{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Письмо в редакцию: Как мы по ошибке отправили рассылку десяткам тысяч пользователей и извлекли из этого пользу Статьи редакции

Рассказ Рамиля Шайхутдинова, руководителя интернет-бухгалтерии «Контур.Эльба».

Мы придумали сервис подготовки документов для регистрации ИП. Интерфейс недавно обновили: сделали его удобнее и проще. А призыв зарегистрироваться в «Эльбе» поместили в отдельное письмо, которое приходит автоматически.

Письмо написали и сверстали. Чтобы проверить, как оно выглядит на разных устройствах и в почтовых клиентах, отправили тестовое. И тут началось самое интересное.

Заходят в бар человеческий фактор, ошибка в интерфейсе и баг

Человеческий фактор

Обычно разработчики не занимаются рассылками. Но в этот раз мы создавали свою первую автоматическую рассылку, поэтому за нее взялся разработчик. Он не знал, как устроен сервис.

Ошибка в интерфейсе

Список адресов получателей пустой — поэтому он решил, что кнопка «Отправить» рассылает письмо команде. Затем он увидел, как запустился счетчик отправки писем.

Мы автоматизировали процесс отправки писем по всей базе и не оставили никаких намеков в интерфейсе на это. Кнопка «Отправить» заметна, а «Отправить письмо команде» расположена в нетипичном месте — в правой верхней части экрана.

Баг

Как опытный разработчик, Слава обладает хорошей реакцией, поэтому до отправки первого письма нажал на «Отмену». Но письма продолжали уходить. В сервисе спрятался баг, который не позволял отменить отправку.

Результат

Письмо ушло всей базе пользователей. Многие из них — собственники организаций или зарегистрировали ИП несколько лет назад, а не «только что совершили важный шаг навстречу своему бизнесу», как мы сообщаем.

Что мы сделали

Ошибочное письмо — это не катастрофа. Мы не потеряли данные клиентов и не навлекли проверки госорганов. Но доставили неудобство и заставили сотни клиентов разбираться, в чем дело. К тому же был большой риск попасть в спам. Поэтому написали письмо с извинениями.

Наши проектировщики потратили всю магию на «Эльбу», а на внутренние сервисы уже не хватило. При автоматизации мы не учли, что можно нажать кнопку по ошибке и в один клик сделать рассылку по всем пользователям. Как мы и сообщили в письме, интерфейс сервиса рассылок пришлось поменять.

Как отреагировали пользователи

На почту валились письма, нам писали в социальных сетях. Письмо обещало год «Эльбы», поэтому многие просили подарок в качестве извинения.

Предприниматели волновались за свою безопасность и недоумевали. Мы отвечали им по всем каналам техподдержки, успокаивали и сообщали, что произошла ошибка. Но часть ответов нас положительно удивила.

Многие иронизировали:

Или отвечали позитивно:

Хвалили наше ошибочное письмо:

И ставили в пример письмо с извинениями:

Разработчики нас особенно понимают:

Как мы заодно провели внеплановый опрос клиентов

На ошибочной рассылке череда случайностей не закончилась. Мы умудрились прикрепить к ней ошибочный опрос. Он предназначался для тех, кто завершил пробный период, но не оплатил сервис. Вопросы общие: что понравилось, что не понравилось и каких возможностей не хватило в «Эльбе».

Когда мы обнаружили, что список ответов слишком быстро пополняется, то немедленно закрыли опрос.

Но 670 человек успели ответить. Мы получили полноценный фидбэк, много ответов на закрытые вопросы и счастливого юзабилити-специалиста. Несмотря на ошибку, большая часть отзывов оказалась положительной.

Какие мы сделали выводы

  1. ​Ошибки помогают обнаружить слабые места в сервисе и устранить их. Нельзя пренебрегать качеством внутренних сервисов.
  2. Действия с большими последствиями нельзя делать доступными по одному клику.
  3. Аудитория обращается к нам на языке интернет-общения, а не в деловом стиле, даже по email. Поэтому адекватно отвечать ей менее формально.
0
10 комментариев
Написать комментарий...
Alexandr Zhitkevich

1) Факапишь
2) Пытаешься исправиться
3) Пишешь об этом на VC и получаешь дополнительную рекламу
4) PROFIT!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вадим Ильин

Милая Эльба. Я тоже писал тебе письма) спасибо за позитив !)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Тоже получил это письмо, но даже в мыслях не было клянчить премиум)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Филипьев

Ошибки двигатель прогресса!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Колесников

видимо отток пошел, мне тож манагер из титьки сказала, что можно вести бухгалтерию в клиент банке, без сторонних сервисов.
Эльбе свой банк нужен )

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чингуль

Манагер соврала. Там много чего нельзя сделать.
Но, тенденция да, пошла. Я думаю больше стоит напрягаться господам из 1С

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сонько

Годик то дадите все таки? Два ип сидят на эльбе, у одного заканчивается оплаченный период, не?

Ответить
Развернуть ветку
Рамиль Шайхутдинов

Пока только если ИП свежий, другую акцию еще не придумали :)

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Во-первых кейс ни о чем, во-вторых это же кому в голову пришло всю ошибку повесить на разраба? полный кретин руководитель не дал скрипт теста, не показал интерфейс (особенно если он неинтуитивный) не дал описание сервиса и тд, при чем тут разраб? А от выводов просто плакать хочется

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда