил её продлить из-за высокого спроса на тарифы. В январе 2017 года срок истёк.

МТС с 27 марта также закрыл для новых подключений тариф «Smart Безлимитище» с неограниченным доступом в интернет, введя пакет с 10 ГБ трафика и возможностью переносить остатки трафика на следующий месяц.

Оператор проанализировал профиль потребления абонентов и выяснил, что большинство пользователей интернет скачивают менее 5-6 ГБ данных в месяц. «С учётом суммирования квот интернет-трафика новый тариф удовлетворит потребности большинства интернет-пользователей», — сказал представитель МТС Дмитрий Солодовников.

В компании также рассчитывают, что новое предложение позволит увеличить продажи контрактов на фоне сокращения точек продаж, к которому оператор приступил в 2017 году.

«Протрезвели и поняли, что денег нет»

Запуск тарифов с неограниченным интернет-трафиком связан с желанием операторов набрать абонентскую базу, однако в итоге выяснилось, что такие предложения не выгодны ни в техническом, ни в финансовом плане, сказал vc.ru гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

По его словам, среднестатистический абонент потребляет 5 ГБ мобильного трафика в месяц, а безлимитный интернет интересен примерно 5% от 260 млн абонентов сотовой связи в России.

Такие качальщики «забивают» сеть для других абонентов. При этом операторы не сделали безлимитный интернет услугой, которая приносила бы им больше денег. ​

Для операторов это не выгодно ни в техническом, ни в финансовом плане. Они протрезвели и поняли, что денег от этого нет.

— Денис Кусков, генеральный директор Telecom Daily

По мнению гендиректора компании «ТМТ консалтинг» Константина Анкилова, основную роль в появлении безлимитных тарифов сыграли недозагруженные на тот момент сети четвёртого поколения, однако было понятно, что это временное предложение.

«Безлимит в мобильных сетях как массовая услуга при существующих технологиях невозможна. Доступных операторам сетей не хватит для массового безлимитного потребления интернета, который предполагает передачу больших объёмов трафика», — пояснил Анкилов.

Безлимитные тарифы «Мегафона» были мало востребованы, большинству клиентов вполне достаточно тех объёмов трафика, которые включены в пакеты, сообщили vc.ru в пресс-службе оператора. Представители компании также указали, безлимитные предложения могут увеличить затраты операторов на хранение данных в рамках исполнения требований «закона Яровой».

По оценкам независимых аналитиков, пользователей безлимитных предложений у операторов связи крайне мало — порядка 3% от общего числа. Такие клиенты значительно нагружают сеть, отчего иногда снижается скорость интернет-доступа у подавляющего большинства пользователей.

Выполнение так называемого «закона Яровой» требует от операторов хранить в течение шести месяцев не только данные о звонках и SMS клиентов, но и видеотрафик. Безлимитные предложения существенно увеличивают затраты операторов на исполнение этого закона. По нашим оценкам хранение 1 ГБ трафика потребует порядка 450 рублей инвестиций в программно-аппаратный комплекс.

— пресс-служба «Мегафона»

Законодательные ограничения в данном вопросе играют меньшую степень, в первую очередь операторы сосредоточены на бизнесе, считает Кусков. Аналогичного мнения придерживается Анкилов. По его словам, операторы стремятся компенсировать сокращение доходов от голосовых услуг связи за счёт пользователей, которые активно пользуются интернетом и готовы за него платить.

​

Представитель «Вымпелкома» в разговоре с vc.ru заявил, что безлимитные тарифы превратились в маркетинговый инструмент по привлечению клиентов к предложением. В то же время он признал, что потребление интернет-трафика среди абонентов «Билайна» растёт и безлимитные тарифы пользуются определённым спросом.

​На практике потребление на безлимитных тарифах у подавляющей части клиентов фактически такое же, как на тарифах с включенными пакетами дата-трафика. Так что просто нет смысла продолжать промоутировать тарифы, не отражающие интересы клиентов, тем более, что такими тарифами пользуется лишь небольшая часть клиентов.

В текущей ситуации безлимиты больше сдерживают дальнейшее развитие рынка: потребление трафика в общем объёме растет, при этом платят одинаково и активные пользователи, и те, кто пользуется интернетом мало — и это на общем тренде снижения голосового потребления и необходимости операторов инвестировать в инфраструктуру, которая сможет поддерживать растущие объемы дата-трафика.

На наш взгляд, в будущем рынок неизбежно придёт к изменению модели ценообразования: от стоимости минуты — до стоимости единицы данных. Это даст возможность дифференцировать предложения для клиентов с учетом их меняющегося профиля потребления.

— пресс-служба «Вымпелкома»

Основатель издания Roem.ru Юрий Синодов считает, что точная дифференциация абонентов по количеству потребляемых ими услуг снизит выручку операторов на десятки процентов. «Лишь небольшая доля абонентов идеально и постоянно вписывается в рамки предлагаемых тарифных планов», — написал он в своём канале в Telegram.

На рынке появилось заметное количество пользователей, которым минуты включенные в пакет практически не нужны, а вот интернетом они пользуются столько, сколько его дают. Такие пользователи с удовольствием переходили на тариф с безлимитным интернетом, удовлетворяясь минимальными пакетами минут.

То есть, подбирали под себя тариф достаточно точно соответствущий их запросам.

Операторам такая ситуация невыгодна: они предпочитают, когда абоненты пользуются тарифом с запасом, переплачивая за услуги, которые они не используют. <...>

Если раньше операторы действовали в интересах многокачающего пользователя, поскольку необходимо было захватить этот рынок, то сейчас, когда рынок поделен, они начинают действовать в интересах сферического «одинаковоговорящего и одинаковокачающего» абонента.

А таких не существует. Поэтому страдать от невозможности «выбрать» весь объём оплаченных услуг теперь будут как многоговорящие, так и многокачающие абоненты.

Юрий Синодов, основатель и издатель Roem.ru

Глава телеком-компании Freeely Wi-Fi Russia Михаил Климарёв в разговоре с изданием 66.RU назвал одной из причин отказа от безлимитных тарифов экономическую ситуацию и необходимость средств для обновления оборудования.

​Цены на связь в России — одни из самых низких в мире. Нужно как-то повышать цены. Но сделать это трудно — потому что конкуренция, и «хомячки» будут убегать при повышении тарифов в лоб. Следовательно, нужно сделать это аккуратно и не за счёт основной массы, а именно за счёт тех, кто много потребляет. Их немного в общей базе — не более 10%. Но при этом потребляют они больше половины ресурсов. Самый логичный ход — отмена безлимитов.

— Михаил Климарёв, глава Freeely Wi-Fi Russia

Операторы считают, что чем больше абонент потребляет, тем больше он должен платить, и наоборот, предполагает Климарёв. «Безлимит — это не очень справедливо. Чем больше ты потребляешь общего ресурса, тем должен больше платить», — сказал он.

«Такие "качальщики" забивают сеть для других абонентов»

Сейчас из федеральных операторов тариф с неограниченным доступом к интернету предлагает только Tele2. Тариф «Беспредельно чёрный» стоит от 290 рублей в месяц в зависимости от региона подключения.

Представители Tele2 сообщили vc.ru, что сейчас оператор анализирует влияние безлимитных предложений на рост абонентской базы и оценивает необходимость их дальнейшего присутствия в тарифной линейке.

Мы видим, что рынок отказывается от безлимитных предложений. Безлимитные пакетные тарифы — это нишевый продукт, сконфигурированный таким образом, чтобы отвечать требованиям определённой группы пользователей, которым очень важен безлимитный мобильный интернет, и в меньшей степени нужны минуты и SMS.

— пресс-служба Tele2

Ранее в компании неоднократно говорили, что не собираются отказываться от безлимитных предложений, однако будут следить за рыночными тенденциями.

1818
67 комментариев

Комментарий удалён модератором

А мне на той неделе в мегафоне на вопрос "а почему у вас все не для людей сделано и очень неудобно?"

Ответили, что у них компания деньги зарабатывает а ее о людях беспокоится! Я просто в шоке был!

Это я кстати насчет того что трафик как раз кончился приходил, говорю денег на счет положил а интернета все равно нет - сказали меняй тариф, ты дружок свой трафик уже потратил)))

4

Их логика: "вложились однажды, деньги будем получать всегда всё больше и больше". Но не учитывается, что клиентов больше не становится.
Кто будет лоукост с норм качеством, тот и победит.

3

не быдло бизнеса, а лично Михаила Климарёва

1

Никто не пользуется, но забивают все каналы. Л - логика!

27