На какие абсурдные проекты просят деньги начинающие предприниматели

Создатель сообщества «Бесплатный стартап» Юлия Фролова собрала примеры у российских инвесторов.

В закладки

Среди тысяч писем, которыми стартаперы бомбардируют инвесторские почты, попадаются шедевры, превосходящие творчество номинантов на Нобелевскую премию по литературе. Один венчурный капиталист поделился со мной питчем, где помимо самого предложения художественно описывался психоделический опыт пути к инсайту.

Правда, многие стартаперы, напротив, не спешат делиться даже идеей. Ведь её могут украсть, а денег не дать. В таких случаях инвесторам остается довольствоваться скромными намёками.

Вот цитаты из стартаперских коммерческих предложений, которые прислал управляющий партнер фонда AltaIR, бизнес-ангел Игорь Рябенький: «У меня есть идея на миллион», «Идея, которой нет ещё в России, скорее, и в других странах тоже. Вы будете первыми, кто применит эту систему, это новшество для всех, всё гениальное просто», — о чём именно идёт речь, претенденты на транши, конечно, не говорят. Зато часто подобные питчи заканчиваются чем-то вроде: «А вы точно инвестор?». И правда, время — деньги, незачем распыляться перед кем попало.

Не только ради забавы, но и ради предотвращения подобных ошибок, я поинтересовалась у инвесторов, какие абсурдные идеи им питчили.

Ажиотаж вокруг ИТ-индустрии порождает приток людей непрофессиональных, которым кажется, что они смогут придумать идею и сделать бизнес. Конечно, это не так.

Абсурдные проекты появляются каждый день: например, проект запуска спутников для всемирного интернета от школьника 16 лет — такую презентацию я открыл в 2014 году. С одной стороны идея отличная. Facebook как раз вкладывал миллиарды в разработку таких технологий. Но возможность реализации проекта и успеха этого бизнеса для человека без квалификации и опыта — абсурд.

Алексей Спасский
IMI.VC

Самое распространенное абсурдное явление — попытка убедить инвестора вложиться в идею — да-да, в идею, — которую сам фандрайзер не может даже сформулировать, и в процессе питчинга развивает первоначальный «набросок», который в течение последующих нескольких минут уже совсем не имеет ничего общего с первоначально озаглавленной темой. Вот именно такие явления — это абсурд абсурдов по всем параметрам.

Среди забавных абсурдов я бы выделил прыгающий авто, который посредством устройства, прикрепляемого к днищу, перепрыгивает через все неудобства в современном городе.

Александр Шульгин
ГК «Фамилия»

​Мне предлагали вложиться в мобильное приложение для выставления виртуальной свечи в церкви и совершения других религиозных ритуалов в онлайне.

Абсурдно, потому что целевая аудитория приложений — молодёжь — мало ходит в церковь, а если и ходит, то не захочет заменять этот ритуал онлайн-действием, потому что важен сам ритуал, а не факт установки свечи.

Павел Черкашин
GVA Vestor.in

​Нам предлагали вложиться в проект по использованию «сверхслабого электромагнитного излучения материальной среды — веществ и биообъектов».

Из описания этой инновации: «…позволяет передавать по линиям связи излучения различных веществ, а потребителям в любой точке земного шара использовать его в медицине, фармакологии, растениеводстве, ветеринарии, птицеводстве, пищевой промышленности и других областях жизнедеятельности человека».

Было и «подобие Twitter, но без ограничения символов».

Некоторые «стартаперы» любят рассказывать, что у них есть крутая идея (и только), но она настолько бомбическая, что поделятся они ею только после того, как мы NDA подпишем. Их нельзя переубедить аргументами о том, что нам надо понимать, о чем вообще речь, соответствует ли это нашему инвестиционному фокусу.

Игорь Песин
Life.SREDA

​Был проект — нестандартный инструмент рекламы: автомобиль с проектором паркуется рядом с домами и проецирует рекламу на их стены. Формально — технически всё очень просто, но юридически — весьма скользко.

Считается ли световое изображение на стене здания рекламой или нет? Или, может быть, это «случайный отсвет» от оборудования, стоящего в машине? Вопрос остается открытым.

Владимир Княжицкий
эксперт и ментор совета Санкт-Петербургской Ассоциации бизнес-ангелов

На мой взгляд, самые абсурдные заявки, которые получал наш фонд — это «Первый в мире университет по эзотерике, магии и паранормальным явлениям» и запрос на $30 млн на производство казахстанского блокбастера «Рабы».

В первом случае сложно было бы найти знаменитые отчеты IDC и Gartner по рынку обучения магии, поэтому мы не инвестировали в проект. И приборы диагностики ауры и генераторы особых полей производятся без нас.

Во втором случае нас напугали возможные заголовки новостей — «LETA Capital покупает рабов».

Сергей Топоров
LETA Capital

​О большинстве отвергаемых идей ничего плохого сказать нельзя, просто их авторы обращаются к нам за поддержкой, не понимая принципы и бизнес-модель работы фонда.

Вот только несколько свежих примеров: создание производства по розливу питьевой и минеральной воды в Белоруссии, издательство в Грузии, которое ищет венчурного партнера, чтобы «расширяться и достигать уровня европейской полиграфии», и так далее. Эти проекты абсурдны не сами по себе идеи, абсурдны предположения, что венчурный фонд может их поддержать.

Идея, которая меня действительно недавно рассмешила, — это поиск венчурной поддержки для мультфильма про Сноудена. Сейчас авторы переместили свой запрос на Boomstarter и набрали целых 150 из требуемых 100 тысяч рублей. Мне кажется, что здесь уже вполне осознанный (и, слава Богу, не прокативший) расчет на дураков.

Алексей Соловьев
Prostor Capital

Мне больше всего запомнился проект по строительству в Крыму огромного гостиничного комплекса, который сверху был бы похож на большого медведя — он был бы весь золотого цвета, в одной «лапе» располагался бы бассейн, в другой — аквапарк, рестораны, боулинг и так далее. На всё это запрашивалось 3 млрд рублей.

Михаил Лобанов
Target Global

Особенно популярная тема — космические проекты «на будущее». Один из инвесторов рассказал о ноу-хау-устройстве для перемещения в космосе: «внешне устройство похоже на гармошку или пружину: сжимается двумя руками, одной рукой отпускаешь — и тебя уносит в другую сторону». Целевая аудитория, конечно, не анализировалась.

#Мнения

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f"], "comments": 29, "likes": 28, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 22957, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 22957, "author_id": 2, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/22957\/get","add":"\/comments\/22957\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/22957"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

29 комментариев 29 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
10

"Абсурдные проекты появляются каждый день: например, проект запуска спутников для всемирного интернета от школьника 16 лет — такую презентацию я открыл в 2014 году".

Гыг - https://vc.ru/p/yaliny-reboot

Ответить
0

тебе сейчас 19?

Ответить
0

Нет, Левон, извините, я не Ваш ровесник.

Ответить

Комментарий удален

5

Самое странное, что кто-то еще верит, что идея стоит чего-то! Вот это абсурд абсурдов.

Ответить
4

Как показывает недавняя практика на раскрутку через торшинский траст))

Ответить

Комментарий удален

2

Есть сумашедшие, требующие подписать NDA, до того, как расскажут об идее. Обычно дальше разговора не выходит. Инвесторы получают десятки предложений регулярно - со всеми подписывать NDA, не зная вообще ничего об идее, нет смысла.

Ответить
3

Если подпишешь NDA, но по каким-то причинам не вложишься в проект (не сойдётесь в оценке, не понравится команда и т.п.). То что делать, если потом придёт другой стартап с аналогичной идеей, адекватной оценкой и хорошей командой? Отказывать из-за того, что когда-то подписывал NDA?

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Ну давайте просто: инвестор не будет смотреть Ваш проект, если перед разговором Вы будете просить подписать NDA. Можете попытаться, конечно, но Вас предупреждали. ;)

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

2

Во первых подписание NDA стоит денег - проверка документа адвокатом, в каких-то случаях согласование, документооборот. Когда у вас 10-50 контактов в день то это совсем не шутка а вполне такой солидный расход. Во вторых, венчуры слышат огромное количество однотипных идей - как вы себе представляете процесс общения/работы когда у вас 10-к подписанных NDA. А в третьих - подписывать какие-то документы с школотой - не уважать самого себя :)

Ответить
0

Ну если уж на то пошло, ты можешь сделать свой единожды одобренный формат NDA как единственный, который ты можешь подписывать :-) Главное захотеть)

Ответить
0

А зачем им это нужно? Что бы привлекать к себе тех кто боится за свою идею? Так венчуры наоборот не хотят с такими работать и стараются отсеять на ранних стадиях :)

Ответить
1

вы точно понимаете что такое NDA?)

Ответить
0

NDA

Российская юрисдикция

Ну, не все так просто с нашим законодательствам об охране коммерческой тайны. Механизм охраны коммерческой тайны тяжеловесен и труден для применения в практических условиях.

Ответить
1

VC не подписывают NDA с компаниями на ранней стадии даже на западе.

Ответить

Комментарий удален

0

Подписывают, но не с сумасшедшими

Ответить

Комментарий удален

0

Ну все же ценят свое время, чтобы подписать NDA нужно быть уверенным, что ты не тратишь свое время зря. А в этой сфере получить такую уверенность очень сложно.

Ответить

Комментарий удален

1

Но зачем? Если человек за первые 15 минут питча не способен объяснить свою идею, каков шанс, что NDA что-то поменяет?

Откуда эта мысль вообще у стартаперов, что важна идея, а не ее исполнение?

Ответить
1

Как откуда?! Вы не знаете? Это же заговор венчуров для сбора и фильтрования идей, они специально везде пропагандируют что идея не главное - главное реализация. Априори у венчура больше возможностей и ресурсов для реализации. А если все будут говорить что идея наше все, то пиши пропало. Украдут, сами сделают и оставят вас с носом :D

Ответить
0

Вообще по моему опыту(не инвестора), люди которые просят подписать NDA обычно неадекватны во всем остальном. Просто есть корреляция.

Ответить
3

А вы точно инвестор?

Ответить
3

а мне что то идея с церковью очень даже понравилась и вовсе не абсурдная

Ответить
0

так в Италии уже есть такой сервис

Ответить
0

лучше бы инвестировали

Ответить
0

а я сразу представил расширение для вКонтакта. По-моему, хорошая идея. Сделать простые свечки бесплатными, а "непростые" за монетки ну и доп. услуги там... Да элементарное "заказать молебен онлайн" - уже хорошо )

Ответить
0

команда собралась вроде, остался QA, из церкви возьмем

Ответить
2

Из веселого из жизни, а не фонда: лет 10 назад в качестве дипломной работы был заявлен проект - приложение, которое отпугивает собак звуком. Зам. декана факультета бизнес-информатики РАНХиГС, обладающая хорошим чувством юмора, сказала, что одобрит выбранную тему, но на защиту приведет своего алабая, чтобы проверить, как работает продукт :) founder не прошел проверку на веру в свою идею :)

@Михаил Лобанов
надо вкладывать! - посмотри на дубай с высоты птичьего полета! Да и Димону бы, однозначно, понравилось гулять по новому парку в новых кроссовках :)

@Павел Черкашин
-пришлите, пож-та, презентацию проекта, если осталась. С контактами. благодарю!

Ответить
0

Все проекты реализовываю сам

Ответить
0

Я помню, как у меня в группе парень защищал проект новой федеральной трассы Москва-Санкт-Петербург. Просил 300 тысяч рублей на всё.

Ответить
0

Всё это конечно правильно. Я сам видел человечка, который предлагал делать воздухопроводы чистого воздуха в столицу.
Только надо приводить и проекты, которые прошли фильтры, а там... цирка не меньше. И обусловлено это именно характером венчурной экономики, которая работает только в условной америке, коей большая часть мира не является.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления